Цель задания: закрепить у обучающихся умения выполнять фотографию урока (внеурочного занятия), осуществлять анализ уроков и оценивать их эффективность.
Выполнение задания. При посещении уроков обучающийся делает его подробную протокольную запись в соответствии с примерным протоколом наблюдения урока:
Дата __________ Класс_____ Предмет ____________ Номер урока _______
Количество учащихся по списку _______, из них присутствуют _________
Цель посещения __________________________________________________
Учитель _________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________
Дидактическая цель _______________________________________________
Тип урока ________________________________________________________
Содержание и ход урока | Замечания по ходу урока |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | 1. таблица учета опроса учащихся 2. комментарии по уроку __________________________ |
1. Методы обучения на уроке. Со стороны учителя: объяснение, рассказ, беседа, опрос, инструктаж; демонстрация; использование дидактических материалов; руководство практической работой. Со стороны учащихся: комментирование, объяснение, слушание, ответы на вопросы; работа с учебником, с раздаточным материалом; выполнение упражнений, заданий; решение задач.
|
|
2. Распределение времени по видам деятельности на уроке
Вид деятельности | Время | Вид деятельности | Время |
Организационный момент | Проверка домашнего задания | ||
Опрос учащихся | Инструктаж по домашнему заданию | ||
Повторение изученного материала | Репродуктивная работа | ||
Объяснение учебного материала | Продуктивная работа | ||
Закрепление изученного | Творческая работа |
3. Способы развития познавательных способностей учащихся: самостоятельная деятельность учащихся; перенос знаний; параллельное воспроизведение материла; решение поисковых задач, проблемных ситуаций; использование частично-поискового метода, выполняли конспектирование, составляли тезисы; проводили анализ и синтез единого по закономерности, сходству, подобию; строили формально-логическую модель.
4. Показатели наличия познавательных интересов учащихся: увлеченность, эмоциональный отклик, активность, сосредоточенность, вопросы по изучаемому материалу.
5. Уровни усвоения знаний учащимися: описание (описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, поиск связей, перечисление, упорядочивание); объяснение (раскрытие сущности объекта); преобразование (умение применять усвоенные знания к действительности).
|
|
6. Уровни учебно-познавательной деятельности: репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание); продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение); творческий (применение знаний в новой ситуации).
7. Качественные характеристики уровня обученности: предметно-содержательный (характеризуется полнотой и системностью); содержательно-деятельностный (характеризуется прочностью и действенностью); содержательно-личностный (характеризуется самостоятельностью и оперативностью).
8. Выполнение требований к уроку: готовность учителя провести урок; соответствие содержания урока программе; воспитательная направленность; сочетание принципа доступности с интенсивным трудом; научность на уровне достижений психологии, педагогики, информатики; развитие умственной деятельности школьника; нацеленность деятельности на уроке; логичное выстраивание урока; разнообразие методов, форм и средств обучения; установка межпредметных и внутрипредметных связей; связь с предыдущим и последующим учебным материалом; наличие закрепление, повторения, обобщения; подведение итога урока, значимость результатов.
9. Отметки учащихся. Количество опрошенных, из них получили «5», «4», «3», «2». Количество завышенных и заниженных отметок.
8. Предложения, выводы ___________________________________
После урока обучающийся участвует в его обсуждении с руководителями практики и присутствующими обучающимися. Результат анализа кратко фиксируется после фотографии урока.
Оценить эффективность уроков можно по следующей схеме.
Схема оценки эффективности урока (по В. П. Симонову)
№ п/п | Оцениваемые элементы | Баллы | |
1 | Оценка личностных качеств преподавателя (стр. 1.1 - стр. 1.5): | а | б |
1.1 | Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом | ||
1.2 | Уровень педагогического и методического мастерства | ||
1.3 | Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность | ||
1.4 | Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися | ||
1.5 | Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения | ||
2 | Оценка характеристик учащихся на уроке (стр. 2.1 - стр. 2.4): | ||
2.1 | Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности | ||
2.2 | Уровень общеучебных и специальных умений и навыков | ||
2.3 | Эффективность коллективных (групповых) форм работы | ||
2.4 | Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности | ||
3 | Оценка содержания деятельности уителя и учащихся (стр. 3.1 - 3.4): | ||
3.1 | Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков | ||
3.2 | Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой) | ||
3.3 | Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации) | ||
3.4 | Оптимальность объема предложенного для усвоения материала | ||
4 | Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся в ходе урока (стр. 4.1 - стр. 4. 7): | ||
4.1 | Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередование и смены видов деятельности | ||
4.2 | Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке | ||
4.3 | Степень рациональности и эффективности использованных на уроке методов и организационных форм работы | ||
4.4 | Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе работы | ||
4.5 | Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков учащихся | ||
4.6 | Степень эстетического воздействия урока на учащихся | ||
4.7 | Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися на уроке | ||
5 | Оценка цели и результатов проведенного урока (стр. 5.1–- стр. 5. 5) | ||
5.1 | Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока | ||
5.2 | Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно | ||
5.3 | Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились) | ||
5.4 | Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию) | ||
5.5 | Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию) | ||
6. | Итого (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) |
|
|
Примечание:
«а» – графа для самооценки урока преподавателем (обучающимся);
«б» – графа для оценок руководителя практикой.
Для оценки эффективности системы деятельности преподавателя и учащихся на уроке используется 4-х бальная шкала, где 4 балла – «отлично», 3 – «хорошо», 2 – «удовлетворительно, 1 – «неудовлетворительно».
За урок имеется возможность набрать 100 баллов.
Качество урока считается:
- отличным, если набрано не менее 85 баллов;
- хорошим, если набрано от 65 до 84 балов:
- удовлетворительным, если набрано от 45 до 64 баллов;
- неудовлетворительным, если набрано менее 45 баллов
Для оценки качества уроков заполняется карта оценки эффективности уроков (занятий), проведенных учителем в определенные временные рамки.
№ параметра | Дата | Дата | Дата | |||
а | б | а | б | а | б | |
1.1 | ||||||
1.2 | ||||||
и т.д. | ||||||
Эффективность урока |