Задание 1. Определение опосредованной групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы.
Методика, разработанная В. С. Ивашкиным и В. В. Онуфриевым, предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности[22]. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества, отражающие ценностные ориентации молодежных групп. Методика может быть использована и для исследования производственных коллективов.
Общие методические рекомендации при диагностике групповой сплоченности, ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), психологического климата группы, которые экспериментатору дают авторы методики, таковы:
1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по вывешенному плакату.
2. В опросный лист испытуемые записывают (отмечают): а) пять качеств, выбранных по первой инструкции; б) пять качеств, выбранных по второй инструкции.
3. Обработка результатов производится после выполнения всех инструкций.
Инструкция № 1.
«Выберите из предложенного списка пять качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива».
Инструкция № 2.
«Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы».
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (с дифференциацией качеств)
Трудолюбие | Д | Дружелюбие | М |
Принципиальность | М | Сдержанность | Э |
Веселость | Э | Справедливость | М |
Аккуратность | Д | Общительность | Э |
Честность | М | Активность | Д |
Исполнительность | Д | Искренность | Э |
Порядочность | М | Настойчивость | Д |
Организованность | Д | Обаяние | Э |
Отзывчивость | Э | Правдивость | М |
Приветливость | Э | Деловитость | Д |
Скромность | М |
Условные обозначения:
Д – деловые качества, М – моральные качества, Э – эмоциональные качества.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка результатов производится после выполнения каждой из инструкций.
1. Определение опосредованной групповой сплоченности.
1.1. Подсчитывается общее количество выбранных респондентами качеств (согласно инструкции № 1). Для этого общее количество респондентов (членов группы) N умножается на 5 (количество сделанных каждым респондентом выборов): N х 5.
1.2. Подсчитывается общее число эмоциональных (Э), деловых (Д) и моральных (М) качеств, отмеченных всеми членами группы. В результате получим Σ Э = …; Σ Д = …; Σ М = …
1.3. Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные (Э), деловые (Д) и моральные (М) качества. Для этого общая сумма каждого блока качеств (соответственно, Σ Э = …; Σ Д = …; Σ М = …) делится на N х 5 и умножается на 100 %:
Э = Σ Э х 100 % / N х 5;
Д = Σ Д х 100 % / N х 5;
М = Σ М х 100 % / N х 5.
1.4. В результате получаем процентное соотношение трех шкал (Э, Д, М) в виде Э %: Д %: М %, которое отражает основные ориентации в группе.
1.5. Определяем уровень групповой сплоченности. При этом имеем в виду, что:
· если Д > 55 % или Д + М > 60 %, то групповая сплоченность высокая (3 балла);
· если М < 55 %, то групповая сплоченность средняя (2 балла);
· в остальных случаях, при 35 % < М < 55 % – групповая сплоченность низкая.
2. Определение ценностно-ориентационного единства группы.
2.1. Подсчитывается общее количество выбранных респондентами качеств (согласно инструкции № 2). Для этого общее количество респондентов (членов группы) N умножается на 5 (количество сделанных каждым респондентом выборов): N х 5.
2.2. Подсчитывается число выборов, сделанных всеми членами группы, на каждое из перечисленных в списке качеств.
2.3. Выберите, исходя из количества полученных выборов, пять самых популярных в группе качеств (Н).
2.4. Выберите, исходя из количества полученных выборов, пять самых непопулярных в группе качеств (М).
2.5. Вычисляется С – коэффициент ЦОЕ по формуле:
С = (Н – М) х 100 % / N х 5.
2.6. Определяем уровень группового ценностно-ориентационного единства. При этом имеем в виду, что:
· если С > 55 %, то ЦОЕ в группе высокое (оценка 3 балла);
· если 30 % < С < 50 %, то ЦОЕ среднее (оценка 2 балла);
· в остальных случаях – ЦОЕ в группе низкое (оценка 1 балл).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
По опыту диагностики и оценки динамики малых групп полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):
1. «Песчаная россыпь»:
1) люди мало знакомы друг с другом;
2) нет общих интересов;
3) нет общих дел;
4) отсутствует авторитетный центр;
5) группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
2. «Мягкая глина»:
1) наблюдаются первые усилия по сплочению коллектива;
2) нет достаточного опыта совместной работы;
3) дисциплина носит формальный характер и исходит от старших;
4) отношения в группе от доброжелательных до конфликтных;
5) существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко сорятся;
6) нет хорошего организатора или ему трудно проявить себя, т. к. по-настоящему его некому поддержать.
3. «Мерцающий маяк»:
1) в группе существует потребность в совместной деятельности и взаимопомощи;
2) в группе есть организаторы, актив;
3) недостаточно проявляется инициатива отдельных участников;
4) не все члены группы готовы подчиняться коллективным требованиям;
5) проявления активности наблюдаются не у всех и не всегда.
4. «Алый парус»:
1) в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
2) дружное участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
3) во главе группы – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью;
4) большинство членов группы проявляют гордость за свой коллектив, их огорчают неудачи группы;
5) члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других группах, приходят на помощь другим группам;
6) в группе бывают моменты, когда участники не готовы преодолевать трудности и не могут признавать ошибки.
5. «Горящий факел»:
1) в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
2) дружное участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
3) во главе группы – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью;
4) все члены группы проявляют гордость за свой коллектив, их огорчают неудачи группы;
5) члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других группах, приходят на помощь другим группам;
6) члены группы всегда готовы преодолевать трудности и помогают друг другу.
Задание 2. Оценка микроклимата группы.
Методика: Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива по В. М. Завьялову.
Инструкция. Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в социально-психологическом исследовании. Предлагаем заполнить анкету в которой представлены утверждения относительно Вашей учебной группы. Анкета разработана по типу утверждений, противоположных по смыслу. Слева приведены позитивные утверждения, а справа – негативные. Между данными утверждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Вам предстоит прочитать утверждений, выбрать одно из двух утверждений (слева или справа), наиболее полно раскрывающих взаимоотношения в вашей учебной группе, точнее всего передающих настроение и взаимодействие участников в ней. Затем, выбрать кружком одну из трех цифр, раскрывающих выраженность показателя: высокая степень выраженности – 3, средняя степень выраженности – 2, слабая степень выраженности – 1.
Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение, но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.
1 | В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение | 3210123 | В группе обычно настроение подавленное, мрачное |
2 | Группа активна, работоспособна | 3210123 | Группа пассивна, инертна |
3 | Обстановка в группе спокойная, деловая | 3210123 | Обстановка в группе нервозная, напряженная |
4 | В группе студенты чувствуют себя уютно | 3210123 | В группе студенты чувствуют себя неуютно |
5 | Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их | 3210123 | У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту |
6 | Студенты относятся друг к другу с симпатией | 3210123 | Взаимоотношения в группе отличаются антипатией |
7 | Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам | 3210123 | Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы |
8 | Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуются взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах | 3210123 | Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других |
9 | Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам, разрешаются справедливо и доброжелательно | 3210123 | Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно |
10 | В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного» | 3210123 | В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки |
11 | Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы | 3210123 | Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам |
12 | Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его | 3210123 | Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами |
13 | Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам | 3210123 | Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу |
14 | Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии | 3210123 | Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется |
15 | В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам | 3210123 | К лентяям и прогульщикам относятся снисходительно |
16 | Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы | 3210123 | Студенты пассивны в общественной жизни группы |
17 | В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого | 3210123 | Поручения распределяются по принципу «Лишь бы не мне» |
18 | Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы | 3210123 | Группу нелегко поднять на общее трудовое дело |
19 | Актив группы пользуется авторитетом и доверием | 3210123 | В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива |
20 | Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью, пониманием, сотрудничеством | 3210123 | Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью |
Обработка данных (вариант Н. П. Фетискина)
1.Для определения психологического микроклимата в учебной группе (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.
2.Оценить уровень ПМ по баллам.
3.Составить профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.
50–60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ;
40–49 баллов – средневысокая;
21–39 баллов – средняя;
11–20 баллов – средненизкая;
10–0 баллов – незначительная благоприятность ПМ.
Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком.
Задание 3. Диагностика уровня развития малой группы.
Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы[23].
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной группы.
Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:
а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).
Текст опросника
1. В нашей группе главный критерий ценности человека – его отношение к труду, к коллективу.
2. В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.
3. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.
4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль «Моя хата с краю».
5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.
6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.
7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».
8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.
9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.
11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.
12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.
13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.
14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.
15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.
16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.
17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.
18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.
19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.
20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага.
21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.
22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.
23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.
24. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей.
25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой.
26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.
27. Наша сплоченность скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка данных может производиться двумя способами.
Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков – а, б, в или г. Преобладание ответов а свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу; ответов б – к среднему уровню развития; ответов в – к низкому уровню развития; а г – к группе номинального или корпоративного типа.
Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме: а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл, г – 0 баллов.
После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):
· 67–81 баллов – коллектив («Горящий факел»);
· 66–50 баллов – автономия («Алый парус»);
· 49–34 баллов – кооперация («Мерцающий маяк»);
· 33–20 баллов – ассоциация («Мягкая глина»);
· 19 и менее – диффузная группа («Песчаная россыпь»).
Задание 1. Самооценка уровня развития группы как коллектива.
Методика Л. Г. Почебут [24].
Инструкция. Просим вас оценить качества организации, в которой вы работаете. В опроснике представлены название качества и его содержательная характеристика. В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по вашему мнению, соответствует развитию данного качества в вашей организации.
Бланк ответов
Ф.И.О. ___________ Пол _________ Возраст ________________
Номер качества | Баллы | |||||||||||
1 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
4 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
5 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
текст Опросника
Уров-ни | Бал-лы | Утверждения |
1. Подготовленность к деятельности | ||
1 | 12 11 10 | Все члены группы обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде |
2 | 9 8 7 | Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике |
3 | 6 5 4 | В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету фирмы |
4 | 3 2 1 | Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий |
2. Направленность | ||
1 | 12 11 10 | Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Группа опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие |
2 | 9 8 7 | Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения |
3 | 6 5 4 | У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами фирмы |
4 | 3 2 1 | Наша группа существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность |
3. Организованность | ||
1 | 12 11 10 | Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы |
2 | 9 8 7 | Наша фирма часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор (менеджер, лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого |
3 | 6 5 4 | При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику |
4 | 3 2 1 | Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать работу, часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с группой |
4. Активность | ||
1 | 12 11 10 | Все члены нашей группы – люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и помогают друг другу |
2 | 9 8 7 | Большинство членов нашей группы – люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу |
3 | 6 5 4 | Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально. |
4 | 3 2 1 | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладает соперничество, конкуренция |
5. Сплоченность | ||
1 | 12 11 10 | В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу «Один за всех, все за одного». В группе велико желание трудиться совместно |
2 | 9 8 7 | Большинство членов нашей группы стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга |
3 | 6 5 4 | Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность |
4 | 3 2 1 | Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы |
6. Интегративность | ||
1 | 12 11 10 | При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение |
2 | 9 8 7 | При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение принимается путем общего гласного согласования |
3 | 6 5 4 | При необходимости принять важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании |
4 | 3 2 1 | В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно |
7. Референтностъ | ||
1 | 12 11 10 | Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами как свои собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм. Мы испытываем гордость за свою группу |
2 | 9 8 7 | В нашей группе есть всякие люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение |
3 | 6 5 4 | Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные. Настроение чаще всего подавленное |
4 | 3 2 1 | Члены нашей группы – люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытных выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе |
Обработка и интерпретация результатов
Ответы всех испытуемых суммируются, и по каждому качеству группы подсчитывается средняя оценка по формуле:
m = ∑ / n,
где m – средняя оценка,
∑ – сумма ответов по отдельному качеству,
n – количество испытуемых, членов группы.
В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).
· От 10 до 12 баллов – зрелая, сложившаяся, работоспособная и надежная группа.
· От 7 до 9 баллов – группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания.
· От 4 до 6 баллов – группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.
· От 1 до 3 балов – группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.
Приложение 3