Задание 7. Подготовка, проведение и самоанализ занятий по информатике, включающих в себя учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Цель задания: закрепить методику подготовки и проведения уроков, сформировать умения организовывать занятия по информатике, используя элементы технологий обучения, включая учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Выполнение задания. В процессе планирования и проведения занятий по информатике необходимо реализовать структурные элементы как традиционного урока, так и занятий с использование технологий обучения, организуя учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Для каждого урока (занятия) разрабатывается конспект (технологическая карта) урока (Приложение 5).

Подробный самоанализ урока выполняется по следующей схеме

1. Класс, тема урока, тип урока и его структура. Место урока в системе других уроков (в теме, разделе, курсе). Связь с предыдущими и последующими уроками.

2. Интеллектуальный уровень класса. Учет особенностей учащихся при планировании урока (например, количество слабоуспевающих, заинтересованных).

3. Определение дидактической цели и образовательных задач урока и обеспечение их взаимосвязи. Учет в задачах особенности класса. Оценка успешности в достижении образовательных результатов урока.

4. Рациональность выбора структуры урока, распределения времени между этапами урока. Наличие логических связей между этапами урока. Эффективность работы всех этапов урока на основной этап. Рациональность выделения места в уроке для опроса, изучения нового материала, его закрепления, проверки домашнего задания. Наличие отклонения от конспекта урока (причины и последствия).

5. Обоснованность отбора содержания в соответствии с задачами урока. Анализ основного этапа урока с учетом полученных на уроке результатов обучения учащихся. Наличие акцентов на главном в учебном материале.

6. Обоснованность методов и форм обучения в соответствии с задачами урока. Сочетание методов и форм обучения на отдельных этапах урока. Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.

7. Организация контроля достижений учащимися образовательных результатов. Формы и методы контроля и коррекции знаний и умений учащихся. Наличие аргументации при оценке результатов работы учащихся.

8. Отбор дидактических материалов. Использование в соответствии с задачами урока наглядных пособий, раздаточного материала, средств информационных технологий на уроке.

9. Эффективность использования кабинета информатики. Задействованность разнообразных средств обучения. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (Приложение 9).

10. Обеспечение работоспособности школьников в течение всего урока. Рациональное использование времени урока. Отсутствие или наличие перегрузки учащихся.

11. Создание доброжелательной и деловой атмосферы на уроке. Психологические особенности общения учителя с учащимися. Использование воспитательных возможностей урока.

12. Оценка результатов урока. Достижение поставленных задач и цели урока. Анализ причин удачных и неудачных моментов на уроке. Пути совершенствования своей деятельности.

Каждый проведенный урок анализируется групповым руководителем практики от Университета и/или руководителем (уполномоченным им лицом или групповым руководителем практики) профильной (образовательной) организации по схеме (Приложение 6) и дифференцированно оценивается (Приложение 7).

  Задание 8. Планирование системы уроков по теме курса информатики в основной общеобразовательной школе

Цель задания: научиться планировать процесс обучения в системе уроков.

Выполнение задания. Обучающимся на основе нормативных документов по информатике, учебников, учебно-методической литературы по информатике необходимо разработать планирование системы уроков (не менее 5 типов урока) по определенной теме и оформить результат выполнения задания в виде таблицы.

На каждом уроке необходимо стремиться к достижению максимально возможных для данных условий результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся при минимальном расходовании времени учителя и учащихся на их достижение, т.е. к оптимальному обучению. Это предполагает наличие тщательно спланированной деятельности учителя и ученика.

Подготовка к урокам начинается с планирования системы уроков по теме, а затем конкретизируется это планирование применительно к каждому уроку, т.е. продумываются и разрабатываются конспекты отдельных уроков.

Успех тематического планирования, которое направлено на нахождение оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков, зависит от того, насколько учитель представляет себе, что учащимся необходимо усвоить. Поэтому следует изучить нормативные документы по информатике. Это позволит выстроить систему взаимосвязанных уроков.

Для составления тематического планирования целесообразно воспользоваться схемой, в основу которой положена дидактическая структура урока.

Схема тематического планирования

Номера уроков 1-й урок 2-й урок и т.д.
1. Название темы 1) цель (общая дидактическая) урока или системы уроков, задачи урока 2) тип, структура урока (уроков) 3) общие методы и приемы обучения (репродуктивные или продуктивные) 4) оборудование и основные источники информации, средства наглядности, ТСО    
2. Актуализация, повторение опорных знаний 1) опорные знания (понятия и факты) и способы действий 2) самостоятельная работа учащихся (типы и виды) 3) способы развития интереса учащихся к теме, к предмету 4) формы контроля за работой класса, отдельных учащихся    
3. Формирование новых понятий и способов действий 1) новые понятия и способы действия 2) что должны узнать или освоить ученики, познавательные учебные задачи 3) основные проблемы и варианты решения проблем 4) типы самостоятельных работ и их содержание 5) варианты закрепления изученного материала    
4. Применение (формирование умений и навыков) 1) конкретные умения и навыки для отработки 2) виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений 3) межпредметные связи 4) способы «обратной связи» 5) контрольные работы    
5. Домашнее задание 1) что повторить и приготовить к уроку 2) творческая самостоятельная работа 3) объем и время выполнения домашнего задания    

Приступая к планированию системы уроков по теме необходимо представлять, место урока в теме, а темы в годовом курсе информатики, выделить общую дидактическую цель урока, конкретизировать какими опорными знаниями, умениями и навыками уже овладели учащиеся, а какими они будут овладевать, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут быть актуализированы. Следует выделить главную идею урока, отобрать содержание урока в соответствии с его задачами, определить методы ведения урока. Одновременно следует планировать формирование умений учебно-исследовательской деятельности учащихся, намечать задачи воспитания ответственного отношения учащихся к выполняемым видам деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: