Тема XII. Христианство и основные существующие религии: ислам, буддизм, индуизм и иудаизм. Другие распространенные в наше время нехристианские учения и секты 6 страница

Среди основных проблем нашей современной церковной жизни есть более внешние, типа той, о которой мы говорили в связи с греческими церквами (филетизм и папизм), и не менее важные для нас внутренние, например, «правый» и «левый» уклоны в ней, хотя эти названия, конечно, ус­ловные.

«Правый» уклон в церкви — это разновидность церковного фундаментализма и филетизма. Его часто представляют люди, для которых характерно узкое законническое отношение к церковной жизни. Их иногда в шутку называют еще «типиконщиками» (от слова «Типикон» — Устав церкви). Такие люди обычно — поклонники буквы Устава, их поведение часто имеет фарисейские и книжнические черты, это люди, гипертрофирующие также некоторые эстетические и аскетические стороны жизни христианства, поклонники «прозорливых старцев» и «духовников». Еще для них характерна излишняя закрытость, особенно к чужим по крови и культуре (т.е. ксенофобия), в известной степени даже оторванность от жизни, и поэтому из­лишняя верность как букве и форме своей, главным образом, старой, еще XIX в., традиции, так и своей церкви (со строчной буквы). Отсюда — их нередкая внутренняя и внешняя близость к «карловчанам», «старообрядцам» и т.п. Они бывают весьма агрессивны, их много, и они чувствуют за собой внешнюю, иногда даже просто физическую силу. Это особенно опасно, если иметь в виду влияние коммунистического наследия духовного тоталитаризма и стремление некоторых кругов в церкви опираться на поддержку подавляющей и безальтернативной государственной силы. (Об этом см. замечательную работу матери Марии (Скобцовой) «Типы религиозной жизни»).

Прямо противоположный уклон — «левый», он более связан с либеральным модернизмом и обновленчеством. Если к правому уклону чаще тяготеют люди простые и преданные (даже слишком — узкоконфессионально) своей церкви, то к левому — более интеллигентные и более как бы «широкие», нередко хорошо понимающие разницу между церковью со строчной и Церковью с прописной буквы и стремящиеся обрести и не потерять последнюю, что само по себе всегда прекрасно. Но для них же бывает характерен особого рода малоцерковный индифферентизм, и отсюда — почти безграничный, безбрежный экуменизм, иногда уже выходящий за рамки Православия, характерна и слишком сильная социально-активная и культуртрегерская направленность, часто в сочетании с душевной поверхностностью, индивидуалистичностью и искусственной открытостью, а иногда даже прямой неверностью своей традиции и церкви (со строчной буквы) во имя утверждения Традиции и Церкви (с прописной), при забвении о их неразрывности.

Из сказанного ясно, почему представители обоих уклонов с огромным трудом воспринимают друг друга и не могут объединиться, что очень жаль, так как они этим в конечном счете не помогают ни друг другу, ни церкви. Задача церкви — преодолеть любые уклоны и крайности (см. об этом: Аверинцев С.С. Когда рука не сожмется в кулак // Православная община. М., 1991. №3. С. 46—52).

Все названные проблемы — проблемы дефицита открытости, доверия, любви и соборности (кафоличности) в жизни церкви.

 

В заключение кратко скажем о роли и месте нашей епархии и общины (прихода) в Церкви и современном мире.

Русская православная церковь, как уже говорилось, поныне определяет многое в судьбе мирового Православия — и по причине своей численности, и по силе и полноте своей традиции, по потенциальной открытости всем современным проблемам, по опыту их решения и уровню наследуемых ею духовности, богословия, культуры и философии и т.д. Главная внутренняя задача нашей церкви — углубить личную ответственность внутри церкви и вне ее за всех и за всё, восстановить полноту и разрушенное единство традиции, соединить в себе оба ее важных пласта — зарубежный эмигрантский (не тождественный «карловацкому») и внутренний российский. Ведь в ХХ в. случилось так, что зарубежное Православие более полно сохранило русскую богословскую и культурно-философскую традицию, а внутреннее Православие — традицию исповедническую.

Чем же является для Церкви и мира наша епархия? Это — Москва. В ней на 2006 г. действует 640 храмов и часовен, правда, в 17 храмах богослужение еще не возобновлено, не освобождены прежними арендаторами 33 храма, и 90 храмов и часовен строится. Открыты 4 мужских и 4 женских монастыря. На московских приходах служили 820 священников и более 297 дьяконов.

Москва — духовный и административный центр нашей церкви и всей страны. Поэтому у нас есть особые возможности, но и особая ответственность перед остальными ее частями, в том числе и перед всеми провинциями. В Москву действительно все сходится, но от нее же до сих пор все и исходит, как доброе, так и худое...

А чем является в церкви и для церкви наша община и наш приход? В полном смысле слова общин, к сожалению, у нас в церкви пока что почти нет, а есть те или иные приходы, да и то разрушенные временем и обстоятельствами. Но независимо от этого каждому из нас надо знать свой приход и искать свою общину и свое братство. Каждый должен знать, куда бы он себя вписал, если бы сегодня составлялись списки членов приходов.

Это не означает, что человеку нельзя будет ходить в другие храмы. Надо уметь молиться в любых условиях, чувствовать себя в любом православном храме, как в доме родного Отца, как бы в своем доме, за который надо отвечать, который надо любить, в каком бы он ни был духовном состоянии.

Но главное — всем нам надо стремиться к возрождению и преображению всей своей православной церковной традиции, к укреплению общинных элементов в жизни церкви, вплоть до рождения полных церковных общин — с полной самоотдачей и взаимной ответственностью ее членов, с терпением и устремленностью к духовному росту, к укреплению духовной жизни и углублению познания своего Бога и своей веры. Необходимо собирание сил своего прихода как общинно-проповеднической и евхаристической целостности, в том числе на служение в обществе и на благотворительность. Каждому надо знать, с чего ему здесь начинать и до каких пределов ему можно подчиняться внешним силам и обстоятельствам.

В общине и на приходе необходимо служение всему миру, особенно через живую проповедь и свидетельство духом и полнотой своей личной христианской жизни. А о том, как начать устраивать эту жизнь и как ее в дальнейшем каждому проводить, какие акценты при этом ставить, мы будем говорить в послед­ней, XVI теме.

Итак, в своем приходе каждому надо знать свое место и свою роль, самому знать людей и быть узнаваемым, иметь свой статус, смотреть больше не на то, что он получаем, а на то, что сам дает.

 

Господи, благодарим Тебя за этот вечер, за то, что Ты нас сегодня собрал и дал силы завершить разговор о Церкви, о ее жизни, которая, конечно, — и наша жизнь, потому что мы не чужды друг другу, живя в одном братстве, в одном приходе, в одной епархии, даже в одной автокефальной церкви. Мы —члены единой Церкви, которая простирается по всему лицу земли и выявляется в совместной приобщенности к Тебе и друг ко другу. Господи, дай нам силы достойно пронести свое служение, исполнить свое призвание, понести свой крест и засвидетельствовать о Твоей истине и о вере в Твою святую Церковь, проходящую странствование в истории, в которой всегда да славится Твое святое имя. Аминь.

Тема XV. Откровение о конце истории человечества. «Исполнение» Нового Завета в последнем, мета­истоpи­ческом Завете: «Второе» Пришествие Христа, общее Воскресение и Суд, полнота Жизни вечной

Господи, Боже наш, мы благодарим Тебя за то, что Ты собрал нас здесь для приобщения к Твоему откровению и к слову Твоему. Благодарим Тебя за то, что Ты уже здесь и сейчас открываешь нам Твое Царство (может быть, неприметно) и даешь нам глаза и уши, чтобы это видеть и слышать, и сердце, чтобы за это благодарить Тебя. Помоги же нам, Господи, держать цель нашей христианской жизни пред глазами, идти за Тобой и, даже падая, вставать и идти дальше. Господи, помоги тем, кто еще в пути, благослови и всех нас, чтобы мы могли прославлять Тебя вместе со всею Церковью на всяком месте владычества Твоего. Аминь.

 

ВСЯ ЭТА ТЕМА, так же как и следующая, XVI тема, – лишь предупреждение и даже некий залог, аванс на будущее. Она нам необходима, чтобы никто не мог сказать, что ничего не знает и не слышал о конце истории человечества и об исполнении Нового Завета, о Новом, «Втором» пришествии Христа и о конечном Суде и вселенском Воскресении. Когда для вас придет время жить полной христианской жизнью, будет уже поздно начинать разговор о том, к а к это делается и чт о это за жизнь. А ведь это время очень близко. Поэтому уже сейчас, в конце второго этапа оглашения, мы приступаем к разговору о полноте христианской жизни, несмотря на то, что она еще только как бы предощущается неполными членами Церкви, предоткрывается им.

Начнем с так называемого апок а липсиса (т.е. откровения) Евангелия от Матфея, с глав 24 и 25, используя «аверинцевский» перевод.

Гл. 24, ст. 1-2. «И выйдя из Храма, Иисус пошел; и обступили Его ученики, желая показать Ему строения Храма. Он же сказал им в ответ: "Видите все это? Воистину говорю вам, что не останется камня на камне, который не будет низвержен"».

Эта глава открывается, как может показаться, совсем не апокалиптическим сюжетом. Господь указывает на Иерусалимский храм и начинает пророчествовать о нем: «Видите всё это? Не останется здесь ничего, все будет разрушено».

В VI теме мы уже говорили, что каждый Завет с Богом перед заключением следующего за ним вечного Завета был как бы нарушен людьми и тем самым как бы отменен. Здесь происходит то же самое. Иерусалимский храм был одним из важнейших символов Ветхого Завета, а значит, и его последней ступени – «пятого» Завета, происходящего из Завета с Давидом, завета надежды. Этот Завет также должен был быть исполнен и через это как бы включен в следующий, в данном случае особенно для нас важный, ибо это должен быть Новый Завет. Но перед этим прежний должен был себя как бы исчерпать. Поскольку символом его был Иерусалимский храм, постольку перед Своей Смертью и Воскресением, т.е. перед заключением «шестого» Завета, Господь и говорит о разрушении этого храма.

Ст. 3. «А когда сидел Он на Масличной горе, подошли к Нему ученики, чтобы наедине спросить: "Скажи нам, когда это будет? И каково знамение Твоего пришествия и скончания века?"»

Поначалу представляется, что речь идет лишь о том же храме. Ученики сначала спрашивают Господа на горе Масличной: «Когда будет такое разрушение храма?» (и значит, завета), но продолжают они свою речь уже в духе ветхозаветных пророков: «Каково знамение Твоего пришествия и скончания века?», т.е. пришествия Царства Божьего в силе.

Здесь уже совершенно неразделимо сплетаются две разные темы: конца ветхозаветной эпохи и конца вообще всей истории человечества, конца мира, или по-другому – темы начала действия Нового Завета в его первой, исторической и его второй, окончательной, метаисторической фазе. Это так, потому что в Евангелии речь идет о «скончании века». Здесь «век» (по-гречески «эон») – слово, которое в переводе более полно и привычно звучало бы как «мир», а поэтому и «конец века» – как «конец мира», «конец света», «кончина мира».

Обе эти темы внутренне взаимосвязаны, потому что первая – конец ветхозаветной эпохи и разрушение Иерусалимского храма – есть явный прообраз второй – конца истории человечества и разрушения как бы всего мира. Так и Суд Божий над ветхозаветным и новозаветным народом и даже человечеством находится в некотором взаимном соответствии, и кризисная ситуация разрушения пятого Завета подобна кризису Завета шестого, последнего в человеческой истории.

Это мы можем понять, поскольку знаем, что каждый Завет в своем «снятом виде», в своем главном зерне существует в следующем. Вот почему вопрос учеников о разрушении храма как главной ветхозаветной святыни внутренне соответствует их же вопросу о кончине века, кончине мира, а ответ Иисуса точно так же будет содержать в себе очень сложное сплетение признаков конца ветхозаветной эпохи и конца всей истории и всего этого мира.

Вообще же такие сложные вопросы и такие же сложные сплетения в ответах были, скорее всего, традиционны. И ветхозаветные пророки из своей далекой исторической перспективы хотя часто и различали будущие заветы, но не разделяли в них соседних. Говоря о Новом Завете, они часто не разделяли в нем шестой и седьмой Заветы. Для пророков был важен просто Новый Завет, они говорили о Новом Завете в целом. Для нас же, живущих в новозаветную эпоху, это различение принципиально важно. Мы видим, что в Евангелии, с одной стороны, Царство Божье уже приблизилось, о чем постоянно и говорится, а с другой – оно еще только проповедуется, чается, еще должно будет исполниться, причем и то, и другое одинаково связывается с Христовым пришествием, с новым Богоявлением.

 

Исходя из сказанного и будем теперь читать ст. 3-14, которые говорят нам о кризисе перед началом новой эры, новозаветной эры как эры эсхатологической.

В ст. 3, как мы уже знаем, речь идет об учениках, задающих вопрос о сроках и знамениях пришествия Христа. Вопрос так и стоит: «Скажи нам, когда это будет? И каково зн а мение (или признак) Твоего пришествия и скончания века?» Это важный вопрос. Духовные события всегда, во всей истории духовной жизни имеют свои предзнаменования. Нужно иметь лишь глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, – и тогда человек сможет их предвидеть и верно понять.

Далее, о каком вообще «пришествии» здесь идет речь, что такое «пришествие»? В греческом оригинале здесь стоит слово «парусил». «Парусил» буквально переводится как «присутствие». В те времена это слово обычно употреблялось греками для обозначения официального торжественного визита высокопоставленного лица. В Новом завете этим словом обозначается Бого-Явление, Христово Богоявление. Этим же словом может быть обозначено как «Первое», так и «Второе» пришествие Христово, хотя между этими Пришествиями, этими Богоявлениями есть и существенное различие. Последнее, «Второе» пришествие Христа будет Пришествием во славе, в силе, в полноте и чести. В результате «Первого» пришествия на земле рождается «Свет во тьме» – Христос и Его Церковь, а в результате «Второго» пришествия этой Церковью становится уже весь существующий мир. Но и то, и другое происходит в единых рамках Нового Завета как новой эсхатологической эры.

Ст. 4. «Иисус сказал им в ответ: "Берегитесь, чтобы кто не ввел вас в обман!"», т.е. не прельстил бы вас.

Господом для того и дается описание знамений и каких-то признаков Его будущего пришествия, чтобы, зная их, не прельститься, не впасть в заблуждение, потому что в близких к ним по внешности обстоятельствах это оказывается слишком легко. А надо, чтобы никто не обманул нас.

Здесь интересно заметить, что данные далее Господом пять знамений — признаков Его пришествия – сбываются не последовательно, а почти одновременно. Заквашенное «тесто» подходит все сразу, а не по частям.

Ст. 5. «Ибо многие придут под Моим именем, говоря: "я – Христос"; и многих введут они в обман».

Кто же, как предупреждает Господь, придет под именем Христа? Ясно, что лжехристы. Так их Евангелие и называет. Тут отметим, что первый признак продолжает быть действенным вплоть до нашего времени. Вот некоторые примеры.

Приходилось ли кому-нибудь из вас слышать о Порфирии Иванове? Это был человек, который предложил в общем-то совершенно элементарную вещь – жизнь в гармонии с природой путем постоянного закаливания, особенно через хождение босиком в холодное время и холодное обливание, – вещь, часто (хотя и не всегда) по-настоящему полезную для здоровья. И все было бы ничего, если бы это предназначалось только для здоровья. Но он предложил это делать во имя его, признав его новым воплощением Христа. «Молитесь мне как Христу», – сказал он. Вот очень, может быть, примитивный, но типичный пример явления очередного лжехриста в наше время. И самое удивительное, что люди слушали его, молились ему, и таких людей было немало. Немало было приверженцев и у «Белого братства», немало их и у лжехриста Виссариона.

Есть и более тонкие примеры, скажем, когда какой-нибудь гуру, «учитель» восточного типа, тоже ведет себя, словно он Сам Христос, или Христом пытается называть Кришну или какое-нибудь его воплощение (аватару). Некоторые из них почитают себя даже выше Христа – вспомним Сёко Асахару.

Ст. 6. «Вам предстоит также слышать о войнах и о слухах о войнах; смотрите, не ужасайтесь! Ибо так должно быть, но это еще не конец».

Да, и вы услышите «о слухах о войнах», но не ужасайтесь, ибо вам надо иметь надежду на Бога и знать, что «это еще не конец». В наше время этот второй признак – тоже очень реальная вещь. Во всем мире страх перед всеобщим уничтожением очень силен. Тем более что технические средства как никогда позволяют эти ужасы осуществить. Только нам, христианам, нечего бояться, если мы уже со Христом, а Он – с нами.

Ст. 7-8. «Да, восстанет народ на народ и царство на царство, и повсюду будет голод, и мор, и землетрясения; но все это – начало родовых мук», или, что то же, «начало болезней».

«Начало родовых мук». Рождения чего? Нового мира, т. е. «нового неба и новой земли», Царства Божьего в полноте, в силе Полноты Жизни вечной.

Итак, кроме войн и соответствующих слухов, во второй признак «Второго» пришествия входят эти самые «глады и трусы» (по-церковнославянски), т. е. «голод, и мор, и землетрясения». Здесь снова можно только удивляться, как все это схоже с нашим временем.

Ст. 9. «Тогда станут вас предавать на терзание и убивать вас, и станете вы ненавистны всем народам ради имени Моего».

«Станут убивать вас». Вот и мучения, страдания самих христиан. К этому надо быть готовым каждому из нас. Христианин не должен бояться страданий и мучений, даже до смерти, если он верит в откровение Жизни вечной, если знает силу этой Жизни и не теряет своей надежды и любви.

«Станете вы ненавистны всем народам». Тут, увы, надо добавить, что в эти «все» иногда входят и люди, которые считают себя, и многими считаются, служителями Бога и людей. Иногда даже в самой церкви со строчной буквы мы видим, что настоящих Божьих святых в ней гонят, уничижают, мучают, потому что в этой церкви, как во всякой человеческой организации, есть, к сожалению, свои бездушные чиновники, власто- и сластолюбцы, которые находятся вне границ Церкви с прописной буквы. Из этого следует важный вывод, что нам надо быть всегда и во всем преданными Богу и Церкви, но, конечно, Церкви прежде всего с прописной буквы, а не просто внешне единой организации и каноническому учреждению, в котором иногда бывают внутренние конфликты, и нередко конфликты тяжелые, ибо греховные.

Можно было бы и далее приводить много примеров, но вряд ли это будет разумно, ибо каждый христианин в свою меру на себе испытывает истинность этих евангельских слов и предзнаменований.

Ст. 10-12. «И многие тогда впадут в соблазн, и станут друг друга предавать и возненавидят друг друга. И многие лжепророки объявятся, и введут в соблазн многих. И от того, что умножится беззаконие, любовь во многих охладеет».

Итак, четвертый признак в том, что люди будут соблазняться и предавать друг друга, и возненавидят друг друга; лжепророки прельстят многих, отчего и охладеет во многих людях любовь.

Но есть ли сейчас действительно лжепророки? Да, к лжепророкам в наше время часто относят деятелей церкви сайентологии (дианетики) Рона Хаббарда, «Церкви объединения» Муна, «Церкви святых последних дней» (мормонов) и известных многим «Свидетелей Иеговы», тоже до неузнаваемости извративших дух и образ Христа. Кроме того, к ним относят лидеров учения теософии или антропософии, той или иной йоги, дзен или какого- либо иного вида необуддизма, неоиндуизма и т.д.: Блаватскую, Безант, Рерихов, Штейнера, Раджниша, Ауробиндо Гхоша и многих, многих других им подобных.

Надо помнить слова Евангелия о лжехристах и лже- пророках, с одной стороны, чтобы их остерегаться и ими не обольщаться, но с другой – чтобы при всякой встрече с этими людьми или их последователями не только понимать, что их учения расходятся с тем, что мы читали или слышали, видели или о чем думали, но и хорошо знать, к а к ответить этим людям, причем «в духе кротости и смиренномудрия».

Надо стараться помочь им для начала хотя бы немного открыться Богу и освободиться от заблуждения. Не спорить с ними, не «бить их по голове» за их ошибки, помня, что и «мы все много согрешаем» и ошибаемся, а действовать, исходя из убеждения, что если нам дано от Бога истинное откровение и более глубокое и полное знание, нежели им, то это откровение и знание дано нам для того, чтобы мы им, как благодатью, «немощное врачевали и оскудевающее восполняли», в соответствии с известной богослужебной формулой действия благодати Святого Духа на человека, служителя церкви. Это знание и откровение нам дано, чтобы мы им служили и помогали людям, восполняя и исправляя их веру и жизнь, а не «калечили» им никого.

Ст. 13. «Но тот, кто претерпит все до конца, будет спасен».

Это великие слова, только надо помнить, что терпение, о котором здесь сказано, не должно быть терпением «сжав зубы», как это не раз бывало в истории (например, в русской истории, даже у таких великих людей, как протопоп Аввакум). Мы должны помнить, что это терпение должно быть терпением от любви, а не от невозможности отплатить и отомстить.

Ст. 14. «И возвещено будет это Благовестив Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Вот и последний, пятый признак «Второго» пришествия, конца-эсхатона, конца шестого Завета, конца земной истории

Все признаки пришествия Христова мы сейчас воспринимаем, к сожалению, довольно легко. Мы так легко и так давно опознаем в них нашу современную жизнь, что они нас уже перестали удивлять. Но если мы вспомним, что эти слова были высказаны и записаны в те времена, когда христиане были лишь кучкой людей, живущих в некоторых, по большей части отдаленных, римских провинциях, то кажется просто фантастикой, как такое возможно было предвидеть.

Особенно удивительно, что говорится о проповеди Евангелия всем народам и что только «тогда придет конец». Ведь этим предвидится всемирное развитие христианской проповеди, ее конкретно-вселенское предназначение. Но каким образом это тогда предполагалось осуществить? Сейчас, при современных средствах массовой информации и книгопечатании огромными тиражами, это стало понятно (поэтому сейчас весь мир хотя бы внешне что-то слышал и знает о Христе и Его Церкви), но в то время это сделать было невозможно. Тем самым в Евангелии (ст. 14) изначально содержался явный намек на то, что конец века, кончина мира сего не сможет прийти, произойти сразу, быстро, при жизни одного-двух поколений, что еще должна будет пройти длительная, напряженная эпоха шестого Завета, чтобы эти слова сбылись.

Тем не менее сейчас еще нельзя сказать, что Евангелие Царства проповедано, засвидетельствовано всем народам. Все остальные признаки «Второго» пришествия вроде бы сбываются, может быть, что уже и сбылись, но кроме этого, пятого признака, даже в нашей стране. Ведь наш народ, который так или иначе прежде был христианским, сейчас настолько забыл Христа, что люди нового поколения часто всерьез ничего не знают ни о Христе, ни об истинном Христианстве, особенно в тех местах, где уже многие десятилетия совсем нет храмов, где нет никаких общин и, может быть, даже отдельных христиан. Причем они не просто не имеют представления о христианской культуре, христианских символах и понятиях, они не знают самого христианского Духа, так что им еще надо будет о Нем проповедовать и Его собою засвидетельствовать.

Далее, в ст. 15-28, Господь, не прерывая общей нити Своей Елеонской проповеди, как бы снова возвращается к судьбе Иерусалима. Тем самым образность этой части проповеди в еще большей степени связана с Ветхим заветом.

Ст. 15-16. «И вот, когда увидите вы ту "мерзость опустошения", о которой говорил пророк Даниил, воздвигнутую "на месте святом", – кто читает, пусть уразумеет! – тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы».

Что есть «мерзость опустошения»! На этот вопрос современные люди чаще всего отвечают, что это те самые разрушенные и оскверненные храмы, которые мы еще недавно видели во множестве на нашей земле. Конечно, и это есть мерзость запустения, но в новозаветном и пророческом текстах имеется в виду еще более страшная вещь. Это мерзость как бы духовной пустоты во святилище, т. е. как бы языческий алтарь на месте алтаря Божьего, в храме Божьем, как об этом и говорится в книге пророка Даниила (см. Дан 9:27, 11:31, 12:11; 1 Мак 1:54).

Мы должны признать, что все тот же языческий алтарь воздвигается и уже воздвигнут прежде всего в сердцах многих и многих современных людей. Это все та же «мерзость запустения, ставшая на святом месте», потому что по своему призванию сердце всякого человека есть святыня, и человек в своем теле есть храм Духа Святого. Но вместо алтаря Божьего сердце человеческое нередко стало служить приютом самых для страшных духов. И это страшнее оскверненных и разрушенных храмов.

Что значит «пусть бегут в горы» – понять нетрудно. Здесь звучит призыв покинуть уже явно обреченный в то время Иерусалим, а в наше время – обратиться «гор е», т. е. вознести свои сердца ко Господу.

Да, Иерусалим тогда был уже обречен, и Господь, как Божий Пророк, не мог этого не чувствовать и не знать. В духе пророческом нетрудно было предсказать и будущность этого когда-то святого града. Если народ не верит откровению Божьему во Христе и через Христа, если он по жизни своей отступил от Бога, то и храм его не спасет, и святой град не устоит. Как было сказано еще в Ветхом завете, «если Господь не созиждет д о ма, всуе (напрасно) трудятся зиждущие (строящие) его» (Пс 126:1).

Исторически так и случилось. Христиане услышали этот призыв Господа и в66 г. ушли из Иерусалима. А в 70 и 71 гг. произошла катастрофа: Иерусалим был взят римлянами, разрушен, храм был сожжен, а тысячи находившихся тогда в Иерусалиме иудеев были распяты.

Христиане спаслись, спаслась Иерусалимская церковь, матерь всех церквей, спаслась только потому, что она осталась верной слову Господа. Ее пытались обвинять в непатриотичности, но она поставила верность Богу выше верности земному отечеству и своему родному по плоти, но часто уже не по духу, народу. Всем людям, всем церквам так жить на земле трудно, но жить надо всегда только так!

Ст. 17-20. «И кто будет на кровле, пусть не спускается за скарбом в дом свой, а кто будет в поле, пусть не возвращается взять плащ свой. И горе в те дни носящим во чреве и кормящим грудью! Молитесь, чтобы не приключилось бегство ваше зимой или в субботу». То есть взявшись за плуг (духовный), не оборачивайтесь назад!

А почему «ни зимой, ни в субботу»? В тех местах, при том климате, зимой идут дожди, которые мешают передвижению, а в субботу этому препятствует закон, запрещающий всякое путешествие, так что исполнить волю Божью в это время года и в эти дни было бы трудно, почти невозможно. И Господь как бы говорит: «Молитесь, чтобы не случилось с вами такое, что законный или природный порядок помешает вам».

Ст. 21. «Да, будет тогда скорбь великая, какой не было от начала мира доныне и не случится более».

Вот знаменитый стих о «великой скорби». Речь идет как будто о гибели Иерусалима, о смене исторических заветов, но вдруг мы встречаем те же слова в другом месте Нового завета – в Апокалипсисе святого Иоанна, где эта «великая скорбь» проречена прямо для того времени, когда будет завершаться вся история человечества (см. Откр2:22 и 7:14).

Так что это за «великая скорбь»? Откуда она берется в кризисных ситуациях? С одной стороны, эта скорбь происходит от богоотступничества, но с другой – это тоска от опустошенности человеческих сердец, это скорбь от гонений и бед жизни. Сколько мы видели ее среди наших современников и соотечественников, а иногда испытывали ее и сами!

Ст. 22. «И если бы не были сокращены дни те, не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных дни те будут сокращены».

Здесь говорится о желательности сокращения дней страдания, гонений, скорбей и бед. Но мы еще встретимся и с противоположной тенденцией, с вопросом, зачем вообще нужна новозаветная история, почему она должна быть длительной, т. е. почему мы должны думать о том, чтобы она продлевалась как можно дольше, а не только о том, чтобы сократились дни ее. В этом состоит одна из антиномий духовной жизни, отчасти приоткрывающих нам сам смысл человеческой истории.

Ст. 23. «Если вам скажут тогда: "смотри, Христос здесь!", – или: "Он там!", – не давайте веры».

Это предупреждение оказалось очень актуальным, ибо нам известно из истории, что сразу после «Первого» пришествия Христа стали возникать лжемессианские движения и тут же еще чаще стали появляться люди, обещающие свое спасение.

Ст. 24-28. «Ибо объявятся лжехристы и лжепророки, и явят великие знамения и чудеса, чтобы ввести в обман, если возможно, даже избранных. Слышите, я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне!" – не ходите туда; "вот, Он в потаенных покоях!" – не верьте. Ибо как молния исходит от востока и блистает до запада, таково будет пришествие Сына Человеческого. Где мертвое тело, там соберутся стервятники».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: