Взаимодействие семьи и школы

Рекомендации

Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни человека, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Здоровый образ жизни связан с выбором позитивного в отношении здоровья как стиля жизни. Формирование здорового образа жизни детей в общеобразовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой педагогами, медицинским персоналом и родителями.

Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, главное назначение которой – воспитание ребенка. В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей школа.

В идеале взаимодействие семьи и школы строится на взаимном уважении и доверии – педагог и родитель не только уважают друг друга, доверяют друг другу в воспитании ребенка, но и не забывают о том, что они делают вместе единое дело – воспитывают детей.

Родители в любой школе помогают учителям своих детей, а организация учебного процесса и досуга детей при помощи родителей – это задача каждого педагога, в частности, классного руководителя.

Основу взаимодействия классного руководителя и родителей составляют:

§ взаимная информированность об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

§ взаимопомощь в решении сложных проблем;

§ заинтересованность в успешности ученика;

§ согласованность в поиске путей преодоления возникающих сложностей;

§ совместный анализ результатов деятельности;

§ совместное определение перспектив во взаимной работе;

§ педагогу необходимо наладить постоянный обмен информацией, оказывая помощь родителям в организации самостоятельной работы школьников.

Но в большей степени успех в воспитании ребенка, в профилактической деятельности, в формировании здорового образа жизни ребенка зависит от родителей. Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции – все эти и другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро.

Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но число курящих людей огромно. 17 июля 2009 года на заседании Госсовета, посвященном проблемам молодежи в стране, президент Дмитрий Анатольевич Медведев, говоря о здоровом образе жизни, особо выделил тревожную ситуацию с употреблением подростками спиртных напитков, наркотиков и подростковое курение. «По официальной статистике, более 3 млн. подростков курят, и это не молодежь в целом, а именно подростки, учащиеся школ. …Это официальные цифры, реальные – выше», – подчеркнул он и предложил среди прочего думать о необходимости мер, стимулирующих развитие спорта, и проведения разъяснительной работы. «Не стесняйтесь, говорите об этом вслух», – призвал глава государства участников заседания.

У наших детей есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Поэтому профилактика в этой области необходима, и необходимо серьезно отнестись к проблеме табакокурения.

На сегодняшний день уже достаточно изучены особенности воспитательной деятельности родителей и ее влияние на формирование развития детей и подростков. Особенно пагубно сказывается отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка.

Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Родителям для правильного воспитания порой не хватает психого-педагогических и медицинских знаний, что определяет их педагогическую культуру. Главный метод воспитания в семье - это пример. Важно, чтобы родители давали пример достойного поведения во всем.

Родители несут ответственность за детей, которая, в частности, предполагает осознанное отношение к своему поведению; ребенок должен видеть, что его близкие не курят, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Если ребенок видит родителей курящими и слышит, что курить нельзя, он скорее последует этому примеру, чем прислушается к словам.

Курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки от сигарет и т.д. Такое поведение покажет подростку, что некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, и курильщики – не хозяева положения.

Если же родитель курит и не считает эту привычку такой уж дурной, ему нравится процесс курения, и он считает, что это красиво и стильно, тогда он не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Родители должны быть последовательны в своих действиях и словах!

В том случае, когда никто из домашних не курит, но у них есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить в их доме.

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить, и постараться нейтрализовать причины. Нужно поговорить с ребенком:

§ разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;

§ родителю нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;

§ нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней, и на этой основе строить дальнейший разговор;

§ таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Все, что поможет подростку избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в дальнейшем, для этого необходимо:

§ постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные для него;

§ подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение;

§ научить его критически относиться к получаемой извне информации, обсудить с подростком рекламу;

§ оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, научить ребенка самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

Если все же ваш ребенок закурил. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудить с ним возникшую проблему. Необходимо четко заявить свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самим и познакомить подростка, рассказать о возможностях преодоления вредной привычки. Для этого нужно набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.

Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиции семьи и всего социального окружения подростка.

Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного.



ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

Цель Проекта:

Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей.

Задачи Проекта:

· Объединение усилий субъектов органов местного самоуправления в формировании среды свободной от негативных зависимостей.

· Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.

· Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя, игромании и др.

· Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.

· Расширение социального партнерства родителей, педагогов и учащихся в процессе формирования среды свободной от негативных зависимостей.

· Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.

· Создание в интернетпространстве условий для общения участников Проекта.

 

Девиз: «Здорово быть здоровым!»

Сроки проведения: с 12 сентября 2010 г. (Областной праздник «День трезвости») по 24 мая 2011 г. (св. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских).

