Задание 4. Посещение, анализ и оценка эффективности урочных (внеурочных) занятий

Цель задания: закрепить у обучающихся умения выполнять фотографию урока (внеурочного занятия), осуществлять анализ уроков и оценивать их эффективность.

Выполнение задания. При посещении уроков обучающийся делает его подробную протокольную запись в соответствии с примерным протоколом наблюдения урока:

Дата __________ Класс_____   Предмет ____________ Номер урока _______

Количество учащихся по списку _______, из них присутствуют _________

Цель посещения __________________________________________________

Учитель _________________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________

Дидактическая цель _______________________________________________

Тип урока ________________________________________________________

 

Содержание и ход урока Замечания по ходу урока
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1. таблица учета опроса учащихся 2. комментарии по уроку __________________________

1. Методы обучения на уроке. Со стороны учителя: объяснение, рассказ, беседа, опрос, инструктаж; демонстрация; использование дидактических материалов; руководство практической работой. Со стороны учащихся: комментирование, объяснение, слушание, ответы на вопросы; работа с учебником, с раздаточным материалом; выполнение упражнений, заданий; решение задач.

2. Распределение времени по видам деятельности на уроке

Вид деятельности Время Вид деятельности Время
Организационный момент   Проверка домашнего задания  
Опрос учащихся   Инструктаж по домашнему заданию  
Повторение изученного материала   Репродуктивная работа  
Объяснение учебного материала   Продуктивная работа  
Закрепление изученного   Творческая работа  

3. Способы развития познавательных способностей учащихся: самостоятельная деятельность учащихся; перенос знаний; параллельное воспроизведение материла; решение поисковых задач, проблемных ситуаций; использование частично-поискового метода, выполняли конспектирование, составляли тезисы; проводили анализ и синтез единого по закономерности, сходству, подобию; строили формально-логическую модель.

4. Показатели наличия познавательных интересов учащихся: увлеченность, эмоциональный отклик, активность, сосредоточенность, вопросы по изучаемому материалу.

5. Уровни усвоения знаний учащимися: описание (описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, поиск связей, перечисление, упорядочивание); объяснение (раскрытие сущности объекта); преобразование (умение применять усвоенные знания к действительности).

6. Уровни учебно-познавательной деятельности: репродуктивный (восприятие, осмысление, запоминание); продуктивный (применение знаний по образцу, решение типовых задач, объяснение); творческий (применение знаний в новой ситуации).

7. Качественные характеристики уровня обученности: предметно-содержательный (характеризуется полнотой и системностью); содержательно-деятельностный (характеризуется прочностью и действенностью); содержательно-личностный (характеризуется самостоятельностью и оперативностью).

8. Выполнение требований к уроку: готовность учителя провести урок; соответствие содержания урока программе; воспитательная направленность; сочетание принципа доступности с интенсивным трудом; научность на уровне достижений психологии, педагогики, информатики; развитие умственной деятельности школьника; нацеленность деятельности на уроке; логичное выстраивание урока; разнообразие методов, форм и средств обучения; установка межпредметных и внутрипредметных связей; связь с предыдущим и последующим учебным материалом; наличие закрепление, повторения, обобщения; подведение итога урока, значимость результатов.

9. Отметки учащихся. Количество опрошенных, из них получили «5», «4», «3», «2». Количество завышенных и заниженных отметок.

8. Предложения, выводы ___________________________________

После урока обучающийся участвует в его обсуждении с руководителями практики и присутствующими обучающимися. Результат анализа кратко фиксируется после фотографии урока.

Оценить эффективность уроков можно по следующей схеме.

Схема оценки эффективности урока (по В. П. Симонову)

№ п/п Оцениваемые элементы

Баллы

1 Оценка личностных качеств преподавателя (стр. 1.1 - стр. 1.5): а б
1.1 Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом    
1.2 Уровень педагогического и методического мастерства    
1.3 Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность    
1.4 Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися    
1.5 Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения    
2 Оценка характеристик учащихся на уроке (стр. 2.1 - стр. 2.4):    
2.1 Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности    
2.2 Уровень общеучебных и специальных умений и навыков    
2.3 Эффективность коллективных (групповых) форм работы    
2.4 Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности    
3 Оценка содержания деятельности уителя и учащихся (стр. 3.1 - 3.4):    
3.1 Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков    
3.2 Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)    
3.3 Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации)    
3.4 Оптимальность объема предложенного для усвоения материала    
4 Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся в ходе урока (стр. 4.1 - стр. 4. 7):    
4.1 Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередование и смены видов деятельности    
4.2 Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке    
4.3 Степень рациональности и эффективности использованных на уроке методов и организационных форм работы    
4.4 Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе работы    
4.5 Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков учащихся    
4.6 Степень эстетического воздействия урока на учащихся    
4.7 Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися на уроке    
5 Оценка цели и результатов проведенного урока (стр. 5.1–- стр. 5. 5)    
5.1 Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока    
5.2 Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно    
5.3 Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились)    
5.4 Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию)    
5.5 Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию)    
6. Итого (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)    

 

Примечание:

«а» – графа для самооценки урока преподавателем (обучающимся);

«б» – графа для оценок руководителя практикой.

Для оценки эффективности системы деятельности преподавателя и учащихся на уроке используется 4-х бальная шкала, где 4 балла – «отлично», 3 – «хорошо», 2 – «удовлетворительно, 1 – «неудовлетворительно».

За урок имеется возможность набрать 100 баллов.

Качество урока считается:

- отличным, если набрано не менее 85 баллов;

- хорошим, если набрано от 65 до 84 балов:

- удовлетворительным, если набрано от 45 до 64 баллов;

- неудовлетворительным, если набрано менее 45 баллов

Для оценки качества уроков заполняется карта оценки эффективности уроков (занятий), проведенных учителем в определенные временные рамки.

 

№ параметра

Дата

Дата

Дата

а б а б а б
1.1            
1.2            
и т.д.            
Эффективность урока            

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: