В средневековой европейской философии
Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры:
· первый – до 10 в., когда разум и вера мыслились в опоре на авторитет;
· второй – 10–12 вв., когда дисциплинарно расходящиеся теология и философия ставят вопрос об оправдании авторитетного суждения разумом;
· третий – 13–14 вв., когда речь идет о двух истинах: истинах веры, которые принимаются без доказательства и обосновываются ссылками на Священное Писание, и истинах разума, которые требуют доказательств.
Часто предлагается разделять всех философов по тому, на какой позиции они стояли:
· «верю, даже если это абсурдно» (приписывается Тертуллиану) – безусловный приоритет веры над разумом;
· «верю, чтобы понимать» (ассоциируется в Августином) – первичность веры по отношению к разуму;
· «понимаю, чтобы верить» (Абеляр) – первичность разума по отношению к вере.
Более подробно см: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01169b50b069a838658d4d16
|
|
4.Основные направления средневековой схоластики:
Реализм, номинализм, концептуализм
· Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы универсалий, с попытками решения которой связаны три философских течения:
· реализм (признается существование общего (универсалий) вне и до вещи – в Боге)
· концептуализм (признается существование общего (универсалий) вне и внутри конкретной вещи – в уме человека, отражающего объективно существующее общее в определенном классе вещей в виде понятий)
· номинализм (признается существование общего (универсалий) после и вне вещи – только в уме и в словах).
В то время, когда средневековая философия представлялась хранителем античных традиций, реализм считался единственно правильным подходом к решению проблемы универсалий; появление номинализма в 14 веке в лице У. Оккама свидетельствовало о распаде средневекового мышления..
Средневековая европейская этика
В Средние века христианство стремилось не просто занять место рядом с философией, правом, искусством, оно претендовало на первое место в области духовной жизни. Средневековую философию, в рамках которой развивалась этика этого периода, условно можно разделить на два этапа – этап патристики и этап схоластики.