Цель задания: изучить методику подготовки и проведения внеурочных мероприятий по информатике, сформировать у обучающихся умения определять цель и задачи такого рода занятий, составлять планы внеурочных мероприятий, реализовывать их и анализировать свою деятельность.
Выполнение задания. Обучающиеся могут объединиться в группы по 2–4 человека для подготовки и проведения учебно-воспитательного внеурочного мероприятия по информатике. Занятие может носить внеклассный характер (участие учащихся из разных классов) и проводиться в виде дидактической игры. Продолжительность мероприятия не должна превышать двух часов. Занятие готовится под руководством учителя информатики и группового руководителя практики от Университета.
Примерная схема плана проведения внеурочного мероприятия:
1. Дата, организаторы, участники, место проведения.
2. Вид, тема занятия (отражает содержание, лаконичная и привлекательная).
3. Цель и задачи занятия.
4. Планируемые личностные и метапредметные результаты.
5. Методы и форма проведения.
6. Используемое оборудование, литература и другие средства проведения.
7. Подготовительная работа.
8. Ход мероприятия (с указанием времени проведения):
• организационная часть (размещение участников, их настрой на деятельность) – 1-3 минуты;
• вводная часть (подготовка к активной деятельности, объяснение правил деятельности) – 1/5-1/3 от времени всего мероприятия;
• основная часть (объяснение заданий, выполнение заданий) – чуть больше 1/3 от времени всего мероприятия;
• заключительная часть (подведение итогов, рекомендации, награждение участников) – 1/4-1/5 от времени всего мероприятия.
9. Раздаточный материал, текст заданий.
После проведения мероприятия необходимо выполнить его самоанализ. Следует сравнить запланированную модель занятия с реальным ее воплощение, определить достижение планируемых результатов. Анализируя мероприятие, прежде всего следует обращать внимание на положительные результаты, указывая удачные методы и приемы. В тоже время необходимо останавливаться и на неудачах, определяя их причины, указывать перспективы дальнейшей работы.
При анализе проведенного мероприятия целесообразно остановиться на следующих критериях: наличие цели, актуальность темы, соответствие содержания возрастным особенностям учащихся, подготовленность участников и школьников к совместной деятельности, организованность и четкость ее проведения.
Кроме того, показателем качества мероприятия является отношение учащихся к предлагаемой деятельности (например, их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность), а также отдаленная по времени оценка эффективности проделанной работы (наблюдение за поведением школьников, беседы с ними, их анкетирование и т.п.).
Проведенное обучающимся внеурочное занятие по информатике анализируется и оценивается групповым руководителем практики от Университета и/или руководителем профильной (образовательной) организации (уполномоченным им лицом или групповым руководителем практики).
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО ИНФОРМАТИКЕ