Преддипломная практика завершает процесс профессионального становления обучающегося в качестве преподавателя средней общеобразовательной школы.
Цель состоит вприобретении опыта выполнения задач научно-исследовательского характера в соответствии с профилем подготовки, приобретении практических исследовательских умений для будущей профессиональной деятельности.
Основные задачи преддипломной практики:
- формирование способности применять полученные знания в области методики обучения информатике в собственной научно-исследовательской деятельности;
- проведение под научным руководством локальных исследований с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
- систематизация и углубление теоретических и практических знаний по профилю подготовки, их применение при решении конкретных педагогических или методических задач в соответствии с темой выпускной квалификационной работы;
- совершенствование приемов самостоятельной работы (подбор, анализ и изучение соответствующей литературы по исследуемой проблеме; раскрытие используемой системы научных категорий; анализ состояния педагогической теории и практики по исследуемой проблеме, оценка ее решения в современных условиях);
|
|
- овладение методами обобщения и логического изложения материала;
- овладение навыками составления библиографий по тематике проводимых исследований;
- знание основных библиографических источников и поисковых систем;
- овладение навыками разработки локального педагогического исследования (определение цели, гипотезы, методов исследования, разработка проекта формирующего эксперимента, апробация практической разработки в педагогическом процессе образовательного организации);
- совершенствование культуры научно-исследовательской деятельности.
В процессе преддипломной практики оцениваются ниже перечисленные компетенции:
1. Способность к самоорганизации и самообразованию:
– умеет организовывать свою деятельность; анализировать результаты и оценивать эффективность своей деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; осознанно планировать повышение квалификации;
– владеет навыками самообразования, планирования собственной деятельности; оценки результативности и эффективности собственной деятельности.
2. Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования:
– умеет ориентироваться в нормативно-правовой базе, регламентирующей организацию и осуществление психолого-педагогической деятельности в образовательных организациях;
|
|
– владеет навыками организации профессиональной деятельности и организации образовательного процесса с учетом прав и обязанностей участников образовательного процесса.
3. Готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов:
– умеет реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
– владеет навыком осуществления профессиональной деятельности по учебному предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета:
– умеет применять формы и методы обучения, обеспечивающие достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
– владеет формами и методами обучения, обеспечивающими достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
5. Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики:
– умеет применять различные методы и технологии обучения, способствующие реализации поставленных целей, а также методы диагностики достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– владеет навыками планирования и проведения учебных занятий на основе использования современных методов и технологий обучения.
Соответствие трудовому действию видов деятельности обучающихся представлена в Таблице 4, а оценочных средств этой деятельности в Приложении 10
Таблица 4. Взаимосвязь трудового действия и видов деятельности, формируемых при прохождении преддипломной практики
Трудовое действие | Вид деятельности |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | Описание предложенных научно-методических подходов к обучению, разработанных методик и технологий обучения в образовательном процессе и их самоанализ |
Написание вводной и реферативной части ВКР с ссылками на библиографию |
Материалы, разработанные обучающимися при выполнении заданий преддипломной практики используются в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности, а также для включения в текст выпускной квалификационной работы по методике обучения информатике.
Содержание преддипломной практики
Основными видами деятельности обучающихся в период прохождения преддипломной практики по методике обучения информатике являются:
- составление индивидуального календарного плана выполнения заданий преддипломной практики;
- уточнение научного аппарата исследования и окончательная корректировка реферативной части выпускной квалификационной работы;
- описание и апробация предложенных научно-методических и организационно-управленческих подходов к обучению, разработанных методик и технологий обучения в образовательном процессе и их самоанализ.