Билет 3. Методология педагогической науки. Методы педагогического исследования


* Методология педагогической науки – это учение о закономерностях, принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования пед. Действительности.
*Уровни:
1. Высший – философский (на его базе – теоретические основы педагогики – материалистические и идеалистические, гуманистические и бихевиористские).
2. Общенаучный (подходы для проведения научн-пед. Исследований: системный, комплексный, деятельностный, синергический, компетентностный и др.)
3. Частно-научный (отражение специфики процессов в данной области науч. Познания).
4. Конкретно-научный (основы конкретного научно-пед. Исследования. Здесь есть объект, предмет, цель, задачи, гипотезы и методы.

Методы научно-исслед. Работы – это совокуп-ть приемов и операций, направленных на изучение пед.явлений и решения пед.проблем.

 

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

1. Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта.

2. Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в

единое целое.

3. Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация.

4. Обобщение.

5. Моделирование.

Вторую группу методов составляют эмпирические методы исследования

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы.

5. Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического

исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений.


Билет 4. Целостность педагогического процесса, его структура, движущие силы и содержание.


Пед.процесс – целостная саморегулирующаяся и развивающаяся система.
* Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность от окружающей среды. Это объективное св-во объектов, процессов, которое не присуще им постоянно.

*Целостность п.п. – комплексность целей, задач и средств их реализации.

Диалектика реальной пед.деят-ти проявляется в 2-х аспектах целостности:

 

I. Закономерное св-во п.п., так как в обществе создается система образования, а значит, организуется целостн. П.п.

II. В реальной пед.практике целостность п.п. специально и целенаправленно формируется.


Пед. Процесс состоит из двух сторон.

1. Обучение                                      >-----------------------------<                      Воспитание
а) деят-ть учителя (обучение)                                                  а) деят-ть воспитателя
б)деят-ть ученика (учение)                                                           (воспитание)
                                                                                                          б) деят-ть воспитанника
                                                                                                            (самовоспитание)
= взаимообучение                                                                        = взаимовоспитание

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

1. Целевой

2. Мотивационный

3. Содержательный

4. Организационно-деятельностный

5. Оценочно-результативный


Систематизирующими понятиями п.п. выступают:
а) цель
б)деят-ть учителя(воспитателя)
в)деятельность учащихся-воспитанников
г)результат

Средства, формы, методы и содержание – переменные понятия.

 

Движущие силы п.п. -это противоречия, которые возникают в ходе пед.деят-ти. Центральная – противоречие между возникновением у учеников под влиянием учителя недостающих знаний, опыта для решения учеб. И иных задач и реальными возможностями для удовлетворения этих потребностей (между знанием и незнанием, между обыденно-житейск. И научными знаниями, между теорией и практикой…)

Содержание педагогического процесса представляет собой ту часть социального опыта поколений, которая должна быть передана обучаемым для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание педагогического процесса должно тщательно отбираться, подвергаться анализу, обобщаться, оцениваться с позиций мировоззрения, уровня и индивидуальных особенностей обучаемых, а также с позиций социальных потребностей в уровне профессиональной компетенции, общей культуры, нравственных ценностей и личностного развития подрастающих поколений.






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: