Методика определения готовности к экстренному действию (бдительности) в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД)

ГЛАВА 6

Методики обследования.

МЕТОДИКИ ПРОФОТБОРА И ПИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(базовые методики)

 

Методика определения готовности к экстренному действию (бдительности) в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД)

 

Условия проведения обследования.

Две смежные комнаты - приборно-диагностический блок и звукоизолированная камера с уровнем освещенности 15-20 лк (освещение искусственное). Камера оборудуется креслом для испытуемого и столом, на котором размещается пульт для работы испытуемого.

 

Содержание обследования

Испытуемый должен следить за перемещением светового пятна, которое последовательно, с интервалом в 1 сек. перемещается по окружности. Каждое такое перемещение сопровождается ритмическим звуковым раздражителем. Сигналом к действию служит нарушение последовательности вспышек света, т.е. перескок светового пятна через одну кружок по ходу движения. При этом испытуемый должен отреагировать быстрым нажатием на кнопку, в результате чего световое пятно возвращается в исходное положение. Такого рода сигналы (перескоки) подаются с предупреждением и без предупреждения. При подаче сигнала с предупреждением в центре окружности зажигается желтый сигнал светового индикатора, который предупреждает испытуемого о предстоящем перескоке. Время от предупредительного сигнала до перескока (экстренного сигнала) варьируется от 5 до 25 секунд. На протяжении обследования испытуемому автоматически подается определенное количество сигналов с предупреждением и без него по стандартной программе в течение одного часа. Временные интервалы между сигналами варьируются от одной до семи минут. Поскольку сигналы предъявляются без какой-либо видимой закономерности и время предъявления каждого сигнала не определено, испытуемый вынужден непрерывно наблюдать за перемещением светового пятна.

 

Инструкция испытуемому

«На лицевой панели расположенного перед Вами прибора (монитора) будет перемещаться световое пятно. Оно будет двигаться строго по часовой стрелке, последовательно переходя из одной точки в другую. Ваша задача - следить за его движением. Как только Вы заметите нарушение последовательности световых вспышек - перескок светового пятна через один кружок вперед по ходу движения, Вы должны как можно быстрее вернуть его на место нажатием на кнопку. Кнопка находится у Вас в той руке, которой Вам удобно работать. Палец постоянно находится на кнопке, но нажимать на нее следует только в ответ на перескок. После нажатия кнопку следует отпустить.

Перескок может быть только двух видов: без предупреждения или с предупреждением. Предупреждением является желтый сигнал в центре окружности. При появлении сигнала нажимать на кнопку не следует. Вскоре после предупредительного сигнала обязательно будет перескок. На любой перескок, с предупреждением или без него, нужно реагировать как можно быстрее. Проверять будут ваше внимание и скорость реакции. Продолжительность обследования - 1 час. Вы все поняли?»

Если инструкция не понята - повторить или разъяснить непонятное.

(Количество и временные интервалы перескоков испытуемому не сообщаются.)

Порядок проведения обследования

Испытуемому предлагается выполнить учебно-тренировочное задание продолжительностью в 4 минуты, в ходе которого с большой частотой предъявляются как сигналы без предупреждения, так и с предупреждением. Результаты выполнения учебно-тренировочного задания оцениваются по схеме, приведенной в разделе «Обработка и оценка результатов обследования». Если результаты выполнения учебно-тренировочного задания соответствуют критериям, проводится основное обследование. При несоответствии учебно-тренировочное задание повторяется.

Обследование производится в автоматическом режиме и может быть автоматически прекращено после четырех пропусков сигналов подряд. В этом случае обследование не повторяется, а его результаты оцениваются как неудовлетворительные. Если основное задание выполнено до конца, его результаты оцениваются по нижеприведенной схеме.

 

Обработка и оценка результатов обследования.

В процессе выполнения учебно-тренировочного и основного задания регистрируется время реакции (ВР) на каждый сигнал. Если ВР: > 4 с, регистрируется пропуск сигнала. По завершении обследования автоматически подсчитываются

1. среднеарифметическое ВР на сигналы с предупреждением (1);

2. среднеквадратичное отклонение ВР на сигналы с предупреждением;

3. среднеарифметическое ВР на сигналы без предупреждения (2);

4. среднеквадратичное отклонение ВР на сигналы без предупреждения;

5. количество пропусков сигналов;

6. готовность к экстренному действию (Р = 2 - 1).

 

Индивидуальные показатели в учебно-тренировочном задании оцениваются по следующей схеме:

· рассматривается среднее значение ВР на сигналы без предупреждения (Тсэ) - если Тсэ >= 0,8 сек, то учебно-тренировочное задание повторяется, а испытуемый предупреждается о том, что нужно реагировать на сигналы быстрее;

· рассматривается число пропусков сигналов (N общ) - если Nобщ=2 то учебно-тренировочное задание повторяется, а испытуемый предупреждается о том, что нужно внимательно следить за сигналами и не допускать пропусков.

При выполнении указанных процедур рассматривается фактический уровень готовности к экстренному действию (ГЭД). Учебно-тренировочное задание повторяется, если фактический уровень (Р) превышает норму.

 

Индивидуальные показатели готовности к экстренному действию в основном обследовании оцениваются по следующей схеме:

· рассматривается среднее значение ВР на сигналы - если более трех значений >1 с, то данные неудовлетворительны;

· рассматривается число пропусков сигналов (ВР > 4с) без предупреждения Ncэ - если Nсэ >= 3, то данные неудовлетворительны;

· рассматривается число пропусков сигналов с предупреждением – если есть пропуски подобных сигналов, то данные считаются неудовлетворительными;

· рассматривается индивидуальный уровень ГЭД – если Р > 0,250с, то данные считаются неудовлетворительными.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: