Положительная атмосфера

Вместе с учащимися создаются правила взаимодействия во время участия в Проекте и рассматриваются проблемные ситуации, связанные с участием в конкурсах. Каждый ученик поддерживает своего одноклассника и убеждает его участвовать в Проекте. В классе обсуждается, чем отличается убеждение одноклассника от наставления. Убедить можно в процессе беседы, обсуждения пользы некурения, и, таким образом, этот процесс становится значительной частью Проекта. Во время участия в Проекте нельзя обвинять другого во лжи, даже если есть подозрение в том, что ученик закурил. Учащимся необходимо осознавать, что физическое или психологическое давление не допускается.

Также участники могут, например, записывать в дневник или на стенд те ситуации, в которых они почувствовали, что было бы заманчиво покурить, и как они справились с такими ситуациями. Если ученик курил регулярно до начала участия в Проекте, но решил бросить, поддерживающее лицо оказывает ему помощь и поддержку в этом стремлении.

Учащийся может попросить помощь в лечении от никотиновой зависимости у психолога школы. Куратор, по желанию учащихся, в сотрудничестве с оргкомитетом, должен организовать для желающих избавится от курения, встречу с психологами, священниками и квалифицированными медицинскими работниками.

 

Проблемные ситуации

В начале Проекта учащимся открыто рассказывается о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться. Возможные проблемные ситуации и трудность некурения в определенных ситуациях можно заранее разобрать, например, с помощью ролевой игры, спектакля и др. Юмор, смех могут облегчить разбор трудной темы.

Обвинение:

Если класс не может участвовать в Проекте или вынужден прекратить участие из-за курения одного или нескольких учащихся, остальные могут обвинить их в этом. Так как целью Проекта не является наказание виновных, то такие ситуации следует разбирать на общих дискуссиях класса и использовать как учебные.

Нечестность учащихся:

Иногда учащиеся скрывают свое курение от других с целью получения приза или из-за боязни наказания. Целью Проекта является развитие таких качеств, как честность и ответственность.

 

Если курят в семье ученика

Курящие родители показывают отрицательный пример своему ребенку. Негативное отношение родителей к курению ребенка поможет молодому человеку утвердиться в правильности его выбора. Рекомендуется извещать родителей о ходе конкурсных мероприятий Проекта, так как они обычно бывают довольны тем, что их ребенок обещает не курить. Родители также будут поддерживать ученика. Участие в Проекте может вызвать дома дискуссию о курении и таким образом развивать доверие детей и родителей.

Не следует осуждать курящих родителей, а, используя ситуацию, как учебную, порицать только вредную привычку.

 

Психологическая атмосфера в классе

Обычно поначалу к участию в Проекте относятся с энтузиазмом, мечтают о победе и планируют дальнейшие шаги, при этом некурение представляется легкой задачей. Зачастую во второй половине соревнования интерес к проекту ослабевает. Ребята становятся менее активными, устают, иногда даже возникают ссоры и нездоровая конкуренция между классами. Поэтому классу необходима поддержка на протяжении всего Проекта со стороны куратора. Вначале учащиеся сами обсуждают возможности своего успеха и заранее обдумывают его разные этапы.

· Они могут, например, анонимно записывать испытанные ими проблемы и совместно обсуждать возможные решения.

· Атмосферу в классе можно улучшить путем проведения совместных акций против курения.

В ходе участия в конкурсных мероприятий проекта могут возникнуть проблемы взаимоотношений всех уровней. Необходимо осознавать, что эти проблемы не возникли неожиданно, просто Проект выявил те скрытые тенденции, которые, возможно, уже существовали. И теперь у класса, школы появляется уникальная возможность справиться с имеющимися трудностями. Для этого необходимо:

· обсудить в классе возникшие трудности;

· постараться озвучить все мнения, если внешне все стихло, это не значит, что проблема исчезла;

· можно также привлечь специалистов-психологов;

· начиная работу, нужно обсудить правила взаимодействия, это поможет создать открытую, доверительную атмосферу.

Трудности контроля

Во время конкурсных мероприятий Проекта учащиеся класса самостоятельно отслеживают ситуацию. Еженедельно обсуждают готовность и способность продолжать свое участие в Проекте, возникшие трудности и достигнутые успехи.

Если кто-то закурил, класс или группа решает, что делать дальше. Если кто-нибудь выкурил, например, одну сигарету, но обещает больше не курить, класс решает, будет ли этот ученик продолжать участие в Проекте. Если нет, то класс может исключить этого ученика из участия в конкурсных мероприятиях Проекта. Регулярное курение не допустимо. Ребята сами контролируют некурение своих одноклассников. Раз в месяц класс собирается для подведения итогов и заполняет ежемесячный бланк подтверждения участия.

Куратору не нужно постоянно контролировать конкурентоспособность класса, да это и невозможно в то время, когда все расходятся по домам. Но учеников класса с начала соревнования следует мотивировать нести ответственность за себя и за свой класс.

Контроль реализуется через постоянное взаимодействие учащихся, куратора, классного руководителя; проведение регулярных встреч, занятий, посвященных некурению; составление ежемесячных отчетов и обеспечение поддержки для преодоления возникших трудностей.

В процессе реализации принципа доверия в данном проекте признается невозможность достижения 100-процентной гарантии некурения. Возможно, что среди классов-победителей будет учащийся, который курил в течение года. Однако цели, которые достигаются данным Проектом, значительно превышают негативные последствия возможных неконтролируемых ситуаций, например «курить модно» просто переворачивается в «модно не курить».

При необходимости классный руководитель или куратор может организовать для нуждающихся и желающих избавиться от курения психологическую поддержку или профессиональную помощь (телефон доверия, беседы с психологами, священнослужителями, квалифицированными медицинскими работниками).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Будь здоров!» направлен на профилактику распространения курения, употребления алкоголя и других форм зависимостей, приводящих к девиантному поведению в школьной среде.

Научные исследования показывают, что обратимость курения связана с возрастом, в котором человек начинает курить, и чем раньше появляется эта вредная привычка, тем труднее отказаться от неё. Отказ от курения приносит пользу физическому и духовному здоровью как отдельного человека, так и его семье и обществу в целом. На подростка большое влияние оказывает среда и прежде всего сверстники. Именно в среде сверстников и происходит самоутверждение, не всегда в положительную сторону. И если друзья, тем более старшие, предлагают подростку закурить, трудно бывает отказаться, чтобы не показаться смешным, «маменькиным сынком», чтобы приобрести «уважение» и быть наравне.

Мы надеемся, что участники нашего Проекта найдут в себе силы сделать правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ОБРАЗЕЦ. НЕ ЗАПОЛНЯТЬ


Ф 1

ЗАЯВКА

 

НА УЧАСТИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: