Задание 4. Инновационный опыт ДОО

Цель: познакомиться с инновационным опытом работы ДОО. Развивать умение анализировать инновационный опыт.

 

1 Ф.И.О. автора опыта возраст Миненко Елена Сергеевна
2 Организация, в которой работает автор опыта МБДОУ № 55 Нептун
3 Должность воспитатель
4 Стаж работы в должности 10 лет
5 Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Обучение дошкольников бумагопластике и приемам техники «Квиллинг», как художественному способу конструирования из бумаги
6 Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. 1. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. 2. Недостаточное развитие тонкой моторики у современных детей, что является одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
7 Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Свою цель я реализую через следующие задачи: 1. Учить основным приемам в аппликационной технике и технике «бумагопластике»; обучать художественному моделированию; знакомить с основными понятиями и базовыми формами квиллинга; формировать и обогащать сенсорные способности и впечатления; обогащать словарь специальными терминами; создавать композиции. 2. Повысить уровень развития мелкой моторики рук, координацию движений рук, глазомер; развивать художественный вкус, творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие; развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение. 3. Воспитывать интерес к бумагопластике и искусству квиллинга; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Моя система работы основывается на следующих принципах: ü доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); ü наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); ü демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей); ü научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); ü «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
8 Концепция изменений Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебной и игровой деятельностью и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности дошкольников: дает возможность овладеть опытом самостоятельно, новой для них деятельности; создает обогащенную досугово-развивающую среду; обеспечивает совместную деятельность взрослого и ребенка;способствует активизации мыслительной и творческой деятельности; оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности дошкольника. Отличительные особенности программы заключаются в том, что: ü Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе могут обучаться разновозрастные дети. ü Подобран и разработан комплект дидактических материалов для изготовления изделий с учетом возрастных особенностей детей. ü Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения. ü В процессе обучения реализуется дифференцированный подход. ü Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.  
9 Сущность ИПО В процессе работы с бумагой помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а так же стимулирует развитие памяти, пространственного воображения.  
10 Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски Деятельность строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения, различных мероприятий. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Деятельность позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересен сложный вариант, менее подготовленным, можно упростить работу. При этом обучающий и развивающий смысл сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха не справиться с работой, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение. В программе определены четыре этапа: 1-й этап – работа с бумажными салфетками (вторая младшая группа 3-4 года) – способствует развитию художественно-эстетического вкуса, мелкой моторики, ручных умений, развитию речи, т.к. существует взаимосвязь общей и речевой моторики. 2-й этап – бумагопластика (средняя группа, 4-5 лет) – обучение различным приемам работы с бумагой (скручивание, сминание, обрывание, скатывание) способствует не только увлекать ребенка, но и развивает познавательные способности. 3-й этап – художественное моделирование из полос бумаги и гофрокартона (5-6 лет). В основе художественного моделирования лежат простейшие готовые элементы: кольцо, капля, листик. Дети учатся работать в микро-группах и коллективно. 4-этап – квиллинг. Оригинальный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании, с помощью инструмента (зубочистки), бумажных полос и при помощи полученных форм создавать различные композиции. В чём трудность для дошкольников при конструирование из бумаги? Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности: - так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: