Цель задания: изучить методы обучения, которые использует учитель в образовательном процессе, сформировать у обучающихся умения определять этапы занятия, изучить методы осуществления учителем воспитательной функции и развивающей функции обучения.
Выполнение задания. Обучающиеся посещают занятия, протоколируют и анализируют их, а затем описывают методы обучения, которые учитель использовал.
Примерная схема наблюдения за методами обучения на занятиях следующая:
1. Как учитель на различных этапах урока поддерживал внимание учащихся и активизировал их учебно-познавательную деятельность?
2. Какие методы и приемы педагогического воздействия на учащихся использует учитель?
3. Какие методы проверки и оценки знаний и умений использовал учитель для закрепления учащимися изученного материала, проверки домашнего задания?
4. Какие методы обучения использовал учитель для организации восприятия и осмысления учащимися учебного материала? Какова их эффективность?
5. Какие методы обучения использовал учитель для усвоения и закрепления учащимися знаний и умений?
6. Какие способы и приемы использовал учитель для формирования у учащихся универсальных учебных действий?
Кроме того обучающиеся описывают способы осуществления учителем воспитательной и развивающей функций обучения.
Примерная схема анализа реализации воспитательной и развивающей функций обучения может быть следующая:
1. Привлекает ли учитель к формулировке цели, задач, плана урока учащихся? Привести примеры.
2. Направлены ли цель и задачи урока на осуществление воспитательной функции и развивающей функции обучения? Привести примеры.
3. Позволяет ли содержание учебного материала, организация учебно-познавательной деятельности учащихся реализовывать воспитательную функцию и развивающую функцию обучения? Привести примеры.
4. Позволяют ли используемые методы обучения реализовывать воспитательную функцию и развивающую функцию обучения? Привести примеры.
5. Позволяет ли контроль учебно-познавательной деятельности учащихся реализовывать воспитательную функцию и развивающую функцию обучения? Привести примеры.
6. Используются ли технологии обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся и отражающие специфику информатики?
Задание 8. Определение видов домашних учебных заданий и степени самостоятельности школьников в их выполнении
Цель задания: изучить виды домашних учебных заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении.
Выполнение задания. При посещении уроков учителя обучающимся необходимо изучить на каких уроках и какие виды домашних учебных заданий задаются учащимся, объем их домашней учебной работы и степень самостоятельности при ее выполнении. Причем желательно посетить не только уроки информатики.
Для изучения степени готовности учащихся к выполнению домашних заданий можно воспользоваться следующей программой наблюдения.
Исследования готовности учащихся к выполнению домашнего задания
Вопросы для наблюдений | Оценка результатов наблюдений |
1. Соответствие домашнего задания целям (задачам) урока | |
полное соответствие | |
частичное соответствие | |
несоответствие | |
2. Степень реализации ТДЦ урока | |
полностью | |
частично | |
отсутствие | |
3. Количество учащихся, активно работающих на уроке | |
весь класс | |
большая часть класса | |
менее полвины класса | |
4. Соответствие содержания домашнего задания содержанию урока | |
полное | |
частичное | |
несоответствие | |
5. Соответствие объема и сложности домашнего задания уровню обученности и обучаемости | |
полное | |
частичное | |
несоответствие | |
6. Продолжительность информации о домашнем задании, включая инструктаж по выполнению и запись | |
3 минуты | |
2 минуты | |
1 минута | |
7. Наличие записи о домашнем задании | |
у всех учащихся | |
более чем у половины класса | |
менее чем у половины класса |
Изучение видов домашних учебных заданий учащихся осуществляется с помощью протокола.
Протокол изучения видов домашних учебных заданий учащихся
Виды домашних учебных заданий | Учебные предметы | |||
1. Изучение теоретического материала по учебнику | ||||
2. Выполнение упражнение | ||||
3. Практические задания | ||||
4. Придумывание своих примеров, задач и т. д. | ||||
5. Творческие задания (например, решение задачи несколькими способами и т. д.) | ||||
6. Другие задания |
В колонке «Учебные предметы» следует вписать предметы, которые изучают школьники. Задаваемые по предмету соответствующие домашние учебные задания в протоколе отмечаются знаком «+».
Для определения качественных показателей домашних заданий для учащихся можно оценить уровень понимания и осмысления материала; уровень готовности к активной познавательной деятельности по следующему плану:
1. Различие объектов по несущественным признакам.
2. Запоминание главного, существенного.
3. Понимание, умение установить причинно-следственные связи.
4. Наличие практических умений.
5. Способность осуществлять перенос полученных знаний.
Степень самостоятельности в выполнении домашних учебных заданий и их объем, мнение родителей о дозировании домашних заданий и уровне их организации определяются путем проведения анкетирования или беседы с учащимися и родителями.
Анкета для учащихся
1. Когда ты выполняешь домашние учебные задания?
a) сразу после школы;
b) немного отдохнув после школы;
c) вечером;
d) утром.
2. С каким настроением ты приступаешь к выполнению домашнего задания?
a) с большим желанием и интересом
b) без желания, но с чувством долга
c) без интереса и желания
3. Получаешь ли ты индивидуальное домашнее задание?
a) всегда
b) иногда
c) никогда
4. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних учебных заданий?
a) до одного часа;
b) от одного до двух часов;
c) больше двух часов.
5. Кто помогает тебе в выполнении домашних учебных заданий?
a) старшие (родители, брат, сестра);
b) одноклассники;
c) выполняю сам, а старшие проверяют;
d) выполняю и проверяю (контролирую) сам.
6. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей?
a) полностью
b) частично
c) не соответствует
Результаты анкетирования (беседы) заносятся в следующую таблицу.
Вопрос анкеты | Количество учащихся, выбравших ответы | |||
a | b | c | d | |
1. Когда ты выполняешь домашние учебные задания? | ||||
2. С каким настроением ты приступаешь к выполнению домашнего задания? | ||||
3. Получаешь ли ты индивидуальное домашнее задание? | ||||
4. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних учебных заданий? | ||||
5. Кто помогает тебе в выполнении домашних учебных заданий? | ||||
6. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей? |
Анкета для родителей
Вопросы, критерии оценки результатов | Оценка результатов, баллы |
1. Сколько времени затрачивает Ваш ребенок на выполнение домашнего задания? | |
менее 1 часа | |
1-2 часа | |
2-2,5 часа | |
2,5-3 часа | |
более 3 часов | |
2. Как Ваш ребенок выполняет домашнее задание? | |
самостоятельно | |
с помощью... | |
не выполняет | |
3. Домашнее задание способствует развитию Вашего ребенка? | |
всегда | |
иногда | |
нет | |
4. Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья Вашего ребенка? | |
да | |
частично | |
нет | |
5. Соответствует ли расписание учебных занятий уровню физического здоровья Вашего ребенка? | |
да | |
частично | |
нет |
Полученные данные анализируются, а затем делается общий вывод о преобладающих видах домашних учебных заданий и степени самостоятельности учащихся в их выполнении, в том числе и на уроках информатики.