Рекомендации
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни человека, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Здоровый образ жизни связан с выбором позитивного в отношении здоровья как стиля жизни. Формирование здорового образа жизни детей в общеобразовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой педагогами, медицинским персоналом и родителями.
Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, главное назначение которой – воспитание ребенка. В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей школа.
В идеале взаимодействие семьи и школы строится на взаимном уважении и доверии – педагог и родитель не только уважают друг друга, доверяют друг другу в воспитании ребенка, но и не забывают о том, что они делают вместе единое дело – воспитывают детей.
Родители в любой школе помогают учителям своих детей, а организация учебного процесса и досуга детей при помощи родителей – это задача каждого педагога, в частности, классного руководителя.
|
|
Основу взаимодействия классного руководителя и родителей составляют:
§ взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
§ взаимопомощь в решении сложных проблем;
§ заинтересованность в успешности ученика;
§ согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;
§ совместный анализ результатов деятельности;
§ совместное определение перспектив во взаимной работе;
§ педагогу необходимо наладить постоянный обмен информацией, оказывая помощь родителям в организации самостоятельной работы школьников.
Но в большей степени успех в воспитании ребенка, в профилактической деятельности, в формировании здорового образа жизни ребенка зависит от родителей. Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции – все эти и другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро.
Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но число курящих людей огромно. 17 июля 2009 года на заседании Госсовета, посвященном проблемам молодежи в стране, президент Дмитрий Анатольевич Медведев, говоря о здоровом образе жизни, особо выделил тревожную ситуацию с употреблением подростками спиртных напитков, наркотиков и подростковое курение. «По официальной статистике, более 3 млн. подростков курят, и это не молодежь в целом, а именно подростки, учащиеся школ. …Это официальные цифры, реальные – выше», – подчеркнул он и предложил среди прочего думать о необходимости мер, стимулирующих развитие спорта, и проведения разъяснительной работы. «Не стесняйтесь, говорите об этом вслух», – призвал глава государства участников заседания.
|
|
У наших детей есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Поэтому профилактика в этой области необходима, и необходимо серьезно отнестись к проблеме табакокурения.
На сегодняшний день уже достаточно изучены особенности воспитательной деятельности родителей и ее влияние на формирование развития детей и подростков. Особенно пагубно сказывается отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка.
Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Родителям для правильного воспитания порой не хватает психого-педагогических и медицинских знаний, что определяет их педагогическую культуру. Главный метод воспитания в семье - это пример. Важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем.
Родители несут ответственность за детей, которая, в частности, предполагает осознанное отношение к своему поведению; ребенок должен видеть, что его близкие не курят, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Если ребенок видит родителей курящими и слышит, что курить нельзя, он скорее последует этому примеру, чем прислушается к словам.
Курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки от сигарет и т.д. Такое поведение покажет подростку, что некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, и курильщики – не хозяева положения.
Если же родитель курит и не считает эту привычку такой уж дурной, ему нравится процесс курения, и он считает, что это красиво и стильно, тогда он не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Родители должны быть последовательны в своих действиях и словах!
В том случае, когда никто из домашних не курит, но у них есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить в их доме.
Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить, и постараться нейтрализовать причины. Нужно поговорить с ребенком:
§ разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;
§ родителю нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;
§ нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней, и на этой основе строить дальнейший разговор;
§ таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.
Все, что поможет подростку избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в дальнейшем, для этого необходимо:
§ постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные для него;
§ подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение;
§ научить его критически относиться к получаемой извне информации, обсудить с подростком рекламу;
§ оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.
|
|
Если все же ваш ребенок закурил. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с ним возникшую проблему. Необходимо четко заявить свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самим и познакомить подростка, рассказать о возможностях преодоления вредной привычки. Для этого нужно набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.
Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиции семьи и всего социального окружения подростка.
Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Цель Проекта:
Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.
Задачи Проекта:
· Объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в формировании среды свободной от негативных зависимостей.
· Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.
· Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и др.
· Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.
· Расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей.
· Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.
|
|
· Создание в интернетпространстве условий для общения участников Проекта.
Девиз: «Здорово быть здоровым!»
Сроки проведения: с 12 сентября 2010 г. (Областной праздник «День трезвости») по 24 мая 2011 г. (св. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских).
Участники: Муниципальное образование, школа, учащиеся 7, 8 и 9-х классов, координатор, куратор, родители.
Организаторы:
§ Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости»;
§ Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО;
§ АНО «Просветительский центр».
А также представители Екатеринбургской епархии, депутаты Областной и Городской Думы, представители Администрации города, учреждений образования, медицины, СМИ, предприниматели.
Реализация Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» осуществляется в рамках педагогической деятельности Общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области. Исполнитель Проекта – Автономная некоммерческая организация «Просветительский центр», она же является управляющей структурой Проекта «Будь здоров!» - Оргкомитет областного уровня.
Деятельность Оргкомитета областного уровня:
Оргкомитет областного уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию единого централизованного координатора социально-педагогического проекта «Будь здоров!»
Деятельность Оргкомитета областного уровня обусловлена исполнением следующих целей:
- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «область – муниципалитет – ОУ»;
- определение ответственности за выполнение Проекта;
- обеспечение эффективного распределения информации.
В функциональные обязанности Оргкомитета областного уровня входит:
1. координация Проекта;
2. определение сроков проведения мероприятий Проекта;
3. обеспечение участников Проекта методической и консультативной помощью;
4. определение единых критериев оценки мероприятий в Муниципалитетах;
5. сбор информации о ходе реализации Проекта в регионе;
6. подготовка мониторинговых отчетов.
Этапы реализации Проекта:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Областной этап.
Планируемые мероприятия проекта «Будь здоров!»:
Организационные мероприятия Проекта:
§ Выпуск методических рекомендаций.
§ Круглый стол представителей ОУ муниципалитетов - сентябрь 2009 года.
§ Сайт Проекта.
Конкурсные мероприятия проекта.
Научно-методические мероприятия:
§ Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте.
§ Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе».
Подведение итогов.
Награждение победителей.
В функциональные обязанностиМуниципалитетов-участников Проекта входит:
1. Принятие решения участия в Проекте «Будь здоров!»
2. Создание Оргкомитета в Муниципалитете.
3. Информирование школ о начале Проекта в 2010-2011 учебном году.
4. Направление своих представителей на обучающий семинар.
5. Определение «комплекса событий» Проекта на 2010-2011 учебный год.
6. Ежемесячное подведение промежуточных итогов и рейтинг участников Проекта.
7. Самостоятельное определение призеров Проекта Муниципалитета.
8. Самостоятельное, из средств муниципалитета, награждение призеров и участников Проекта призами и наградами.
9. Выдвижение класса-победителя на областной Финал Проекта.
10. Направление в областной оргкомитет Проекта представителя оргкомитета МО для участия в комиссии жюри Финала Проекта.
Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте, планируется в октябре во время осенних каникул.
Семинары для кураторов классов, участвующих в Проекте состоятся с целью подготовки образовательного учреждения к реализации Проекта.
Цели проведения семинара:
§ Подготовка планов-графиков на учебный год.
§ Назначение ответственных за проведение конкурсных мероприятий Проекта.
§ Определение потребности в финансовых затратах реализации Проекта каждого отдельного образовательного учреждения.
§ Консультации ответственных за проведение Проекта по формированию итоговой и сводной отчетности конкурсных мероприятий на сайте Проекта.
§ Информирование кураторов классов, участвующих в Проекте, о должностных обязанностях педагогических работников, задействованных в Проекте.
Для отслеживания процесса реализации конкурсных мероприятий Проекта разработан и запущен социальный сайт Проекта «Будь здоров!» Каждый Муниципалитет на сайте Проекта имеет отдельную страницу, на которой самостоятельно размещает информацию о ходе и выполнении своих мероприятий Проекта. Регистрация в социальной сети класса-участника Проекта осуществляется независимо от муниципалитета.
Задачами сайта являются привлечение к Проекту муниципалитетов области, активизация профилактической деятельности в регионе и распространение результатов Проекта.
Задача педагога – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, формируя при этом медиакультуру ребенка. Сайт способен объединить девчонок и мальчишек, которым есть что сказать друг другу, помочь найти ответы на непростые жизненные вопросы.
Сайт Проекта выполняет функции сбора и обмена текущей информацией:
§ О прошедших конкурсных мероприятиях в МО и ОУ.
§ Отчеты ОУ о выполненных мероприятиях.
§ Бюллетень результатов конкурсов и соревнований Проекта.
§ Социальная сеть классов-участников Проекта.
Сайт имеет три уровня:
1. Уровень образовательного учреждения.
2. Уровень муниципалитета.
3. Уровень области.
На сайте размещены нормативные документы и методические материалы Общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области и Автономной некоммерческой организации «Просветительский центр».
Оказание информационной, методической поддержки кураторов, занимающихся реализацией Проекта в образовательных учреждениях, осуществляется средствами консультаций на сайте:
- обсуждение вопросов и консультации для кураторов Проекта;
- наиболее часто задаваемые вопросы получают подробные, квалифицированные ответы;
- обсуждение вопросов и консультации для классов-участников Проекта;
- индивидуальные консультации.
Данные, представленные на сайте проекта, позволят проанализировать результаты реализации Проекта, скорректировать графики конкурсных мероприятий Проекта, помогут в решении сложных вопросов и неудач.
Мониторинг результатов позволяет получить информацию о результатах профилактической деятельности в каждом отдельном образовательном учреждении области, в каждом отдельном муниципалитете региона и в области в целом, а также мониторинг позволит отследить недостатки реализации Проекта.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»
Проект включает в себя мероприятия: научно-методические, самостоятельно инициированные, творческие и спортивно-массовые.
В свою очередь, в каждой категории в разное время проводится ряд более конкретных мероприятий, имеющих свои специфические цели, задачи и содержание.
Награждение:
1 место – поездка класса-победителя на море.
2 и 3 место – памятные призы.
Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется Организационный комитет областного уровня Проекта, Организационные комитеты муниципальных образований, участвующих в Проекте, рабочая группа.
По всем вопросам обращаться в Оргкомитеты проекта «Будь здоров!» при Администрации муниципалитетов.
Условия участия в проекте:
1. Коллективное решение класса участвовать в Областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров!» и взятие обязательства стать некурящим классом.
2. Продолжение участия в Областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров!», если 90% и более учащихся выполняют взятое обязательство.
3. Самостоятельное избрание классом куратора, которым может быть любой человек – родитель, учитель, старшеклассник, студент, пользующийся авторитетом и доверием класса.
4. Координация участия в соревновании со стороны классного руководителя, который также может быть куратором.
5. Победителем может быть класс, где 100% учащихся не курят.
Порядок проведения конкурсных меропрятий проекта:
1. Проект состоит из комплекса мероприятий.
2. Проект проводится в соответствии с его планом-графиком.
3. Оргкомитет областного уровня Проекта информирует Администрации муниципальных образований о Проекте.
4. Администрация муниципального образования формирует Оргкомитет, который определяет перечень мероприятий на учебный год из предложенных в методических рекомендациях Проекта (не менее 5).
5. Оргкомитет муниципального уровня информирует школы о начале Проекта.
6. Класс, принявший решение об участии в конкурсных мероприятиях Проекта:
§ оформляет заявку на участие (Приложение Ф1);
§ принимает на себя коллективное обязательство быть некурящим классом и заполняет бланк (Приложение Ф2);
§ сдает в оргкомитет заполненные бланки (Ф1,2) и получает пакет документов Проекта.
7. Каждый учащийся:
§ заполняет анкету с фото (Приложение Ф8);
§ берет на себя персональное обязательство по участию в Проекте (Приложение Ф3), родители также подписывают обязательства, взятые их детьми (Приложение Ф3).
8. Каждый месяц с 25 по 30 число класс подтверждает свое дальнейшее участие в Проекте (Приложение Ф4) и сдает отчеты по мероприятиям, проведенным классом-участником самостоятельно (Приложение Ф5).
9. Оргкомитет ежемесячно проводит промежуточные итоги соревнования и информирует класс о текущих итогах в ежемесячном бюллетене и сайте Проекта до 10 числа следующего месяца.
10. В конце учебного года подводятся итоги и определяются классы-призеры, набравшие наибольшее количество баллов и занявшие 1, 2 и 3 места.
11. Класс, занявший первое место в муниципалитете, выходит в Финал, результатом которого будет определение победителя социально-педагогического проекта «Будь здоров!» в Свердловской области.
12. Победителем Проекта становится класс, который в финальных состязаниях набрал наибольшее количество баллов, при условии, что 100% учащихся в классе не курят.