Заключение. Об исповеди за всю жизнь

(Из слова, произнесенного 4 января 1998 г. перед взрослыми оглашаемыми, заканчивающими второй этап своего оглашения).

 

Исповедь «за всю жизнь» – это для вас как бы Божий подарок. Это действительно дар судьбы, потому что, скажем, до начала XX в. исповедь за всю жизнь проводилась только в одном случае – перед монашеским постригом. И мы не случайно вам говорили о том, что катехизация в той форме, в которой вы ее прошли или, точнее, еще проходите, подобна послушническому периоду. При переходе на второй этап оглашения об этом речь шла – тогда мы говорили, что катехизация связана с послушанием, послушанием воле Божьей, а послушание, естественно, связано с послушничеством, т. е. тем периодом, когда человек готовится к монашескому постригу. Вы, наверное, пока не собираетесь становиться иноками или монахами, но жить полноценной христианской жизнью нужно всем.

В древней церкви, когда завершилась эпоха крещения преимущественно взрослых людей, когда стали крестить в основном детей, было сформулировано учение «о двух возрождениях». Согласно этому учению, полное крещение и есть полное просвещение и возрождение человека. Понятно, что если крестился младенец или ребенок (это и называлось «первым возрождением»), то он сам еще не мог принести покаяние и свидетельство личной веры, как и их плоды. Ребенок может воспринимать дух и веру тех, кто рядом с ним, но понести личную ответственность за свою веру и за церковь может только взрослый сознательный человек. Лично служить в качестве царя и священника Бога живого, к чему призван каждый христианин, тоже может только зрелый человек. Поэтому-то если человек проходил таинство крещения в младенчестве или в детстве, ему нужно было как бы еще одно, второе возрождение, лично подтверждающее первое. В древние времена таким «вторым возрождением» и было, как правило, принятие монашества. Им был монашеский постриг, при котором человек приносил перед своим старцем (т.е. духовным отцом) покаяние «за всю жизнь» и таким образом подтверждал всеми своими мыслями, словами и делами свое желание целожизненно служить Богу, а значит, полностью жертвовать собою и всем своим ради Него и своей монашеской общины.

Сейчас, к сожалению, это учение «о двух возрождениях» в значительной мере забыто. Мало кто хорошо знает святых отцов, мало кто помнит об этом святоотеческом учении. Но Церковь никогда его не отвергала. И вот сейчас, после вашего целостного оглашения, точнее, после окончания его второго этапа, «вторым возрождением» для тех из вас, т. е. уже был когда-то крещен, явится ваше целостное покаяние в качестве подготовки к первому лично ответственному благодарению и причастию, и само это благодарение причастие.

У тех из вас, кто сейчас готовится принять крещение, будет одно-единственное возрождение. Но, повторяю, для тех, кто был крещен раньше, независимо от того, причащались вы до начала своего оглашения или не причащались, – ваше покаяние сейчас и ваша исповедь «за всю жизнь» дадут возможность вам пройти действительно через «второе возрождение». Это очень важно.

У вас, наверное, уже подготовлены ваши «покаянные грамотки». Надеюсь, вы все написали списочек, «рукописание» своих грехов, свои покаянные «хартии». А тот, кто еще не написал, так напишите, помолясь, сейчас. Ведь есть грехи, о которых человеку трудно сказать, в которых трудно вслух признаться или которые трудно выразить. Все-таки грех есть грех, это не то, чем человек может похвалиться: любой грех некрасив, поэтому и нужно избавляться от него, он всегда недобр. Но есть и такие грехи, о которых человеку трудно точно, конкретно написать, тогда о них легче сказать. Мы будем применять и ту, и другую форму исповеди.

Сначала ваш старший катехизатор, подойдет и скажет мне несколько слов о вас, о том, как вы проходили оглашение. Может быть, с его точки зрения, вам что-то рекомендуется или не рекомендуется и т. д. Потом по очереди будете ко мне подходить вы. Вы дадите мне свою покаянную грамотку, я буду ее читать и молиться за вас, а вы в это время тоже молитесь о помощи Божьей и своем прощении, вспоминая те грехи, которые тяжелее или которые при этом сами будут вспоминаться.

Ваша грамотка не должна быть слишком короткой. Жизнь есть жизнь, и у взрослого человека она не бывает безоблачной и простой. Если написать очень коротко, то это будет означать, что ваше покаяние очень абстрактно, а значит, слишком «от головы», не от сердца. Некоторые думают, что вот, надо прийти, обязательно побольше поплакать, и тогда будет хорошо. Это совсем не обязательно. Для того чтобы исповедь не была слишком душевной или слишком рациональной, нужно написать странички две. Больше писать тоже не имеет смысла, потому что, во-первых, трудно прочитать все внимательно, а во-вторых, вы все равно всего не опишете. Тут можно, как говорится, «за деревьями не увидеть леса». У нас с вами цель одна – освободиться от всякого рабства греху, помочь вам в облегчении и очищении вашей совести, чтобы в будущем вам ничто, никакая инерция прежней жизни не мешали. Не нужно искусственно ничего из себя вытягивать, но и скрывать не надо ничего из того, что камнем лежит на сердце, на совести.

Грехи называйте конкретно, не абстрактно и не собирательными понятиями. Это нужно для того, чтобы Господь силой Своей благодати как бы разорвал ваше рукописание, список грехов, чтобы можно было и сами эти грехи уничтожить, выбросить. Я тоже после исповеди разорву ваше рукописание грехов (и обрывки вам верну), а вы сегодня же, пожалуйста, сожгите эти листочки, чтобы они случайно не попались на глаза кому-то еще. Эти листочки имеют значение только для исповеди. Они не для глаз третьих лиц, даже если это ваши родные, близкие и т. д. Ведь бывали такие случаи, когда муж или жена потом находили такие обрывочки и в семейной жизни возникали осложнения (всякое же бывает у людей).

Конечно, исповедь «за всю жизнь» не может совершиться за полминуты. Значит, понадобится какое-то время. Мы не будем растягивать время, но, тем не менее, на исповедь потребуется не один час, следовательно, вам придется ждать. И у меня большая просьба: пожалуйста, сейчас старайтесь не рассеиваться, старайтесь сохранять тот дух, который нужен для покаяния. Не отвлекайте друг друга, потому что кому-то нужно еще о чем-то подумать, кто-то, может быть, захочет один или с кем-то тихонечко помолиться, а кто-то должен дописать покаянную грамотку. Если кому-то о чем-то нужно еще поговорить, это возможно, но только, пожалуйста, тоже очень тихо и – на ту тему, ради которой мы здесь собрались.

Как вам проводить время после сегодняшнего дня? Последние дни перед праздником, вашим крещением и воцерковлением, по Уставу и по традиции, с точки зрения поста, – самые строгие. По Уставу, накануне такой строгий пост, что даже почти ничего не положено есть. Правда, в древности (а это очень древний пост) и весь Великий пост мог состоять из одного-двух дней. Все древние посты очень строгие, но очень короткие. Так вот, вам нужно максимально возможно строго провести оставшиеся до праздника дни. Но только обходитесь, пожалуйста, без крайностей, потому что есть люди, которые говорят: «Вот, коли строгий пост, я вообще есть ничего не буду, и пить не буду». Потом они приходят, а у них голова кругом, и падают в обморок в храме или во время крещения. Конечно, так не надо. Впрочем, не надо и другой крайности, когда человек начинает слишком жалеть себя: вот, мол, у меня здоровье не позволяет, или у меня обстоятельства дома, или обстоятельства на работе, или, возможно, сил вдруг не хватит и т. д. Это тоже неправильно. Вам надо уметь преодолевать обстоятельства, понимать, что христианин – господин обстоятельств, а не обстоятельства подчиняют себе христианина. Будьте же благоразумны – не просто разумны, а именно благо-разумны.

Итак, на праздник вы придете в храм для причастия, и вам уже будет не нужна исповедь и разрешительная молитва. Надеюсь, что за оставшееся время у вас не будет какого-либо соблазна совершить столь серьезный грех, чтобы пришлось исповедоваться еще раз. Исповедь «за всю жизнь» – это для вас, может быть, единственная возможность подвести итог всем предыдущим годам вашей жизни с точки зрения освобождения от всякого греха.

Ваш поручитель или крестный – это будущий ваш старший друг, человек, духовно и церковно более опытный, способный, когда надо, поддержать вас словом и делом. Ведь не все сможет сказать или сделать священник. К сожалению, священник сейчас обычно даже не в состоянии, как это было в древности, посещать всех своих пасомых, своих духовных чад. А проблемы есть всегда и у всех. Вот поэтому ваши крестные и поручители, как и ваши катехизаторы, будут ему и вам помогать.

И в заключение. Не забудьте, что исповедь и духовная беседа – вещи разные, и не нужно их путать. Исповедь – это форма покаяния. И сейчас мы с вами собрались для покаяния, а значит – для исповеди. Цель же духовной беседы – как-то разрешить жизненные проблемы, которые могут быть очень разными и очень серьезными. Такая беседа, если она ведется на исповеди, вносит в нее несколько иной дух и иное направление, поэтому мы отделяем исповедь от духовной беседы. Для духовной беседы у нас каждую неделю назначается особое время. Но, повторяю, теперь многие проблемы вам могут разрешать ваши поручители, крестные и катехизаторы.

Первая неделя после праздника – ваша Светлая седмица, на которой вы будете причащаться каждый день. В это время вся ваша жизнь целиком будет посвящена Господу. Так что даже если вы и хотели бы согрешить, у вас это «не получится», и в какой-либо исповеди у вас пока не будет нужды. Но в дальнейшем не забудьте, что в России существует церковная традиция обязательной исповеди перед каждым причастием, хотя, возможно, вам не придется ей следовать, если вы будете причащаться нормально – раз в неделю. Эта традиция сложилась в ситуации, когда люди причащались один, два, три раза в год, тогда перед этим каждый раз и была нужна исповедь.

Когда ваша Светлая седмица закончится, вам уже будет нужна хотя бы общая исповедь и разрешительная молитва. Вам каждый раз придется проходить исповедь, потому что, во-первых, у вас еще недостаточно своего опыта, а во-вторых, мы должны уважать церковные традиции, даже если они родились в других условиях и сейчас отживают. Я думаю, что со временем этот вопрос у вас нормально разрешится, ведь все будет регулироваться благословениями духовника или местного архиерея, местного епископа. Если духовник благословит что-то иное, поскольку он обычно лучше знает каждого человека, то нужно исполнять его благословение.

Единственное, что вам не следует допускать, – это большие интервалы между причастиями. Даже месяц – это очень много. Просто в таком случае у вас не хватит духовных сил для нормальной христианской жизни и вашего служения. Ведь дай Бог, чтобы их нам хватало на неделю, до следующего причастия, а нам надо еще укрепляться и возрастать в Духе. Именно этого укрепления и возрастания я всем вам и желаю!

#катехизис #просвещение #огласительные беседы #катехизация #опыт катехизации

Об авторе

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: