Организация фокус-группы

Организаци фокусированного интервью предполагает выполнение ряда этапов.

1. Разработка программы, в которой обозначается и обосновывается проблема, формулируется исследовательская цель, определяются задачи, конкретизируется объект и предмет измерения.

В программе определяется выборка исследования, ее количество и качественный состав входящих в нее представителей. Описывается инструментарий сбора информации и методы ее обработки. 

Программа фокус-группы не имеет исследовательских гипотез, а включает набор тем, обсуждение которых позволяет собрать необходимую информацию.

2. Подготовка команды, проводящей фокус-интервью. Как правило, в нее включается модератор (ведущий) и ассистент (несколько ассистентов). Задачей модератора выступает организация дискуссии, озвучивание тем и вопросов для обсуждения, регулирование поведения участников.

Модератор должен помнить наизусть содержание и порядок задаваемых вопросов. Это очень важно, потому что в ходе дискуссии порядок вопросов иногда нарушается. Зачитывая вопросы, модератор теряет контакт глаз с участниками и тем самым нарушает естественный ход обсуждения.

Выслушивая ответы участников дискуссии, модератор должен особым образом реагировать на них. Во-первых, вербальные и невербальные реакции должны контролироваться. Уместно использовать технику "пятисекундных пауз" и "просьб об уточнении".

    Пятисекундная пауза применяется после яркого, эмоционального высказывания участника группы. Она позволяет другим участникам беседы оценить высказывание коллеги и побуждает их к проговариванию своих мнений, выражению согласия или отрицания. 

Техника уточнения используется для вовлечения группы в дискуссию, повышения эффективности их высказываний. Поняв, что группа немногословна, модератору уместно попросить их высказываться подробнее.  Подобные просьбы используют в начале работы группы, чтобы показать ее участникам важность точных ответов.

Задачей ассистента выступает фиксация получаемой информации посредством аудио- или видеозаписи, наблюдение за поведением участников дискуссии. Большое значение следует уделять эмоциональному фону обсуждения, невербальному поведению участников.  

Подготовка респондентов. Объем участников фокус-группы находится в диапазоне от 5 до 8-12 человек. Подготовка респондентов предполагает специальный отбор участников интервью. Небольшое количество человек снижает спектр мнений, уменьшает количество информации, доступной исследователям. Напротив, большое количество участников приводит к возникновению группировок, альянсов участников. Это сказывается на поляризации мнений, способствует возникновению конфликтов в дискуссии. 

Критерии отбора участников для фокус-группы зависят от множества факторов: социально-демографических, статусных, материальных, психологических и др. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Кроме того, группы могут быть мужскими, женскими или смешанными.

Для отбора нередко применяются критерии, соответствующие теме, объекту или предмету исследования. Например, фокус-интервью, посвященное изучению взаимодействия сотрудников полиции с гражданами, может включать сотрудников службы, участковых уполномоченных полиции, либо сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, то есть специализированных групп, нацеленных на изучение определенных проблем. Уместно использовать предварительное анкетирование участников фокус-группы, позволяющее структурировать их в зависимости от темы дискуссии. Довольно распространенными являются требования к уровню образования и креативности респондента. Для определения необходимого уровня используются тесты на креативность, включаемые в отборочную анкету.

Респонденты должны быть достаточно общительны, при этом уравновешены в общении. В целом, д ля снижения искажений, фальсификаций или манипулирования информацией при выборе участников следует избегать включения в группу друзей, знакомых или конфликтующих лиц, руководителей и подчиненных, лиц, находящихся в должностной или служебной зависимости друг от друга.

4. Разработка плана ведения групповой дискуссии (гайда). Типовой план включает в себя приветствие участников, информирующий блок (объяснение правил), ознакомление участников с вопросами, организованными в определенной логической последовательности. Как правило, смысловые блоки вопросов предполагают переход от общих вопросов к конкретным. Также план дискуссии должен включать в себя указания на временные промежутки, посвященные обсуждению тематических блоков, перерывы и паузы в дискуссии.  Длительность групповой дискуссии в зависимости от целей исследования колеблется от 1,5 до 3,5 часов.

При подготовке плана следует уделить внимание информационным сообщениям от модератора группы, в том числе словам выражения благодарности участникам за работу в группе.

Проведение фокус-группы во многом зависит от цели исследования, его задач, условий проведения, индивидуально-психологическими особенностями участников, спецификой объекта и предмета исследования. После того, как определены цель и задача исследования, планируется процедура опроса.

Организация работы фокус-группы. Для обеспечения работы группы необходимо контролировать условия пребывания участников. Поскольку групповая дискуссия предполагает объединение разных лиц, важно подобрать для ее проведения время, удобное для респондентов.

Помещение для проведения дискуссии должно обеспечивать комфортные условия пребывания участников. Оно должно быть просторным вентилируемым, с оптимальным уровнем отопления. Мебель должна позволять участникам разместиться в равных условиях, а также видимость друг друга. Это может обеспечить группа индивидуальных столов или один большой стол, за которым будут находится все участники, включая модератора и ассистентов. В работе фокус-группы можно исключить стол, если стулья позволяют рассадить участников в форме круга либо полукруга, с модератором в центре.   

Организуя размещение участников важно обеспечить аудио-видео-фиксацию присутствующих. Расположение записывающих устройств не должно отвлекать участников - нависать над ними, вместе с тем, охватывать выражение лиц, записывать голос и интонации всех участников дискуссии. Для этого целесообразно расставить несколько видеокамер.

В процессе дискуссии модераторам и ассистенту необходимо обеспечить, чтобы речь всех участников была записана достаточно разборчиво. Поскольку участники как правило не контролируют громкость своего голоса, не следует просить их высказываться тише. Уместнее позволять говорить им в обычной для них манере. Однако следует регулировать процесс говорения – чтобы наиболее активные не заглушали других участников. Речь идет о том, чтобы не давать участникам говорить одновременно – это снижает эффективность записи. 

Во время проведения дискуссии целесообразно обеспечить изоляцию участников от других (случайных) посетителей, при этом не ограничивая всех присутствующих в возможности выходить из помещения.

Желательно, чтобы в помещении был порядок, а интерьер помещения был спокойным. Участники групповой дискуссии должны чувствовать себя комфортно не только физически, но и психологически.

8.3. Требования, предъявляемые к модератору фокус-группы. Организация групповой дискуссии требует от модератора фокус-группы высокого уровня коммуникативной компетентности, опыта общения с разными возрастными категориями, а также знаниями предмета обсуждения.

Модератор должен иметь специальные познания в области групповой динамики, для эффективного управления дискуссией. Кроме того, модератор должен оценивать психологическое состояние участников, их мотивацию, понимать и правильно интерпретировать невербальные сигналы. Как правило, модератору приходится поддерживать спонтанность высказываний, при этом не давать фокус-группе образовывать альянсы, а ее участникам конфликтовать друг с другом. Поскольку план дискуссии является насыщенным, модератору важно контролировать тематику дискуссии, побуждая участников к высказываниям, регулируя темп и глубину общения. Не менее важно умение концентрировать свое внимание не только на общем ходе группового обсуждения, но и на мнениях, высказываемых отдельными участниками дискуссии. При этом следует избегать выражать свою точку зрения.

Ограничение времени для обсуждения требует способности контролировать его, распределяя между всеми вопросами. Среди личностных качеств модератора важными являются распределение внимания, хорошая память, вербальный интеллект и словарный запас, способность слушать. Важными социально-психологическими умениями модератора являются навыки установления коммуникативного контакта, побуждение интереса к другим людям и тематике, способность вызывать доверие и создавать свободную доброжелательную обстановку для высказывания участниками дискуссии своего мнения. Конечно, модератору необходимо уметь ясно и отчетливо выражать свои мысли как письменно, так и устно. В ряде источников отмечается чувство юмора модератора, способность разрядить обстановку, избежать конфликта и сфокусировать участников на теме дискуссии.

Наконец, модератор должен обладать навыками выявления признаков стресса, диагностики неискренности в общении. Это качество позволяет ему оценивать не только содержание сообщений, но и их контекст, подмечая то, что остается недосказанным, не выраженным, но, тем не менее выражается участниками.

Роль модератора требует от психолога проявления как беспристрастности, так и искренней заинтересованности в дискуссии. Беспристрастное слушание предполагает, что модератор способен проявить выдержанность, подавить собственные чувства в эмоционально-значимой ситуации.

Модератор фокус-группы должен избегать оценочных суждений, а также невербальных реакций на высказывания участников, выражающих его отношение к их мнению.

Демонстрируя заинтересованность, модератору необходимо показывать собеседникам свое участие в разговоре, стремление понять позицию каждого, готовность делиться опытом. Подобная модель общения отличается от традиционной модели общения, поскольку требует от ведущего подавлять свои чувства и обсуждать неинтересные для себя вопросы. В тоже время, подобная модель является оправданной - модератор, выражающий собственные взгляды и мнение, неспособен собирать подлинные мнения участников, сталкивается с неискренностью либо молчанием в аудитории.

Модератору необходимо сосредоточить внимание аудитории на ключевых вопросах, сфокусировать на проблемах, которые являются непосредственным предметом исследования. При формулировании вопросов необходимо переходить от общих вопросов к более специфичным. Управляя дискуссией не стоит часто употреблять вопросительные конструкции, начинающиеся со слов «почему», «зачем» и пр. Подобный вопрос предполагает рациональный и социально-обоснованный, а не естественный для испытуемого ответ. Когда задается такой вопрос, респондент обычно дает быстрый ответ, который кажется ему рациональным и соответствующим ситуации. Наконец, подобные вопросы часто вызывают у участников дискуссии защитную реакцию, следуя которой они занимают социально-желательную позицию.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1. Опишите цель и задачи проведения фокус группы.

2. Сформулируйте преимущества и недостатки метода фокус-групп перед другими методами исследования социально-психологических представлений.

3. Перечислите этапы разработки фокусированного интервью.

4. Назовите знания, умения и навыки модератора фокус-группы.

5. Опишите способы обработки результатов фокус-группы.

 

Заключение

В настоящее время для психологических служб органов внутренних дел в целом характерно увеличение внимания к социально-психологическим проблемам служебных коллективов органов внутренних дел, и, как следствие, повышение необходимости в использовании научных методов и процедур. В этой связи психологам органов внутренних дел необходима более тщательная подготовка в области методологии и методов проведения социально-психологических исследований.

Данное пособие ориентировано на ознакомление с базовыми методологическими принципами построения исследовательской работы. Другая задача, ставящаяся автором пособия, заключается в представлении современных методов проведения социально-психологических исследований, их специфики, требований и условий в доступной, структурированной форме.

В учебное пособие включено описание тех методов, которые, как показывает анализ деятельности психологов правоохранительных органов, часто используются, однако при этом допускаются неточности в применении конкретной методики и в интерпретации ее результатов.

В целом данное учебное пособие может быть применено как для обучающихся по специальности 030301.65 Психология служебной деятельности, так и психологов органов внутренних дел МВД России.



Список литературы

Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзенк. – Москва: Когито-центр, 2000.

Айзенк Г. Личностный профиль по Айзенку / Г. Айзенк. – Москва: Когито-центр, 2003.

Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – Санкт-Петербург: Питер, 2001

Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – Москва: Академия, 2004.

Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва, 1997. – 224 с.

Балакшина Ж. А. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития / Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Балакшина Ж. А. Школьный тест умственного развития / Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Баранова О. Применение теста Р. Жиля для исследования межличностных отношений в семье / О. Баранова // Школьный психолог. – 2001. – № 41.

Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – Москва: УМК «Психология», 2003.

Белопольская Н. Л. Поло-возрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. – Москва: Когито-центр, 2000.

Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Б. И. Белый. – Санкт-Петербург: Дорвиль, 1992.

Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. – Москва: Фолиум, 1994.

Бернс Р. С. Кинетический рисунок семьи / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. – Москва: Смысл: Речь, 2003.

Бикел П. Математическая статистика / П. Бикел, К. Доксам; пер. с англ. – Москва, – 1983. – Вып. 1. – 278 с.

Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. – Москва, 2005. – 32 с.

Блейхер В. М. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Москва, 2006.

Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Санкт-Петербург: Питер, 2006.

Бурлачук Ф. Е. Психодиагностика / Ф. Е. Бурлачук. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.

Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – Москва, 2002. – 416 с.

Вассерман Л. И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, С. Ю. Щелкова. – Москва: Академия, 2003.

Вассерман Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. – Санкт-Петербург: Речь, 2004.

Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. – Санкт-Петербург, 2007. – 237 с.

Внешнегрупповая референтометрия // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – Москва, 2001. – Т. 2. – С. 16–17.

Гормин А. С. Методология и методы психологии: учеб.-метод. пособие / А. С. Гормин. – Великий Новгород, 2010. – 23 с.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.

Дворщенко В. П. Тест личностных акцентуаций / В. П. Дворщенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Детская психодиагностика и профориентация / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону, 1999. – 384 с.

Диагностический альбом для исследования познавательной сферы ребенка / авт.-сост. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва: АРКТИ, 1998.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. – Москва: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2001.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2006.

Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. – Санкт-Петербург: Братство, 1994.

Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология: учеб. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. – Москва, 2005. – С. 40–41.

Злоказов К.В. Психологическая диагностика сотрудников правоохранительных органов: учеб-метод. пособие / К. В. Злоказов. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2010. – 220 с.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. – Москва: Педагогика, 1991.

Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Киреева Н. Н. Диагностика когнитивных стилей / Н. Н. Киреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование / П. Клайн. – Киев: ПАН ЛТД, 1994.

Колакогло К. Сказочный проективный тест / К. Колакогло. – Москва: Когито-центр, 2003.

Копытин А. И. Тест «Нарисуй историю»: учеб.-метод. пособие / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Костина Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Лаак. – Москва: Изд-во ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. – Москва: Изд-во МГУ, 1984.

Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 1998.

Лови О. В. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер / О. В. Лови, В. И. Белопольский. – Москва: Когито-центр, 2003.

Лупандин В. И. Математические методы в психологии: учеб. пособие / В. И. Лупандин. – Екатеринбург, 2009. – С. 83–84.

Марковская И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб. пособие / И. М. Марковская. – Челябинск, 2002. – 52 с.

Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. – Санкт-Петербург: Смысл: Речь, 2003.

Махортова Г. Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка / Г. Х. Махортова. – Москва: Когито-центр, 2003.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения / А. Меграбян. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

Митина О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. – Москва, 2001. – С. 26.

Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – Москва: Академический проект, 2003.

Носс И. Н. Психодиагностика: учеб. для бакалавров / И. Н. Носс. – Москва: Юрайт, 2011. – 439 с.

Овчинников Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б. В. Овчинников, И. М. Владимирова, К. В. Павлов. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Основы психодиагностики. Проективные методики. Психологический практикум / сост. Н. В. Зоткин. – Самара: Самарский университет, 1999.

Особенности референтных отношений студентов как фактор учебно-профессиональной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – URL: http // www. psyedu.ru.

Паниотто В. И. Количественные методы в социологических исследованиях / В. И. Паниотто, В. С. Максименко. – Киев, 1982. – 272 с.

Петровский А. В. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского / А. В. Петровский. – Москва, 1997. – 496 с.

Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / под ред. В. А. Бодрова. – Москва: Пер Сэ, 2003.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. С. Г. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

Практикум по психологии состояний / под ред. А. О. Прохорова. – Санкт-Петербург, 2004.

Практикум по психофизиологической диагностике / Н. Г. Блинов и др. – Москва: Владос, 2000.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности / ред. И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Проективная психология. – Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.

Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – Москва: Академия, 2005.

Романова Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие / Е. С. Романова. – 3-е изд., доп. – Москва: Кнорус, 2011. – 236 с.

Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия / Г. Роршах. – Москва: Когито-центр, 2003.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практ. руководство / С. Я. Рубинштейн. – Москва: Апрель-пресс, 2004.

Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. – Санкт-Петербург, 1995.

Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: метод. пособие / В. М. Русалов. – Москва: ИП АН СССР, 1992.

Сарычев С. В. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С. В. Сарычев, А. С. Чернышев. – Курск: КГПУ, 2000. – 180 с.

Семаго Н. Я. Руководство по психологической диагностике / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва, 2000.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – Москва: Изд-во МГУ, 1980; Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Суходольский Г. В. Математические методы в психологии / Г. В. Суходольский. – Харьков, 2004. – С. 279.

Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002.

Франселла Ф. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Банистер. – Москва: Прогресс, 1987.

Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике / Б. Г. Херсонский. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л. С. Цветкова. – Москва: Когито-центр, 2001.

Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика / К. Р. Червинская. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Шведовская А. А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте / А. А. Шведовская // Психологическая диагностика. – 2005. – № 4. – С. 70–103.

Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: в 3 ч. / Н. И. Шевандрин. – Москва, 2003.

Шмелев А. Г. Основы психодиагностики / А. Г. Шмелев. – Ростов на Дону, 1996.

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Щедрина Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива; под ред. А. В. Петровского. – Москва, 1979.

Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование / Р. Эденборо. – Санкт-Петербург: Питер-М, 2003.

Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – Москва, 2007. – 567 с.


 


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: