ГЛАВА 6
Методики обследования.
МЕТОДИКИ ПРОФОТБОРА И ПИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
(базовые методики)
Методика определения готовности к экстренному действию (бдительности) в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД)
Условия проведения обследования.
Две смежные комнаты - приборно-диагностический блок и звукоизолированная камера с уровнем освещенности 15-20 лк (освещение искусственное). Камера оборудуется креслом для испытуемого и столом, на котором размещается пульт для работы испытуемого.
Содержание обследования
Испытуемый должен следить за перемещением светового пятна, которое последовательно, с интервалом в 1 сек. перемещается по окружности. Каждое такое перемещение сопровождается ритмическим звуковым раздражителем. Сигналом к действию служит нарушение последовательности вспышек света, т.е. перескок светового пятна через одну кружок по ходу движения. При этом испытуемый должен отреагировать быстрым нажатием на кнопку, в результате чего световое пятно возвращается в исходное положение. Такого рода сигналы (перескоки) подаются с предупреждением и без предупреждения. При подаче сигнала с предупреждением в центре окружности зажигается желтый сигнал светового индикатора, который предупреждает испытуемого о предстоящем перескоке. Время от предупредительного сигнала до перескока (экстренного сигнала) варьируется от 5 до 25 секунд. На протяжении обследования испытуемому автоматически подается определенное количество сигналов с предупреждением и без него по стандартной программе в течение одного часа. Временные интервалы между сигналами варьируются от одной до семи минут. Поскольку сигналы предъявляются без какой-либо видимой закономерности и время предъявления каждого сигнала не определено, испытуемый вынужден непрерывно наблюдать за перемещением светового пятна.
|
|
Инструкция испытуемому
«На лицевой панели расположенного перед Вами прибора (монитора) будет перемещаться световое пятно. Оно будет двигаться строго по часовой стрелке, последовательно переходя из одной точки в другую. Ваша задача - следить за его движением. Как только Вы заметите нарушение последовательности световых вспышек - перескок светового пятна через один кружок вперед по ходу движения, Вы должны как можно быстрее вернуть его на место нажатием на кнопку. Кнопка находится у Вас в той руке, которой Вам удобно работать. Палец постоянно находится на кнопке, но нажимать на нее следует только в ответ на перескок. После нажатия кнопку следует отпустить.
Перескок может быть только двух видов: без предупреждения или с предупреждением. Предупреждением является желтый сигнал в центре окружности. При появлении сигнала нажимать на кнопку не следует. Вскоре после предупредительного сигнала обязательно будет перескок. На любой перескок, с предупреждением или без него, нужно реагировать как можно быстрее. Проверять будут ваше внимание и скорость реакции. Продолжительность обследования - 1 час. Вы все поняли?»
|
|
Если инструкция не понята - повторить или разъяснить непонятное.
(Количество и временные интервалы перескоков испытуемому не сообщаются.)
Порядок проведения обследования
Испытуемому предлагается выполнить учебно-тренировочное задание продолжительностью в 4 минуты, в ходе которого с большой частотой предъявляются как сигналы без предупреждения, так и с предупреждением. Результаты выполнения учебно-тренировочного задания оцениваются по схеме, приведенной в разделе «Обработка и оценка результатов обследования». Если результаты выполнения учебно-тренировочного задания соответствуют критериям, проводится основное обследование. При несоответствии учебно-тренировочное задание повторяется.
Обследование производится в автоматическом режиме и может быть автоматически прекращено после четырех пропусков сигналов подряд. В этом случае обследование не повторяется, а его результаты оцениваются как неудовлетворительные. Если основное задание выполнено до конца, его результаты оцениваются по нижеприведенной схеме.
Обработка и оценка результатов обследования.
В процессе выполнения учебно-тренировочного и основного задания регистрируется время реакции (ВР) на каждый сигнал. Если ВР: > 4 с, регистрируется пропуск сигнала. По завершении обследования автоматически подсчитываются
1. среднеарифметическое ВР на сигналы с предупреждением (1);
2. среднеквадратичное отклонение ВР на сигналы с предупреждением;
3. среднеарифметическое ВР на сигналы без предупреждения (2);
4. среднеквадратичное отклонение ВР на сигналы без предупреждения;
5. количество пропусков сигналов;
6. готовность к экстренному действию (Р = 2 - 1).
Индивидуальные показатели в учебно-тренировочном задании оцениваются по следующей схеме:
· рассматривается среднее значение ВР на сигналы без предупреждения (Тсэ) - если Тсэ >= 0,8 сек, то учебно-тренировочное задание повторяется, а испытуемый предупреждается о том, что нужно реагировать на сигналы быстрее;
· рассматривается число пропусков сигналов (N общ) - если Nобщ=2 то учебно-тренировочное задание повторяется, а испытуемый предупреждается о том, что нужно внимательно следить за сигналами и не допускать пропусков.
При выполнении указанных процедур рассматривается фактический уровень готовности к экстренному действию (ГЭД). Учебно-тренировочное задание повторяется, если фактический уровень (Р) превышает норму.
Индивидуальные показатели готовности к экстренному действию в основном обследовании оцениваются по следующей схеме:
· рассматривается среднее значение ВР на сигналы - если более трех значений >1 с, то данные неудовлетворительны;
· рассматривается число пропусков сигналов (ВР > 4с) без предупреждения Ncэ - если Nсэ >= 3, то данные неудовлетворительны;
· рассматривается число пропусков сигналов с предупреждением – если есть пропуски подобных сигналов, то данные считаются неудовлетворительными;
· рассматривается индивидуальный уровень ГЭД – если Р > 0,250с, то данные считаются неудовлетворительными.