Участники: Муниципальное образование, школа, учащиеся 7, 8 и 9-х классов, координатор, куратор, родители.

Организаторы:

§ Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости»;

§ Научно-исследовательская лаборатория педагогики Православия УрО РАО;

§ АНО «Просветительский центр».

А также представители Екатеринбургской епархии, депутаты Областной и Городской Думы, представители Администрации города, учреждений образования, медицины, СМИ, предприниматели.

 

Реализация Областного социально-педагогического проекта «Будь здоров!» осуществляется в рамках педагогической деятельности Общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области. Исполнитель Проекта – Автономная некоммерческая организация «Просветительский центр», она же является управляющей структурой Проекта «Будь здоров!» - Оргкомитет областного уровня.

 

Деятельность Оргкомитета областного уровня:

Оргкомитет областного уровня – консультативно-совещательный орган, осуществляет функцию единого централизованного координатора социально-педагогического проекта «Будь здоров!»

Деятельность Оргкомитета областного уровня обусловлена исполнением следующих целей:

- обеспечение взаимодействия ответственных структурных единиц «область – муниципалитет – ОУ»;

- определение ответственности за выполнение Проекта;

- обеспечение эффективного распределения информации.

В функциональные обязанности Оргкомитета областного уровня входит:

1. координация Проекта;

2. определение сроков проведения мероприятий Проекта;

3. обеспечение участников Проекта методической и консультативной помощью;

4. определение единых критериев оценки мероприятий в Муниципалитетах;

5. сбор информации о ходе реализации Проекта в регионе;

6. подготовка мониторинговых отчетов.

 

Этапы реализации Проекта:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Областной этап.

 

Планируемые мероприятия проекта «Будь здоров!»:

Организационные мероприятия Проекта:

§ Выпуск методических рекомендаций.

§ Круглый стол представителей ОУ муниципалитетов - сентябрь 2009 года.

§ Сайт Проекта.

Конкурсные мероприятия проекта.

Научно-методические мероприятия:

§ Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте.

§ Конференция «Утверждение трезвости в современном обществе».

Подведение итогов.

Награждение победителей.

 

 

В функциональные обязанностиМуниципалитетов-участников Проекта входит:

1. Принятие решения участия в Проекте «Будь здоров!»

2. Создание Оргкомитета в Муниципалитете.

3. Информирование школ о начале Проекта в 2010-2011 учебном году.

4. Направление своих представителей на обучающий семинар.

5. Определение «комплекса событий» Проекта на 2010-2011 учебный год.

6. Ежемесячное подведение промежуточных итогов и рейтинг участников Проекта.

7. Самостоятельное определение призеров Проекта Муниципалитета.

8. Самостоятельное, из средств муниципалитета, награждение призеров и участников Проекта призами и наградами.

9. Выдвижение класса-победителя на областной Финал Проекта.

10.  Направление в областной оргкомитет Проекта представителя оргкомитета МО для участия в комиссии жюри Финала Проекта.

 

Обучающий семинар для кураторов классов, участвующих в Проекте, планируется в октябре во время осенних каникул.

Семинары для кураторов классов, участвующих в Проекте состоятся с целью подготовки образовательного учреждения к реализации Проекта.

Цели проведения семинара:

§ Подготовка планов-графиков на учебный год.

§ Назначение ответственных за проведение конкурсных мероприятий Проекта.

§ Определение потребности в финансовых затратах реализации Проекта каждого отдельного образовательного учреждения.

§ Консультации ответственных за проведение Проекта по формированию итоговой и сводной отчетности конкурсных мероприятий на сайте Проекта.

§ Информирование кураторов классов, участвующих в Проекте, о должностных обязанностях педагогических работников, задействованных в Проекте.

 

Для отслеживания процесса реализации конкурсных мероприятий Проекта разработан и запущен социальный сайт Проекта «Будь здоров!» Каждый Муниципалитет на сайте Проекта имеет отдельную страницу, на которой самостоятельно размещает информацию о ходе и выполнении своих мероприятий Проекта. Регистрация в социальной сети класса-участника Проекта осуществляется независимо от муниципалитета.

Задачами сайта являются привлечение к Проекту муниципалитетов области, активизация профилактической деятельности в регионе и распространение результатов Проекта.

Задача педагога – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, структурировать, обобщать, формируя при этом медиакультуру ребенка. Сайт способен объединить девчонок и мальчишек, которым есть что сказать друг другу, помочь найти ответы на непростые жизненные вопросы.

Сайт Проекта выполняет функции сбора и обмена текущей информацией:

§ О прошедших конкурсных мероприятиях в МО и ОУ.

§ Отчеты ОУ о выполненных мероприятиях.

§ Бюллетень результатов конкурсов и соревнований Проекта.

§ Социальная сеть классов-участников Проекта.

Сайт имеет три уровня:

1. Уровень образовательного учреждения.

2. Уровень муниципалитета.

3. Уровень области.

На сайте размещены нормативные документы и методические материалы Общественно-государственного движения «Попечительство о народной трезвости» в Свердловской области и Автономной некоммерческой организации «Просветительский центр».

Оказание информационной, методической поддержки кураторов, занимающихся реализацией Проекта в образовательных учреждениях, осуществляется средствами консультаций на сайте:

- обсуждение вопросов и консультации для кураторов Проекта;

- наиболее часто задаваемые вопросы получают подробные, квалифицированные ответы;

- обсуждение вопросов и консультации для классов-участников Проекта;

- индивидуальные консультации.

Данные, представленные на сайте проекта, позволят проанализировать результаты реализации Проекта, скорректировать графики конкурсных мероприятий Проекта, помогут в решении сложных вопросов и неудач.

Мониторинг результатов позволяет получить информацию о результатах профилактической деятельности в каждом отдельном образовательном учреждении области, в каждом отдельном муниципалитете региона и в области в целом, а также мониторинг позволит отследить недостатки реализации Проекта.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «БУДЬ ЗДОРОВ!»

 

Проект включает в себя мероприятия: научно-методические, самостоятельно инициированные, творческие и спортивно-массовые.

 

 

                                                                               

 

 

В свою очередь, в каждой категории в разное время проводится ряд более конкретных мероприятий, имеющих свои специфические цели, задачи и содержание.

Награждение:

1 место – поездка класса-победителя на море.

2 и 3 место памятные призы.

 

Для организации и проведения конкурсных мероприятий Проекта формируется Организационный комитет областного уровня Проекта, Организационные комитеты муниципальных образований, участвующих в Проекте, рабочая группа.

По всем вопросам обращаться в Оргкомитеты проекта «Будь здоров!» при Администрации муниципалитетов.

 

Условия участия в проекте:

1. Коллективное решение класса участвовать в Областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров!» и взятие обязательства стать некурящим классом.

2. Продолжение участия в Областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров!», если 90% и более учащихся выполняют взятое обязательство.

3. Самостоятельное избрание классом куратора, которым может быть любой человек – родитель, учитель, старшеклассник, студент, пользующийся авторитетом и доверием класса.

4. Координация участия в соревновании со стороны классного руководителя, который также может быть куратором.

5. Победителем может быть класс, где 100% учащихся не курят.

 

 

Порядок проведения конкурсных меропрятий проекта:

 

1. Проект состоит из комплекса мероприятий.

2. Проект проводится в соответствии с его планом-графиком.

3. Оргкомитет областного уровня Проекта информирует Администрации муниципальных образований о Проекте.

4. Администрация муниципального образования формирует Оргкомитет, который определяет перечень мероприятий на учебный год из предложенных в методических рекомендациях Проекта (не менее 5).

5. Оргкомитет муниципального уровня информирует школы о начале Проекта.

6. Класс, принявший решение об участии в конкурсных мероприятиях Проекта:

§ оформляет заявку на участие (Приложение Ф1);

§ принимает на себя коллективное обязательство быть некурящим классом и заполняет бланк (Приложение Ф2);

§ сдает в оргкомитет заполненные бланки (Ф1,2) и получает пакет документов Проекта.

7. Каждый учащийся:

§ заполняет анкету с фото (Приложение Ф8);

§ берет на себя персональное обязательство по участию в Проекте (Приложение Ф3), родители также подписывают обязательства, взятые их детьми (Приложение Ф3).

8. Каждый месяц с 25 по 30 число класс подтверждает свое дальнейшее участие в Проекте (Приложение Ф4) и сдает отчеты по мероприятиям, проведенным классом-участником самостоятельно (Приложение Ф5).

9. Оргкомитет ежемесячно проводит промежуточные итоги соревнования и информирует класс о текущих итогах в ежемесячном бюллетене и сайте Проекта до 10 числа следующего месяца.

10. В конце учебного года подводятся итоги и определяются классы-призеры, набравшие наибольшее количество баллов и занявшие 1, 2 и 3 места.

11. Класс, занявший первое место в муниципалитете, выходит в Финал, результатом которого будет определение победителя социально-педагогического проекта «Будь здоров!» в Свердловской области.

12. Победителем Проекта становится класс, который в финальных состязаниях набрал наибольшее количество баллов, при условии, что 100% учащихся в классе не курят.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: