Вопрос о соотношении разума и веры

В средневековой европейской философии

 

Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры:

· первый – до 10 в., когда разум и вера мыслились в опоре на авторитет;

· второй – 10–12 вв., когда дисциплинарно расходящиеся теология и философия ставят вопрос об оправдании авторитетного суждения разумом;

· третий – 13–14 вв., когда речь идет о двух истинах: истинах веры, которые принимаются без доказательства и обосновываются ссылками на Священное Писание, и истинах разума, которые требуют доказательств.

Часто предлагается разделять всех философов по тому, на какой позиции они стояли:

· «верю, даже если это абсурдно» (приписывается Тертуллиану) – безусловный приоритет веры над разумом;

· «верю, чтобы понимать» (ассоциируется в Августином) – первичность веры по отношению к разуму;

· «понимаю, чтобы верить» (Абеляр) – первичность разума по отношению к вере.

 

Более подробно см: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01169b50b069a838658d4d16

4.Основные направления средневековой схоластики:

Реализм, номинализм, концептуализм

 

· Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий, с попытками решения которой связаны три философских течения:

· реализм (признается существование общего (универсалий) вне и до вещи – в Боге)

· концептуализм (признается существование общего (универсалий) вне и внутри конкретной вещи – в уме человека, отражающего объективно существующее общее в определенном классе вещей в виде понятий)

· номинализм (признается существование общего (универсалий) после и вне вещи – только в уме и в словах).

В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций, реализм считался единственно правильным подходом к решению проблемы универсалий; появление номинализма в 14 веке в лице У. Оккама свидетельствовало о распаде средневекового мышления..

 

Средневековая европейская этика

В Средние века христианство стремилось не просто занять место рядом с философией, правом, искусством, оно претендовало на первое место в области духовной жизни. Средневековую философию, в рамках которой развивалась этика этого периода, условно можно разделить на два этапа – этап патристики и этап схоластики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: