Задания для самостоятельной работы по референтометрии и оценке параметров служебных коллективов

Задание 1. Определение опосредованной групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы.

Методика, разработанная В. С. Ивашкиным и В. В. Онуфриевым, предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности[22]. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества, отражающие ценностные ориентации молодежных групп. Методика может быть использована и для исследования производственных коллективов.

Общие методические рекомендации при диагностике групповой сплоченности, ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), психологического климата группы, которые экспериментатору дают авторы методики, таковы:

1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по вывешенному плакату.

2. В опросный лист испытуемые записывают (отмечают): а) пять качеств, выбранных по первой инструкции; б) пять качеств, выбранных по второй инструкции.

3. Обработка результатов производится после выполнения всех инструкций.

Инструкция № 1.

«Выберите из предложенного списка пять качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива».

Инструкция № 2.

«Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (с дифференциацией качеств)

Трудолюбие Д Дружелюбие М
Принципиальность М Сдержанность Э
Веселость Э Справедливость М
Аккуратность Д Общительность Э
Честность М Активность Д
Исполнительность Д Искренность Э
Порядочность М Настойчивость Д
Организованность Д Обаяние Э
Отзывчивость Э Правдивость М
Приветливость Э Деловитость Д
    Скромность М

Условные обозначения:

Д – деловые качества, М – моральные качества, Э – эмоциональные качества.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов производится после выполнения каждой из инструкций.

1. Определение опосредованной групповой сплоченности.

1.1. Подсчитывается общее количество выбранных респондентами качеств (согласно инструкции № 1). Для этого общее количество респондентов (членов группы) N умножается на 5 (количество сделанных каждым респондентом выборов): N х 5.

1.2. Подсчитывается общее число эмоциональных (Э), деловых (Д) и моральных (М) качеств, отмеченных всеми членами группы. В результате получим Σ Э = …; Σ Д = …; Σ М = …

1.3. Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные (Э), деловые (Д) и моральные (М) качества. Для этого общая сумма каждого блока качеств (соответственно, Σ Э = …; Σ Д = …; Σ М = …) делится на N х 5 и умножается на 100 %:

Э = Σ Э х 100 % / N х 5;

Д = Σ Д х 100 % / N х 5;

М = Σ М х 100 % / N х 5.

1.4. В результате получаем процентное соотношение трех шкал (Э, Д, М) в виде Э %: Д %: М %, которое отражает основные ориентации в группе.

1.5. Определяем уровень групповой сплоченности. При этом имеем в виду, что:

· если Д > 55 % или Д + М > 60 %, то групповая сплоченность высокая (3 балла);

· если М < 55 %, то групповая сплоченность средняя (2 балла);

· в остальных случаях, при 35 % < М < 55 % – групповая сплоченность низкая.

2. Определение ценностно-ориентационного единства группы.

2.1. Подсчитывается общее количество выбранных респондентами качеств (согласно инструкции № 2). Для этого общее количество респондентов (членов группы) N умножается на 5 (количество сделанных каждым респондентом выборов): N х 5.

2.2. Подсчитывается число выборов, сделанных всеми членами группы, на каждое из перечисленных в списке качеств.

2.3. Выберите, исходя из количества полученных выборов, пять самых популярных в группе качеств (Н).

2.4. Выберите, исходя из количества полученных выборов, пять самых непопулярных в группе качеств (М).

2.5. Вычисляется С – коэффициент ЦОЕ по формуле:

С = (Н – М) х 100 % / N х 5.

2.6. Определяем уровень группового ценностно-ориентационного единства. При этом имеем в виду, что:

· если С > 55 %, то ЦОЕ в группе высокое (оценка 3 балла);

· если 30 % < С < 50 %, то ЦОЕ среднее (оценка 2 балла);

· в остальных случаях – ЦОЕ в группе низкое (оценка 1 балл).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

По опыту диагностики и оценки динамики малых групп полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):

1. «Песчаная россыпь»:

1) люди мало знакомы друг с другом;

2) нет общих интересов;

3) нет общих дел;

4) отсутствует авторитетный центр;

5) группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

2. «Мягкая глина»:

1) наблюдаются первые усилия по сплочению коллектива;

2) нет достаточного опыта совместной работы;

3) дисциплина носит формальный характер и исходит от старших;

4) отношения в группе от доброжелательных до конфликтных;

5) существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко сорятся;

6) нет хорошего организатора или ему трудно проявить себя, т. к. по-настоящему его некому поддержать.

3. «Мерцающий маяк»:

1) в группе существует потребность в совместной деятельности и взаимопомощи;

2) в группе есть организаторы, актив;

3) недостаточно проявляется инициатива отдельных участников;

4) не все члены группы готовы подчиняться коллективным требованиям;

5) проявления активности наблюдаются не у всех и не всегда.

4. «Алый парус»:

1) в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

2) дружное участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

3) во главе группы – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью;

4) большинство членов группы проявляют гордость за свой коллектив, их огорчают неудачи группы;

5) члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других группах, приходят на помощь другим группам;

6) в группе бывают моменты, когда участники не готовы преодолевать трудности и не могут признавать ошибки.

5. «Горящий факел»:

1) в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

2) дружное участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

3) во главе группы – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью;

4) все члены группы проявляют гордость за свой коллектив, их огорчают неудачи группы;

5) члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других группах, приходят на помощь другим группам;

6) члены группы всегда готовы преодолевать трудности и помогают друг другу.

Задание 2. Оценка микроклимата группы.

Методика: Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива по В. М. Завьялову.

Инструкция. Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в социально-психологическом исследовании. Предлагаем заполнить анкету в которой представлены утверждения относительно Вашей учебной группы. Анкета разработана по типу утверждений, противоположных по смыслу. Слева приведены позитивные утверждения, а справа – негативные. Между данными утверждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Вам предстоит прочитать утверждений, выбрать одно из двух утверждений (слева или справа), наиболее полно раскрывающих взаимоотношения в вашей учебной группе, точнее всего передающих настроение и взаимодействие участников в ней. Затем, выбрать кружком одну из трех цифр, раскрывающих выраженность показателя: высокая степень выраженности – 3, средняя степень выраженности – 2, слабая степень выраженности – 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение, но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.

1 В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение 3210123 В группе обычно настроение подавленное, мрачное
2 Группа активна, работоспособна 3210123 Группа пассивна, инертна
3 Обстановка в группе спокойная, деловая 3210123 Обстановка в группе нервозная, напряженная
4 В группе студенты чувствуют себя уютно 3210123 В группе студенты чувствуют себя неуютно
5 Студенты знают и чувствуют, что группа в случае необходимости защитит и поддержит их 3210123 У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту
6 Студенты относятся друг к другу с симпатией 3210123 Взаимоотношения в группе отличаются антипатией
7 Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам 3210123 Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы
8 Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуются взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах 3210123 Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других
9 Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам, разрешаются справедливо и доброжелательно 3210123 Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно
10 В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного» 3210123 В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки
11 Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы 3210123 Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам
12 Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его 3210123 Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами
13 Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам 3210123 Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу
14 Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии 3210123 Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется
15 В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам 3210123 К лентяям и прогульщикам относятся снисходительно
16 Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы 3210123 Студенты пассивны в общественной жизни группы
17 В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого 3210123 Поручения распределяются по принципу «Лишь бы не мне»
18 Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы 3210123 Группу нелегко поднять на общее трудовое дело
19 Актив группы пользуется авторитетом и доверием 3210123 В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива
20 Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью, пониманием, сотрудничеством 3210123 Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью

 

Обработка данных (вариант Н. П. Фетискина)

1.Для определения психологического микроклимата в учебной группе (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

2.Оценить уровень ПМ по баллам.

3.Составить профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.

50–60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ;

40–49 баллов – средневысокая;

21–39 баллов – средняя;

11–20 баллов – средненизкая;

10–0 баллов – незначительная благоприятность ПМ.

Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком.

Задание 3. Диагностика уровня развития малой группы.

Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы[23].

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной группы.

Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:

а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;

б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы;

в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;

г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).

Текст опросника

1. В нашей группе главный критерий ценности человека – его отношение к труду, к коллективу.

2. В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.

3. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.

4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль «Моя хата с краю».

5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.

6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.

7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».

8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.

9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.

10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.

11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.

12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.

13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.

14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.

15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.

16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.

17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.

18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.

19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.

20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага.

21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.

22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.

23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.

24. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей.

25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой.

26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.

27. Наша сплоченность скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных может производиться двумя способами.

Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков – а, б, в или г. Преобладание ответов а свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу; ответов б – к среднему уровню развития; ответов в – к низкому уровню развития; а г – к группе номинального или корпоративного типа.

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме: а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл, г – 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):

· 67–81 баллов – коллектив («Горящий факел»);

· 66–50 баллов – автономия («Алый парус»);

· 49–34 баллов – кооперация («Мерцающий маяк»);

· 33–20 баллов – ассоциация («Мягкая глина»);

· 19 и менее – диффузная группа («Песчаная россыпь»).

Задание 1. Самооценка уровня развития группы как коллектива.

Методика Л. Г. Почебут [24].

Инструкция. Просим вас оценить качества организации, в которой вы работаете. В опроснике представлены название качества и его содержательная характеристика. В бланке для ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по вашему мнению, соответствует развитию данного качества в вашей организации.

Бланк ответов

Ф.И.О. ___________ Пол _________ Возраст ________________

Номер качества

Баллы

1 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
3 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
4 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
5 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
6 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
7 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

текст Опросника

Уров-ни Бал-лы Утверждения

1. Подготовленность к деятельности

1 12 11 10 Все члены группы обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый сотрудник имеет высокий профессиональный авторитет. Группа добивается высоких показателей в труде
2 9 8 7 Большинство членов группы имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания на практике
3 6 5 4 В нашей группе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету фирмы
4 3 2 1 Сотрудники группы имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Они часто срывают выполнение производственных заданий

2. Направленность

1 12 11 10 Наша группа имеет общую, четкую для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Группа опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашей группе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие
2 9 8 7 Перед нашей группой стоит общая задача. Каждый сотрудник старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашей группе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения
3 6 5 4 У каждого члена нашей группы существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не зависят от официальной цели. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами фирмы
4 3 2 1 Наша группа существует только как официальная система, цели которой не принимаются, а часто входят в противоречие с целями отдельных сотрудников. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность

3. Организованность

1 12 11 10 Наша группа способна самостоятельно управлять своей работой и досугом. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В группе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы
2 9 8 7 Наша фирма часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор (менеджер, лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого
3 6 5 4 При попытках группы организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. У нас нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику
4 3 2 1 Члены группы не могут договориться о том, как совместно организовать работу, часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В группе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с группой

4. Активность

1 12 11 10 Все члены нашей группы – люди энергичные, кровно заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач, сотрудничают и помогают друг другу
2 9 8 7 Большинство членов нашей группы – люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие активно участвуют в общей работе, помогая друг другу
3 6 5 4 Большинство членов группы пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально.
4 3 2 1 Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены группы проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В группе преобладает соперничество, конкуренция

5. Сплоченность

1 12 11 10 В нашей группе существует справедливое отношение ко всем ее членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Группа участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены группы тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу «Один за всех, все за одного». В группе велико желание трудиться совместно
2 9 8 7 Большинство членов нашей группы стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их, сориентировать в новых условиях. В трудных случаях группа временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга
3 6 5 4 Члены группы проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наша группа «раскисает», возникает растерянность, отчужденность
4 3 2 1 Наша группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в группе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы

6. Интегративность

1 12 11 10 При необходимости выработать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность группы, все члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение
2 9 8 7 При необходимости выработать важное решение все члены группы стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членов группы. Решение принимается путем общего гласного согласования
3 6 5 4 При необходимости принять важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе. Учитываются мнения и интересы нескольких человек, а не всех членов группы. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании
4 3 2 1 В группе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно

7. Референтностъ

1 12 11 10 Все члены нашей группы доброжелательно настроены друг к другу. В группе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизирующие друг другу. Достижения и неудачи всей группы переживаются нами как свои собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов группы вызывают искреннее участие остальных. Критика высказывается с добрыми побуждениями. В группе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм. Мы испытываем гордость за свою группу
2 9 8 7 В нашей группе есть всякие люди – хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всей группы искренне переживаются нами. В группе у всех хорошее, ровное настроение
3 6 5 4 Большинство членов нашей группы – люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В группе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные. Настроение чаще всего подавленное
4 3 2 1 Члены нашей группы – люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В группе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытных выпадов. Успехи отдельных членов группы вызывают зависть, неудачи – злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в группе

Обработка и интерпретация результатов

Ответы всех испытуемых суммируются, и по каждому качеству группы подсчитывается средняя оценка по формуле:

m = ∑ / n,

где m – средняя оценка,

∑ – сумма ответов по отдельному качеству,

n – количество испытуемых, членов группы.

В зависимости от полученной средней оценки можно дать содержательное описание изучаемой группы, определить уровень ее развития (зрелости).

· От 10 до 12 баллов – зрелая, сложившаяся, работоспособная и надежная группа.

· От 7 до 9 баллов – группа достаточно зрелая, способная выполнять производственные задания.

· От 4 до 6 баллов – группа недостаточно зрелая, не всегда способная эффективно справиться с поставленными задачами.

· От 1 до 3 балов – группа незрелая, велика вероятность того, что она не справится с поставленными задачами.



Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: