Источник: Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.
Возрастная категория: с 1 по 11 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.
Время на обработку одного класса: 10-15 минут.
I. Для определения ведущей руки используются следующие способы:
· Способ Тодора и др.: измерить скорость выполнения какого-либо задания каждой рукой, потом двумя одновременно (например, как можно быстрей ставить точки карандашом на бумаге в течение фиксированного отрезка времени). Ведущая рука работает быстрее.
· Способ Чернашека: перед ребенком - лист бумаги. В каждой руке - по карандашу. С закрытыми глазами ребенок рисует правой рукой квадрат, левой круг (затем: треугольник-квадрат, круг-треугольник и т.д. до восьми раз). При этом следует поторапливать ребенка. Не ведущая рука или повторяет движения ведущей или выполняет задания с опозданием.
· Способ Членова: длина руки до конца третьего пальца больше на ведущей руке.
· Способ Сильвера: закрыть глаза, вытянуть руки горизонтально перед собой, ведущая рука выше.
Другие способы:
1. Аплодирование (ведущая рука - сверху).
2. Нанизывание бус на леску (активная рука ведущая).
3. Отвинчивание крышки у бутылки (активная рука - ведущая).
4. Попадание ниткой в игольное ушко (активная рука - ведущая).
5. Бросание мяча (ловит ведущей рукой).
6. Пользование расческой (активная рука - ведущая).
7. Открытие коробки с крышкой (активная рука - ведущая).
8. Завязывание узла (активная рука - ведущая).
9. Раздача карт (активная рука - ведущая).
Интерпретация: подсчитывается степень асимметрии по формуле: число проб, выполненных правой рукой минус число проб левой рукой, деленное на сумму проб и выраженное в процентах. При значении более +20% - преобладает правая рука, при значении менее - 20% - левая. При промежуточном значении - амбидекстрия.
II. Для определения ведущего глаза использовался следующий способ:
способ Фридляндера: ребенок берет в вытянутые руки карту с дыркой (диаметр не более 2-х см) и смотрит тестирующему, стоящему от ребенка не ближе чем 2 метра, в переносицу. Тестирующий видит в дырке ведущий глаз.
III. Для определения ведущего уха использовались следующие способы:
способ Бермана: прямо перед ребенком положить часы. Попросить наклониться к ним и послушать, тикают они или нет. Ухо, которое ребенок наклоняет к часам, является ведущим (повторить три раза);
способ Лурия: на просьбу прислушаться к шуму за стенкой (на улице) ребенок разворачивается ведущим ухом.
IV. Для определения ведущей ноги использовались следующие способы:
· способ 1: попрыгать на одной ноге. Используется ведущая нога;
· способ 2: «Какой ногой забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе и толчковая) нога – ведущая;
· способ 3: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.
Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Классификация латеральной организации по П. Деннисону»
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
ПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Лу Лн
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ – синтетик
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ и П/П – визуал
ЛЕВАЯ РУКА, ЛЕВАЯ НОГА и П/П – кинестетик
Целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Стрессоустойчивость – 100%.
Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
ЛЕВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Пн
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ – аналитик
ПРАВОЕ ухо – аудиал
ПРАВЫЙ ГЛАЗ – дискретное восприятие
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ, ПРАВЫЙ ГЛАЗ – мышление плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое. Вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Для данного профиля идеально подходит современная система образования, особенно для девочек.
В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Стрессоустойчивость – 100%.
Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации.
СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
ПРАВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Лн
Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза, уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Ведущая нога функционально не блокирована.
Стрессоустойчивость – 25%.
СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