Договор морской перевозки грузов по законодательству РФ

Определение договора морской перевозки грузов дается в статье 115 КТМ РФ, согласно которой «перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

(а) Виды договора.

Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи договор морской перевозки грузов может быть заключен 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия.

Такое определение договора морской перевозки основано на общем определении договора

перевозки грузов, данном в статье 785 ГК РФ. Из определения договора в статье 115 КТМ 

видно, что это – двусторонний (обязательства возникают у обеих сторон), возмездный (оплата фрахта) договор, предметом которого являются услуги по доставке груза морским путем в порт назначения или деятельность перевозчика по перемещению груза морем из порта отправления в порт назначения. Такое определение договора морской перевозки позволяет считать его скорее всего консенсуальным, а не реальным, как это содержится в определении договора перевозки в статье 785 ГК РФ.

Договор заключается между двумя сторонами: перевозчиком (судоходной компанией) и отправителем груза, то есть лицом, от имени которого сдается груз и которое указывается в перевозочных документах.

Особенность этого договора заключается в том, что необходимо третье лицо – получатель, которое, не являясь стороной в договоре перевозки, приобретает определенные права и несет обязанности, обусловленные договором. Поэтому этот договор трактуется как договор в пользу третьего лица, исполнение которого может потребовать как лицо, заключившее договор, так и лицо, в пользу которого заключен договор, то есть получатель груза.

Перевозчиком является лицо, заключившее договор морской перевозки грузов с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки грузов, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 115 КТМ РФ, то есть чартер.

Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки грузов, указанный в подпункте 2 пункта 2 статьи 115 КТМ РФ, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

Понятие коносамента, его виды и функции.

Согласно пункту 1 статьи 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подпунктах 3-8 пункта 1 статьи 144 КТМ РФ.

Коносамент – это односторонний документ, подписываемый от имени перевозчика капитаном судна и выдаваемый отправителю в обмен на груз. Если сопоставить коносамент и погрузочный ордер отправителя (экспортное поручение), то можно увидеть, что данные о грузе, порте назначения и т.д. вносятся в коносамент из погрузордера.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Коносамент выполняет три функции: а) свидетельствует о заключении договора перевозки; б) является распиской в получении груза перевозчиком; в) является товарораспорядительным документом (ценной бумагой).

При наличии чартера коносамент уточняет, конкретизирует условия чартера, однако в случае спора между фрахтователем и перевозчиком применяться будут условия чартера, а в случае спора между перевозчиком и получателем разногласия будут решаться по условиям коносамента, если в последнем не будет ссылки на условия чартера в силу статьи 119 КТМ РФ, причем ссылка должна быть достаточно подробной

Коносамент является товарораспорядительным документом или ценной бумагой, и его значение в этом качестве выражается в том, что появляется возможность совершения различных сделок с перевозимым грузом (продажа, залог и т.д.) путем продажи, залога самого коносамента, но в отличие от денежных ценных бумаг (векселя, чека) он является товарной ценной бумагой, поскольку в нем содержатся права на определенные товары.

В своем качестве ценной бумаги согласно статье 146 КТМ РФ коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Положения в отношении ценных бумаг действуют и в отношении коносамента.

Если по именному коносаменту груз можно выдать только указанному в нем лицу, то в этом отношении ордерный и предъявительский коносаменты обладают большей оборотоспособностью. Предъявительский коносамент реализуется простым вручением. Ордерный коносамент выписывается на определенное имя, однако указывается, что выдача груза производится либо этому лицу, либо по его указанию (приказу) любому другому лицу. Составление приказа не связано с какими-либо формальностями: достаточно сделать соответствующую надпись на коносаменте: именную или бланковую. Такую передачу прав по коносаменту могут осуществлять последующие его держатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: