Метод стимулирования деятельности и поведения

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению.

Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки. К этой группе методов относятся: поощрение, наказание и сам соревновательный процесс.

Поощрение- это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность куратора, награждение подарками, грамотами и медалями и пр.

Наказание- это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: нагрубил – извинись, насорил – убери.

Соревнование – это метод, основанный на тяге детей к игре, состязанию.

Областной Проект «Будь здоров!» затрагивает такие направления воспитательной работы как:

– нравственное воспитание;

– умственное воспитание;

– эстетическое воспитание;

– трудовое воспитание;

– физическое воспитание.

Нравственное воспитание понимается как деятельность по формированию системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Содержанием нравственного воспитания Проекта является формирование у подростков чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, доброжелательного отношения к окружающим, способности переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Формы нравственного воспитания, используемые в мероприятиях Проекта:

– вовлечение учащихся в деятельность: творческую, общественную, спортивную и пр.;

– воспитывающая ситуация - ролевые игры;

– поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения способствуют выработке привычек и культуры поведения;

– этические лекции, конференции, способствующие формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Нравственным надо считать того человека, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Умственное воспитание – деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

К интеллектуальным умениям относят способность излагать свои мысли, навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Во время проведения конкурсных мероприятий Проекта используются такие формы умственного воспитания, как научно-популярные лекции, конференции учащихся, встречи со специалистами в области профилактики табакокурения и пивной зависимости, выставки, интеллектуальные игры и пр.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика – системы духовно-нравственных, научных, философских, социально-политических, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Цель эстетического воспитания: формирование эстетической культуры личности – эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей.

Эстетическое воспитание реализуется, прежде всего, во время подготовки и проведения творческих конкурсов Проекта – агитбригад, «Иван да Марья», при подготовке к Финальному состязанию.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника.

Трудовое воспитание обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Каждое мероприятие Проекта решает задачи трудового воспитания, будь то творческий конкурс, спортивное состязание, интеллектуальная игра, экскурсия или встреча с интересными людьми.

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, занятия спортивной деятельностью, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Основными методами физического воспитания являются подготовка к спортивным мероприятиям Проекта «Будь здоров!», разъяснение, инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию.

Физическое воспитание имеет особое значение для формирования здорового образа жизни школьников. Формирование здорового образа жизниявляется очень важным в свете современного состояния нравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой духовно-нравственной, гармонической жизни каждого.

Средствами формирования здорового образа жизни в рамках Проекта являются методы убеждения и организации деятельности детей.

Профилактическая работа в рамках Проекта является важным средством формирования здорового образа жизни подростков.

Профилактическая работа также является частью воспитательной работы проекта. Б.Т.Лихачев называет такую работу антиотравляющим воспитанием и понимает под ним процесс формирования у детей осознания опасности токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе профилактической работы лежат глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.

Профилактическая работа проекта включает в себя:

1. Работу с учащимися через включение их в активную деятельность.

Формы работы: конкурсы, акции, конференции, беседы, лекции.

2. Работу с родителями через содействие им в формировании у ребенка широкого мировоззренческого мышления без отрицательного личного опыта.

Формы работы: конференции, родительские лектории, индивидуальная работа.

3. Работу с учителями через повышение профессионального мастерства педагогов в области профилактики табакокурения.

Формы работы: конференции, круглые столы, обмен опытом.

Совместное участие коллектива класса в Проекте «Будь здоров!» как средство воспитания

Совместная деятельность формирует у детей культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений.

Методика воспитания коллектива базируется на вовлечении учащихся в совместную деятельность и на специальных приемах стимулирования деятельности, сплачивания группы. Возможности для создания коллективистских отношений дает творческая, общественная и спортивная деятельность мероприятий Проекта.

Технология воспитания коллектива проекта реализуется через:

– умелое предъявление требований к ученикам в форме разъяснения задач, правил, норм;

– воспитание с помощью консультирования, организации и контроля;

– организацию перспективы жизни класса – организацию завтрашней радости: постановки близких, средних и далеких целей, как стимулирующих движение, развитие коллектива;

– использование ролевых игр, анализа ситуаций, групповых дискуссий.

Организация различных форм деятельности класса несет большой воспитательный потенциал. Такой подход обогащает теорию коллектива.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: