Система государственного портового контроля базируется на международных договорах. Основные межправительственные договоры содержат специальные положения о контроле в портах.
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).
Каждое судно, находящееся в порту другого государства-участника, подлежит контролю, цель которого – проверить наличие действительных свидетельств, предусмотренных конвенцией. Если имеется существенное несоответствие между состоянием судна или его снабжением и данными любого свидетельства либо судно и его оборудование не пригодны для выхода в море без опасности для судна и людей, либо истек срок свидетельства или оно потеряло силу, судну запрещается выход в море.
Осуществляется инспекция на соответствие судна Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ): существует ли у компании политика в области безопасности и защиты окружающей среды и знаком ли с ней персонал судна; есть ли на судна документы, используемые для описания и выполнения СУБ; находится ли на судне информация о СУБ на рабочем языке; могут ли лица командного состава назвать лиц компании, имеющих прямой доступ к руководству; как знакомятся новые члены экипажа со своими обязанностями и т.д.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г., измененная Протоколом 1978 г. (МАРПОЛ-73/78).
Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., измененная и дополненная Протоколами 1995 г., 2010 г. (ПДНВ-78).
Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. (КОС-69).
Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., измененная Протоколом 1988 г. (КГМ-66/88).
Конвенции МОТ № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» 1976 г.
Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года
Парижский меморандум о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта (Paris Memorandum of understanding on port state control).
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (SOLAS-74);
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г., измененная Протоколом 1978 г. (MARPOL-73/78);
Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г., измененная и дополненная Протоколами 1995 г. и 2010 г. (STCW-78);
Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., измененная Протоколом 1988 г. (LL-66/88);
Международная конвенция по предотвращению столкновения судов в море 1972 г. (COLREG-72);
Конвенция МОТ № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» 1976 г.
Международная конвенция по обмеру судов 1969 г. (ITC-69).
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (CLC-92);
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 г. (Bunker-2001);
Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 г. (MLC-2006);
Международная конвенция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах 2001 г. (AFS-2001).
Инспектирование состоит из проверки соответствующих документов, сертификатов и осмотра судна; проверки условий жизни и работы экипажа.
В настоящий момент проводятся сплошные проверки судов, работающих под флагом стран из черного списка.