Различные уровни бодрствования

Сознание человека после пробуждения и его сознание во время активной деятельности различаются быстротой реагирования, способностью сосре­доточить внимание на тех или иных объектах, мобилизовать ресурсы памя­ти. Повышенное эмоциональное возбуждение, как и повышенная сонли­вость, негативно сказываются на характере поведенческих реакций. В свя­зи с этим выделяют несколько уровней бодрствования и сознания, кото­рые отражают различную степень активности мозга (табл. 21.3).

При низкой активности мозга (кома, наркоз) сознание отсутствует, но и при чрезмерно высокой активности (эпилептический приступ) оно тоже исчезает. Таким образом, необходимым условием сохранения сознания яв­ляется оптимальный, а не самый высокий уровень активности мозга (рис. 21.5). Для активного бодрствования характерна способность концен­трировать внимание, т. е. сосредоточить познавательную деятельность на каком-либо одном объекте, наиболее значимом для человека в данный мо­мент времени, но одновременно с этим обычно ухудшается восприятие

Таблица 21.3. Характеристика различных уровней бодрствования

Физиологи­ческое со­стояние Уровень бодрствования и внимание Поведенческие реакции Особенности ЭЭГ
Сильные эмоции, воз­буждение Активное бодрствова­ние Сонливость Засыпание Суженное сознание, рас­щепленное внимание, растерянность Концентрация внима­ния, предугадывание ре­зультата действий Снижение внимания, от­влеченные мысли, неяс­ные мечты Сильно сниженный уро­вень сознания, повышен­ный порог раздражения Дезорганизация, дефи­цит контроля, реакции страна или паники Четкая организация, оптимальная работо­способность Нарушенная коорди­нация, низкая работо­способность Реакция только на сильные или ожидае­мые стимулы Выраженная десин­хронизация ритма Избирательная десин­хронизация, наличие групп а-волн Варьирует; преоблада­ет а-ритм а- и 0-волны, эпизо­дически сонные вере­тена

 

Успешность

Слабая активация Уровень бодрствования Сильная активация

Рис. 21.5. Зависимость эффективности поведения от активации мозга.

 

Целенаправленная деятельность наиболее успешна при оптимальной активности мозга, соот­ветствующей уровню активного бодрствования. При низких уровнях активации готовность к действиям снижается и развивается сонливость, при усилении активации растет количество совершаемых ошибок и может произойти дезорганизация поведения.

других объектов. Находясь на шумной вечеринке, человек способен фоку­сировать внимание на словах своего собеседника, в то время как все ос­тальные голоса сливаются в единый фон и не запоминаются. Избиратель­ность внимания, направляемого на отдельные объекты, выделяемые из об­щего фона, сопряжена с ограниченным объемом оперативной памяти, не способной вместить всю входящую сенсорную информацию.

Появление нового раздражителя привлекает внимание человека по ме­ханизму ориентировочного рефлекса (поворот головы, глаз в сторону но­вого объекта), а последующее восприятие такого раздражителя вызывает изменение ритма электроэнцефалограммы в специфической сенсорной об­ласти коры (зрительной, слуховой, соматосенсорной), где характерный для пассивного бодрствования a-ритм сменяется p-ритмом — такая десинхро­низация получила название блокады а-ритма. Избирательное внимание че­ловека, направленное на конкретный объект, проявляется активацией не только первичных, но также вторичных сенсорных и ассоциативных облас­тей коры, что увеличивает ресурсы для анализа наблюдаемого объекта.


ГЛАВА 22

Физиологические основы труда

Физиология труда представляет собой раздел физиологии человека, изу­чающий функции скелетных мышц и физиологических систем, обеспечи­вающих их работу, а также механизмы их регуляции при трудовой деятель­ности с целью обоснования рациональной организации труда человека и поддержания высокой работоспособности организма.

В наиболее общем виде труд человека подразделяется на физический и умственный в зависимости от степени вовлеченности в трудовой процесс соответственно скелетных мышц и нервно-психических функций. Оба ви­да труда характеризуются величиной трудовой нагрузки, отражающей уро­вень физиологического напряжения работающего человека. Характер тру­довой нагрузки определяется элементами трудового процесса (мышечная работа, рабочая поза, нагрузка на зрительную систему, психоэмоциональ­ное напряжение, монотонность рабочих действий, гипокинезия), которые оказывают влияние на функции физиологических систем человека. Вели­чина трудовой нагрузки зависит от характера трудового процесса, от режи­ма труда и отдыха, от факторов производственной среды и т. д.

Организм человека адаптируется к физическим и нервно-психическим нагрузкам в зависимости от двух основных факторов. Во-первых, от рабо­тоспособности человека — это способность выполнять работу максимально возможное время без снижения ее эффективности. Работоспособность за­висит от степени тренированности человека, его склонности к данному виду деятельности, состояния его здоровья, мотивации, состояния окру­жающей среды. Во-вторых, адаптация к нагрузкам зависит от коэффициен­та полезного действия, который определяется как отношение величины за­трат энергии на внешнюю (физическую) работу к величине общих энерго­затрат организма человека. Чем ниже коэффициент полезного действия, тем меньше эффективность работы и тем больше напряжение организма.

Физическая работа может быть динамической и статической. Динамиче­ская работа выполняется в том случае, когда в физическом смысле преодо­левается сопротивление на определенном расстоянии (например, при подъеме по лестнице или в гору, при беге или езде на велосипеде) и работа может быть выражена в физических единицах. При положительной дина­мической работе скелетные мышцы укорачиваются и действуют как «дви­гатель», а при отрицательной динамической работе напряжение скелетной мышцы играет роль «тормоза» и уступает весу груза (например, при спуске с горы). Статическая работа производится при изометрическом мышеч­ном сокращении (без изменения длины мышцы), при этом не преодолева­ется никакое расстояние и в физическом смысле это не работа. Однако ор­ганизм реагирует на нее изменениями физиологических функций, соответ­ствующими нагрузке. Проделанная статическая работа измеряется произ­ведением силы сокращения скелетной мышцы и его продолжительности.

Умственная работа включает мыслительный и эмоциональный компонен­ты. Мыслительный компонент преобладает при работе, требующей прояв­


ления интеллектуальных способностей человека. Примерами служат реше­ние математических задач, обдумывание конкретных ситуаций и концен­трация внимания, обработка сигналов при работе за компьютером или при вождении автомобиля. Умственная работа с преобладанием эмоционально­го компонента связана с реакциями вегетативной нервной системы и нахо­дит выражение в вегетативных компонентах эмоций человека (например, ощущение радости, гнева, печали и т. д.).

Наиболее часто в повседневной жизни человек выполняет комбиниро­ванную работу, когда сочетаются элементы физического и умственного труда {сенсомоторная деятельность). Для этого вида деятельности характер­на не тяжелая мышечная работа, а определенный навык и тренировка, как, например, при выполнении хирургических операций, сборке машин на конвейере и т. д.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: