Задание 7. Определение методов осуществления учителем воспитательной функции и развивающей функции обучения

Цель задания: изучить методы обучения, которые использует учитель в образовательном процессе, сформировать у обучающихся умения определять этапы занятия, изучить методы осуществления учителем воспитательной функции и развивающей функции обучения.

Выполнение задания. Обучающиеся посещают занятия, протоколируют и анализируют их, а затем описывают методы обучения, которые учитель использовал.

Примерная схема наблюдения за методами обучения на занятиях следующая:

1. Как учитель на различных этапах урока поддерживал внимание учащихся и активизировал их учебно-познавательную деятельность?

2. Какие методы и приемы педагогического воздействия на учащихся использует учитель?

3. Какие методы проверки и оценки знаний и умений использовал учитель для закрепления учащимися изученного материала, проверки домашнего задания?

4. Какие методы обучения использовал учитель для организации восприятия и осмысления учащимися учебного материала? Какова их эффективность?

5. Какие методы обучения использовал учитель для усвоения и закрепления учащимися знаний и умений?

6. Какие способы и приемы использовал учитель для формирования у учащихся универсальных учебных действий?

Кроме того обучающиеся описывают способы осуществления учителем воспитательной и развивающей функций обучения.

Примерная схема анализа реализации воспитательной и развивающей функций обучения может быть следующая:

1. Привлекает ли учитель к формулировке цели, задач, плана урока учащихся? Привести примеры.

2. Направлены ли цель и задачи урока на осуществление воспитательной функции и развивающей функции обучения? Привести примеры.

3. Позволяет ли содержание учебного материала, организация учебно-познавательной деятельности учащихся реализовывать воспитательную функцию и развивающую функцию обучения? Привести примеры.

4. Позволяют ли используемые методы обучения реализовывать воспитательную функцию и развивающую функцию обучения? Привести примеры.

5. Позволяет ли контроль учебно-познавательной деятельности учащихся реализовывать воспитательную функцию и развивающую функцию обучения? Привести примеры.

6. Используются ли технологии обучения, соответствующие возрастным особенностям учащихся и отражающие специфику информатики?

Задание 8. Определение видов домашних учебных заданий и степени самостоятельности школьников в их выполнении

Цель задания: изучить виды домашних учебных заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении.

Выполнение задания. При посещении уроков учителя обучающимся необходимо изучить на каких уроках и какие виды домашних учебных заданий задаются учащимся, объем их домашней учебной работы и степень самостоятельности при ее выполнении. Причем желательно посетить не только уроки информатики.

Для изучения степени готовности учащихся к выполнению домашних заданий можно воспользоваться следующей программой наблюдения.

Исследования готовности учащихся к выполнению домашнего задания

Вопросы для наблюдений Оценка результатов наблюдений
1. Соответствие домашнего задания целям (задачам) урока  
полное соответствие  
частичное соответствие  
несоответствие  
2. Степень реализации ТДЦ урока  
полностью  
частично  
отсутствие  
3. Количество учащихся, активно работающих на уроке  
весь класс  
большая часть класса  
менее полвины класса  
4. Соответствие содержания домашнего задания содержанию урока  
полное  
частичное  
несоответствие  
5. Соответствие объема и сложности домашнего задания уровню обученности и обучаемости  
полное  
частичное  
несоответствие  
6. Продолжительность информации о домашнем задании, включая инструктаж по выполнению и запись  
3 минуты  
2 минуты  
1 минута  
7. Наличие записи о домашнем задании  
у всех учащихся  
более чем у половины класса  
менее чем у половины класса  

 


Изучение видов домашних учебных заданий учащихся осуществляется с помощью протокола.


Протокол изучения видов домашних учебных заданий учащихся

Виды домашних учебных заданий

Учебные предметы

       
1. Изучение теоретического материала по учебнику        
2. Выполнение упражнение        
3. Практические задания        
4. Придумывание своих примеров, задач и т. д.        
5. Творческие задания (например, решение задачи несколькими способами и т. д.)        
6. Другие задания        

 

В колонке «Учебные предметы» следует вписать предметы, которые изучают школьники. Задаваемые по предмету соответствующие домашние учебные задания в протоколе отмечаются знаком «+».

Для определения качественных показателей домашних заданий для учащихся можно оценить уровень понимания и осмысления материала; уровень готовности к активной познавательной деятельности по следующему плану:

1. Различие объектов по несущественным признакам.

2. Запоминание главного, существенного.

3. Понимание, умение установить причинно-следственные связи.

4. Наличие практических умений.

5. Способность осуществлять перенос полученных знаний.

Степень самостоятельности в выполнении домашних учебных заданий и их объем, мнение родителей о дозировании домашних заданий и уровне их организации определяются путем проведения анкетирования или беседы с учащимися и родителями.

Анкета для учащихся

1. Когда ты выполняешь домашние учебные задания?

a) сразу после школы;

b) немного отдохнув после школы;

c) вечером;

d) утром.

2. С каким настроением ты приступаешь к выполнению домашнего задания?

a) с большим желанием и интересом

b) без желания, но с чувством долга

c) без интереса и желания

3. Получаешь ли ты индивидуальное домашнее задание?

a) всегда

b) иногда

c) никогда

4. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних учебных заданий?

a) до одного часа;

b) от одного до двух часов;

c) больше двух часов.

5. Кто помогает тебе в выполнении домашних учебных заданий?

a) старшие (родители, брат, сестра);

b) одноклассники;

c) выполняю сам, а старшие проверяют;

d) выполняю и проверяю (контролирую) сам.

6. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей?

a) полностью

b) частично

c) не соответствует

 

Результаты анкетирования (беседы) заносятся в следующую таблицу.

 

Вопрос анкеты

Количество учащихся, выбравших ответы

a b c d
1. Когда ты выполняешь домашние учебные задания?        
2. С каким настроением ты приступаешь к выполнению домашнего задания?        
3. Получаешь ли ты индивидуальное домашнее задание?        
4. Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение домашних учебных заданий?        
5. Кто помогает тебе в выполнении домашних учебных заданий?        
6. Домашнее задание по объему и сложности соответствует уровню твоих способностей и возможностей?        

 

Анкета для родителей

Вопросы, критерии оценки результатов Оценка результатов, баллы
1. Сколько времени затрачивает Ваш ребенок на выполнение домашнего задания?  
менее 1 часа  
1-2 часа  
2-2,5 часа  
2,5-3 часа  
более 3 часов  
2. Как Ваш ребенок выполняет домашнее задание?  
самостоятельно  
с помощью...  
не выполняет  
3. Домашнее задание способствует развитию Вашего ребенка?  
всегда  
иногда  
нет  
4. Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья Вашего ребенка?  
да  
частично  
нет  
5. Соответствует ли расписание учебных занятий уровню физического здоровья Вашего ребенка?  
да  
частично  
нет  

 

Полученные данные анализируются, а затем делается общий вывод о преобладающих видах домашних учебных заданий и степени самостоятельности учащихся в их выполнении, в том числе и на уроках информатики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: