Обручение св. Екатерины

 

Стиль и характер творчества Сурбарана определились уже в его ранней юности. Заказчиками его в ранние годы были в основном богатые монастыри со своими собственными традициями, укладом, бытом. К их жизни и обращался Сурбаран в своих произведениях, написанных на те или иные религиозные сюжеты, а моделями ему служили сами монахи. Типаж их крайне разнообразен как по внешнему, так и по внутреннему складу. Видно, что художник со всей правдивостью стремился передать облик изображаемого им человека. Такие его портреты как «Херонимо Перес», умный и ироничный «Франсиско Сумель», добродушный и скромный математик «Педро Мачадо» являются замечательными произведениями портретного искусства, Испании XVIIвека.

Херонимо Перес.

 

 

Франсиско Сумель.

Эти полотна можно сравнить с драматическими монологами но в которых испанец остается сдержанным в выражении своих чувств. Характер композиции в которых статичные фигуры буквально тонущие в широких складках одеяний даны в рост, фронтально. Они рельефно выделяются на фоне стены. Лаконизм пластического выражения, четкость мазка, замкнутость силуэтов придают образам величавую значительность, что подчеркивает присущий этим портретным изображениям своеобразный оттенок надличного. Также им характерно ощущение типового образа. Действительно, они замечательны индивидуальной выразительностью характеров, но в каждом из них Сурбаран как бы запечатлевает главное неизменное свойство человеческой натуры вообще.

Нужно сказать, что портрет в творчестве Сурбарана занимает совершенно особое место. В нем отразилась вся художественная система видения мастера. Нередко трудно провести четкую грань между портретами определенных лиц, обычно монахов, и некоторыми изображениями святых и некоторыми изображениями святых католической церкви, отличающимися почти портретной достоверностью. Так в картине «Св. Лаврентий" 1636 года из Эрмитажа душевное состояние героя показано очень сдержанно: слегка откинуто назад обращенное к небу мужественное лицо, правая рука прижата к груди.

 

 

Св. Лаврентий.

В коренастой фигуре святого, которая господствует над развертывающимся за ним пейзажем, в массивных очертаниях богатого, с роскошной вышивкой темно-красного дьяконского стихаря и падающей тяжелыми складками белой рясы есть что-то могучее и незыблемое. При всей своей одухотворенности этот крепкий испанский юноша так же прочно связан с землей, как прочно он стоит на ней. Св. Лаврентий держит в руке железную решетку, на которой он, согласно легенде, он был сожжен заживо. Четко вырисовываясь на фоне пейзажных далей и серебристо-голубоватого неба, ее зловещий силуэт вырастает рядом с фигурой святого. Картина полна стихийного величия, которое подчеркивает и простоту расстилающегося на дальнем плане пейзажа и струящийся сквозь легкие облака рассеянный золотистый свет.

В ранний период творчества Сурбаран пишет не только суровых монахов, но также и нежные женские образы, например картина «Непорочное зачатие» 1616 г., или «Рождество Богоматери» конца 1620-х годов, в которых он проявляет себя как выдающийся колорист, строя цветовую гамму на соотношении нежных и серебристо-жемчужных оттенков и насыщенных синих и золотых пятен. В конце 1620-х годов вместе со славой и выгодными заказами к Сурбарану приходит предложение от городского совета Севильи навсегда остаться в городе, став его официальным художником. Конечно, это вызвало зависть многих живописцев Севильи, в частности известного Алонсо Кано, пытавшегося всячески помешать карьере молодого художника. Но признание было столь велико, что уже никакие интриги не могли преуменьшить успех Сурбарана.

 

Непорочное зачатие


Иное впечатление производят те произведения где преобладает настроение религиозной экзальтации. Здесь особая конкретность видения художника приводит к преувеличенной, подчас пугающей выразительности мистических образов.В 1628-1629 годах мастер получает два заказа, очень значительных для молодого живописца. По одному из них Сурбаран сделал двадцать две картины из жизни основателя ордена мерседариев Педро Ноласко, освобождавшего христиан от мавританского плена. Другой заказ, выполненный совместно с Эррерой Старшим, заключался в написании серии картин из жизни св. Бонавентуры. Лучшими произведениями цикла являются «Молитва св. Бонавентуры» (Дрезден) и берлинское «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским», в котором событие средневековой католической легенды перенесено художником в обстановку современного ему монастырского быта. С предельной лаконичностью и с особой материальностью воспроизводит Сурбаран предметы повседневной монашеской жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: