Задание 9. Подготовка, проведение и самоанализ уроков информатики, в том числе внеурочного занятия

Цель задания: изучить методику подготовки и проведения занятий, сформировать у обучающихся умения определять дидактическую цель и задачи урока, составлять конспекты (технологические карты) уроков, реализовывать их и анализировать свою деятельность.

Выполнение задания. К каждому уроку обучающиеся готовят конспект (технологическую карту) урока. В процессе подготовки необходимо сформулировать тему, цель и задачи урока,разработать структуру урока и его содержание, отобрать методы, формы и средства обучения. После обдумывания композиции урока следует разработать конспект (технологическую карту) урока (Приложение 5).

Следует обратить внимание на типичные ошибки по организации и проведению уроков обучающимися:

1. Тема не раскрыта.

2. Слишком много новых терминов, требующих пояснения, дополнительных сведений.

3. Несоответствие методики обучения задачам обучения.

4. Формулировка задач обучения недиагностична.

5. Использование жаргона и вульгаризмов.

6. Речь не соответствует возрасту учащихся, содержит сленг.

7. Мало наглядности, примеров.

8. Отсутствуют смысловые акценты, обобщение изученного материала

9. Отсутствуют четкие инструкции.

10. Отсутствует управление записью в тетрадь.

11. логика в изложении учебного материала.

12. Отсутствует объяснение алгоритма решения задачи.

13. Контрольные вопросы сформулированы некорректно.

Каждый проведенный урок анализируется. Возможна следующая Примерная схема самоанализа урока (по Т.А. Ильиной):

1. Структура урока, его тип, место в системе других уроков по теме. Выделение элементы урока в соответствии с данным типом, правильность определение времени на каждый этап урока.

2. Реализация дидактической цели и задач урока. Отражение в уроке требований программы по данной теме. Активность учащихся при изучении нового материала. Продуманность методики изучения нового материала. Наличие у учителя достаточного объема знаний. Наличие первичного закрепления, дифференцированного подхода к учащимся. Осуществление проверки знаний и умений учащихся (например, охват учащихся, подход к вызову учащихся).

3. Реализация развития учащихся в образовательном процессе. Активизация мыслительные операции (например, анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация). Возможности преодоления посильных трудностей. Наличие мотивов интеллектуального побуждения. Способы развития познавательной самостоятельности учащихся. Осуществление внутрипредметных и межпредметныех связей. Использование средств развития творческого мышления (например, элементы проблемности, задания творческого характера). Сообщении информации для общего развития. Наличие средств эстетического развития учащихся.

4. Реализация воспитания учащихся. Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала при оценки знаний учащихся. Воспитание добропорядочности, гуманного и уважительного отношения к людям.

5. Формирование мировоззрения учащихся: разъяснение мировоззренческих идей, формирование оценочного суждения, взглядов и убеждений, связь обучения с окружающей действительностью.

6. Соблюдение принципов дидактики при организации деятельности учителя и учащихся.

7. Оптимальность выбора методов, форм и средств обучения для разных этапов урока. Использование всех возможностей самостоятельной деятельности учащихся. Использование наглядности (демонстрации) для достижения дидактической цели. Разнообразие методов и приемов обучения, форм и средств обучения для применения знаний и выработки умений. Наличие нарастания степени самостоятельности в системе задач (от заданий на воспроизведение к творческим заданиям). Рациональность выбора методов проверки и контроля. Оптимальность в организации индивидуального, фронтального и комбинированного опроса. Наличие письменного контроля. Способы организации работы над ошибками. Соблюдение требований к выбору методов обучения (в зависимости от целевой направленности, дидактической цели, содержания учебного материала, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.).

8. Деятельность учителя на уроке. Степень подготовленности учителя к началу урока. Качество использования учителем на уроке конспекта, доски, техники. Соотношение организующей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Виды деятельности учителя имели на уроке и их соотношение (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.). Использование учителем приемов организации учащихся на работу. Наличие контакта с классом, с отдельными учащимися. Соответствие внешнего вида учителя преподавательской деятельности.

9. Деятельность учащихся на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку. Степень активности учащихся на разных этапах урока и причины ее колебания. Виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.). Соблюдение требований к работе учащихся с электронными средствами обучения (Приложение 9). Наличие внимания культуре труда (правильная посадка, правильное ведение записей и их оформление, бережное обращение с компьютером и учебником, уважительные взаимоотношения и т.д.). Наличие дисциплины на уроке и причины ее снижения. Оптимальность приемов поддержания дисциплины учителем. Отношение учащихся к предмету и к учителю.

10. Гигиенические условия урока. Освещенность, чистота, температура воздуха и проветриваемость кабинета. Соответствие техники санитарно-гигиеническим нормам. Влияние на работоспособность учащихся цветовой гаммы кабинета, расстановки столов. Соответствие мебели возрасту учащихся. Организация посадки учащихся с учетом их здоровья, роста, успеваемости. Удачность расписания уроков. Организация перемены, предшествующей данному уроку. Отсутствие задержки учащихся на данном уроке после звонка.

Каждый проведенный урок обучающимся анализируется групповым руководителем практики от Университета и/или руководителем профильной (образовательной) организации (уполномоченным им лицом или групповым руководителем практики) по схеме (Приложение 6) и дифференцированно оценивается (Приложение 7).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: