Определение межполушарной асимметрии мозга»

Источник: Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.

 

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.

Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.

Время на обработку одного класса: 10-15 минут.

 

I. Для определения ведущей руки используются следующие способы:

· Способ Тодора и др.: измерить скорость выполнения какого-либо задания каждой рукой, потом двумя одновременно (например, как можно быстрей ставить точки карандашом на бумаге в течение фиксированного отрезка времени). Ведущая рука работает быстрее.

· Способ Чернашека: перед ребенком - лист бумаги. В каждой руке - по карандашу. С закрытыми глазами ребенок рисует правой рукой квадрат, левой круг (затем: треугольник-квадрат, круг-треугольник и т.д. до восьми раз). При этом следует поторапливать ребенка. Не ведущая рука или повторяет движения ведущей или выполняет задания с опозданием.

· Способ Членова: длина руки до конца третьего пальца больше на ведущей руке.

· Способ Сильвера: закрыть глаза, вытянуть руки горизонтально перед собой, ведущая рука выше.

Другие способы:

1. Аплодирование (ведущая рука - сверху).

2. Нанизывание бус на леску (активная рука ведущая).

3. Отвинчивание крышки у бутылки (активная рука - ведущая).

4. Попадание ниткой в игольное ушко (активная рука - ведущая).

5. Бросание мяча (ловит ведущей рукой).

6. Пользование расческой (активная рука - ведущая).

7. Открытие коробки с крышкой (активная рука - ведущая).

8. Завязывание узла (активная рука - ведущая).

9. Раздача карт (активная рука - ведущая).

Интерпретация: подсчитывается степень асимметрии по формуле: число проб, выполненных правой рукой минус число проб левой рукой, деленное на сумму проб и выраженное в процентах. При значении более +20% - преобладает правая рука, при значении менее - 20% - левая. При промежуточном значении - амбидекстрия.

 

II. Для определения ведущего глаза использовался следующий способ:

способ Фридляндера: ребенок берет в вытянутые руки карту с дыркой (диаметр не более 2-х см) и смотрит тестирующему, стоящему от ребенка не ближе чем 2 метра, в переносицу. Тестирующий видит в дырке ведущий глаз.

 

III. Для определения ведущего уха использовались следующие способы:

способ Бермана: прямо перед ребенком положить часы. Попросить наклониться к ним и послушать, тикают они или нет. Ухо, которое ребенок наклоняет к часам, является ведущим (повторить три раза);

способ Лурия: на просьбу прислушаться к шуму за стенкой (на улице) ребенок разворачивается ведущим ухом.

 

IV. Для определения ведущей ноги использовались следующие способы:

· способ 1: попрыгать на одной ноге. Используется ведущая нога;

· способ 2: «Какой ногой забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе и толчковая) нога – ведущая;

· способ 3: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.

 

 

Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга

«Классификация латеральной организации по П. Деннисону»

 

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

ПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Лу Лн

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ – синтетик

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ и П/П – визуал

ЛЕВАЯ РУКА, ЛЕВАЯ НОГА и П/П – кинестетик

Целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.

В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.

Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).

В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.

Стрессоустойчивость – 100%.

Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации.

 

 

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

ЛЕВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Пн

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ – аналитик

ПРАВОЕ ухо – аудиал

ПРАВЫЙ ГЛАЗ – дискретное восприятие

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ, ПРАВЫЙ ГЛАЗ – мышление плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое. Вербальный интеллект.

Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.

Затруднения в обобщении материала.

Для данного профиля идеально подходит современная система образования, особенно для девочек.

В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.

Стрессоустойчивость – 100%.

Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации.

 

 

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ПРАВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.

В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.

Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)

В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза, уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной, визуальной и кинестетической информации.

Ведущая нога функционально не блокирована.

Стрессоустойчивость – 25%.

 

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: