Этика в рамках патристики

 

На этапе патристики (от лат. pater – отец) разрабатывается и оформляется основные положения христианской веры (догматика). Основная проблематика в трудах «отцов церкви» задавалась необходимостью осмысления и обоснования связи человека и Бога. В центре внимания средневековых мыслителей оказываются проблемы добродетели и пороков, свободы воли и предопределения, источника и сущности зла, проблемы спасения души.

Основными представителями этапа патристики являются Тертуллиан и Аврелий Августин.

Тертуллиан (ок. 160ум. после 220) – представитель христианской патристики и апологетики. Этическое учение Тертуллиан отрицает традиционные античные добродетели, которые ориентируют человека на земную жизнь и счастье, и утверждает новые ценности: смирение и аскетизм, которые только и связывают человека с Богом.

В своем произведении «Трактат о стыдливости» Тертуллиан называет семь смертных грехов: убийство, идолопоклонничество, обман, вероотступничество, богохульство, прелюбодеяние, разврат. Человек греховный должен жить в вечном страхе перед наказанием Бога. Страх выступает средством для исправления грешников. Причиной греха является тело человека, поэтому человек должен отрицать земные радости и привязанности и иметь смирение перед Богом.

Тертуллиан называет основные христианские добродетели: смирение, вера, любовь, надежда, страх перед Богом, верность, справедливость, терпение в страдании, стыдливость, умеренность, целомудрие, святость (послушание Богу, молитвы и посты). Эти добродетели не требуют особой, предварительной интеллектуальной подготовки. Все зависит от воли человека, – от того, захочет ли человек встать на путь спасения или нет.

Аврелий Августин (354 – 430) – известен как Августин блаженный. Является самым крупным раннехристианским мыслителем, влияние которого на философию и этику было решающим на протяжении десяти веков. Основные труды: «Исповедь», «О Граде Божьем».

Августин прошел сложный путь духовного развития: чтение произведений Цицерона пробудило в нем интерес к философии. Он состоял в секте манихеев и разделял их дуалистическое мировоззрение, увлекался скептицизмом (Аркесилай и Карнеад), испытал влияние неоплатоников (Плотин), а на 34 году жизни принял крещение, стал епископом Гиппонским. С этого момента он начинает разрабатывать свое собственное учение, основой которого является вера в святость Библии. Главными произведениями Августина являются «Град Божий» и «Исповедь».                               

Основная проблематика и положения этики Августина:

Обоснование божественного происхождения нравственности. Моральные заповеди вытекают из заповедей Бога. В своем произведении «Исповедь» он обращается к Богу с молитвой: «Вся надежда моя в беспредельном милосердии Твоем. Дай силу исполнить то, что повелеваешь, и повелевай, что хочешь». В этих словах заключена сущность его этики.

Учение о Боге. Бог – абсолютная творческая сила. Он содержит цели своей деятельности в себе. Все, что ни создает Бог, он создает для себя. Августин характеризует Бога как высшее благо, придающее благость всему остальному, как абсолютное блаженство, справедливость, нравственный закон. Понятия Бога, блага и добра связаны у Августина очень своеобразно: сама воля Бога независимо от ее конкретного содержания есть добро, благо, единственно Высшее благо. Божественные заповеди не нуждаются в дополнительной проверке на истинность и гуманность, они происходят от Бога, поэтому и истинны.

Теодицея Августина. Согласно Августину, всякое бытие есть благо, так как все от Бога: «Все, что существует, есть добро». Тогда что же такое зло? Зло – это отсутствие добра, это ошибка, промах. Зло – это нарушение порядка ценностей., предпочтение низших ценностей высшим, отход от Бога. Зло – это свойство человеческой воли, которое стремится к низшему.

Отношение Августина к земным благам. Христианин может и должен обнаруживать свое нравственное совершенство в мире природы. Августин не хотел бы дискредитировать земные блага. Они у него обладают этической ценностью, но, при этом, земные блага – вторичные, подчиненные. Это относится и к чувственной природе человека. В человеческой деятельности надо различать два вида отношений: а) наслаждение – здесь предмет принимает самоцельное значение. Наслаждения достоин только Бог, и только он один; б) пользование – предмет является средством, подчиненным достижению иной цели. «Радуйся Богу, но не пользуйся им, пользуйся земными благами, но не радуйся им». Это есть основной этический императив Августина. Для Августина, аскетизм – это не умерщвление чувственности, это – не телесные наказания. Аскетизм – это, прежде всего, подавление гордыни, самоотречение во имя Бога: бедность, посты, скромность в речах и одежде, монашество. В определенных пределах Августин допускает даже некоторую (сдержанную, умеренную) изысканность: признает естественность и законность отношений между полами в рамках семьи; высоко ценит интеллектуально–эстетические блага, так как они способствуют более глубокому постижению Бога.

Учение о свободе воли. Свободой воли обладал первый человек – Адам. Однако он впал в грех, и смерть стала для него заслуженным наказанием. То, что говорится об Адаме, это есть характеристика человека вообще, его сущности. Каков Адам, таковы все люди, которые от него происходят. Все поколения несут ответственность за грехопадение первого человека, каждый на своих зубах ощущает оскомину от яблока, которое ел Адам.

Идея предопределения. Греховны все люди после Адама. Однако некоторых из общей греховной массы Бог выделяет, ведь кто–то попадает в рай, а кто–то – в ад. Чем же Бог при этом руководствуется? «Это – тайна Бога», – отвечает Августин. Воля Бога или кого–то спасти, или кого–то наказать. Даже вера в Бога не гарантирует человеку спасения, ибо сама вера предопределена Богом. Бог, конечно, выбирает достойных, но он сам заранее определил, кому быть достойным, а кому – нет. В этом смысле Бог оценивает не заслуги человека, а свой собственный дар.

Учение о христианской любви. «Любовь – это некая космическая сила, заставляющая каждую вещь стремиться к своему естественному законному месту». Объект любви желаем ради него самого, любовь, поэтому, есть тяга к завершенности, к покою. Любовь должна быть направлена на адекватный человеческой природе объект. Таким объектом может быть только Бог. Любить можно только Бога. Все остальное, в том числе любовь человека к ближнему, есть лишь разновидность любви к Богу. Человек не может требовать «спасения», не может вымолить, не может заслужить…Ему остается только любить Бога, верить ему, надеяться на него.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: