· Вильфред Парето (1848-1923)
Концепция циркуляции (круговорота) элит.
В качестве базового понятия берется понятие элиты (как субъекта и движущей силы политического процесса), которой противодействуют контрэлиты, а также народа, исполняющего по преимуществу пассивную, а неактивную роль.
· Артур Бентли (1879-1957), книга «Процесс управления»(1908)
Разработана концепция групп интересов, или «заинтересованных групп».
Дана трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп, групп интересов, в соперничестве за государственную власть.
· Давид Трумэн (род. 1913), работа «Управленческий процесс» (1951)
Обстоятельнее рассматривает идею смены равновесия на дисбаланс в ходе самого процесса.
А основным положением считал стабильность как устойчивый тип группового взаимодействия.
Полит. процесс приобретает пространственно-временные характеристики, а групповая динамика предстает как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к у установлению относительного равновесия, в восстановлению старой модели баланса между группами, либо к созданию новой.
|
|
· Дэвид Истон (1917 - 2014 гг.)
Теории функционирования политических систем.
Он исходил из общей теории систем и структурно-функционального анализа социальной жизни Толкотта Парсонса.
Пол. процесс – одновременно и как воспроизводство целостной системы,
И как цикличное функционирование пол. системы во взаимодействии с социальной и внесоциальной средой. Учитывается влияние на пол. процесс экономических., экологических, культурных и пр. факторов.
· Габриэль Алмонд (1911-2002)
Заложил основы динамической модели процесса как адаптации политической системы к изменяющимся условиям социальной среды. В своей схеме он попытался соединить деятельность отдельных групп с функционированием данной системы в целом. Выделил ряд блоков: 1) блок преобразования; 2) блок воздействия; 3) блок адаптации;
Опишите виды политических процессов.
Виды политических процессов: локально-региональные и глобальные; внутрисистемные и переходные (транзитные); стабильные и кризисные; наконец, легальные и теневые.
Локально-региональные и глобальные политические процессы обусловлены, по мнению авторов, «развитием политической жизни в пространственно-временном континууме». В качестве примера глобального политического процесса называется этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который оказал влияние на основы общеевропейской политики. В качестве примера локально-регионального политического процесса называются выборы в муниципальные органы власти. Внутрисистемные и переходные (транзитные) политические процессы раскрывают, как отмечают авторы, отношение людей к институтам и нормам. Внутрисистемные политические процессы характеризуют воспроизводство существующей политической системы. Переходные (транзитные) политические процессы означают полное изменение системы власти, например, переход от авторитарного типа правления к демократическому. Стабильные и кризисные политические процессы сопряжены, утверждают авторы, с такими явлениями, как реформы или революции, и отражают особенности их осуществления. В свою очередь легальные и теневые политические процессы разделяются в зависимости от того, как соблюдаются правила «политической игры», как учитываются границы дозволенного и неразрешенного, официального и неофициального.
|
|
3. Государственное управление -1) целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — государства — на другие с целью вызвать изменения в управляемых системных объектах; 2) особый тип социального управления, характеризующийся всеобъемлющими властными полномочиями и функциями, что обусловлено потребностями в регулировании почти всех видов общественных ресурсов и сфер публичной жизни; 3) совокупность субпроцессов,связанных с выработкой государственной стратегии и ведением повседневной публичной политики
4. Государственная организация - это организация с функциями управления как иерархизированный политический субъект, который располагает универсальным комплексом публично-властных полномочий и коллективными ресурсами, используемыми от имени и в интересах всего общества; сознательно применяет административные методы руководства и принудительные санкции; использует легитимные формы социального общения и легальные способы взаимодействия с группами и индивидами.
5.Государственная политика - 1) организованная совокупность осознанных акций многих людей, в т.ч. политиков и чиновников, специализирующихся в данной сфере деятельности; 2) взаимодействие управленческих звеньев и блоков институционального механизма, направленное на выработку и реализацию стратегических целей и решений; 3) определенный управленческий цикл, в котором отсутствует жесткая последовательность функциональных фаз, поскольку субпроцессы такого рода нередко идут параллельно и в их «круговороте» нет четко выделяющихся начала и завершения.