Согласно статье 86 Конвенции 1982 года по морскому праву открытым морем (high sea) считаются все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море открыто для всех государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Режим открытого моря основан на принципе свободы открытого моря, которая включает: 1) свободу судоходства, б/ свободу полетов, в/ свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, г/ свободу рыболовства, д/ свободу научных исследований, е/возводить искусственные острова, установки и сооружения.
Судно должно плавать под флагом одного государства и подчиняться исключительной юрисдикции этого государства в открытом море, то есть оно должно иметь только одну национальность, так как наличие нескольких национальностей ведет к неопределенности в правовом положении судна, к безответственности экипажа, его бесконтрольности, что угрожает безопасности мореплавания
23 Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
В настоящее время почти все прибрежные государства установили 200-мильные исключительные экономические зоны (exclusive economic zone), в которых они пользуются суверенными правами относительно всех ресурсов моря, находящихся на дне и в недрах его в пределах 200 миль. Установление исключительной экономической зоны, то есть части открытого моря со специфическим режимом, означает возможность закрепления исключительного права на ресурсы в этой зоне, а не на воды этой зоны, и суверенитет прибрежного государства не распространяется на эту зону. Она не включается в состав территории государства, сохраняется свобода судоходства и другие свободы (исключая рыболовство), а в остальном режим приближается к режиму территориального моря. Согласно пункту 1 статьи 56 Конвенции прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и защиты и сохранения морской среды.
Данная статья Конвенции разграничивает суверенные права прибрежного государства на ресурсы в этой зоне и его юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, морских научных исследований и защиты морской среды
Статья 57 Конвенции устанавливает, что ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Фактически ширина исключительной экономической зоны 188 морских миль, поскольку она прилегает к территориальному морю.
Определение континентального шельфа (continental shelf) дается в п.1 ст. 76 Конвенции, согласно которому он включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Внешняя граница континентального шельфа не может находиться далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии одинаковых глубин) и в любом случае не должна проходить далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Эти права являются исключительными, поскольку, если даже прибрежное государство не делает этого, то никто не может делать это без определенно выраженного согласия прибрежного государства, и имеют целевой характер – разведку и разработку естественных богатств. Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними, а также прав на прокладку подводных кабелей и трубопроводов.
6.Международные проливы и каналы.
Под международными проливами (straits) понимаются естественные узости, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации. Правовой режим таких проливов определяется нормами международного права – обычными и договорными. Установившийся принцип свободы прохода морских судов и пролета самолетов был подтвержден ст. 38 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. введением понятия права транзитного прохода, представляющим собой осуществление свободы судоходства и полетов с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив.
Свобода пользования международными проливами и каналами имеет большое значение для нормального развития торговых отношений между государствами, поэтому режим некоторых проливов и каналов обычно устанавливается международными договорами.
Проливы: Гибралтар, Черноморские - Босфор и Дарданеллы, Балтийские – Большой и Малый Бельты и Зунд; Дальневосточные - Магелланов пролив и пролив Лаперуза.
Международные каналы (channels) как искусственные сооружения представляют собой собственность соответствующих прибрежных государств. Режим таких каналов как Суэцкий и Панамский регулируется помимо национального законодательства международными договорами.
Движение судов по каналу осуществляется в соответствии с Правилами плавания по каналу и обусловлено выплатой сборов и платы за транзит и вспомогательное обслуживание, а также возможно предъявление требований об определении размеров финансовой ответственности и гарантии выплаты «разумной и соразмерной» компенсации за ущерб в результате действий или упущений судов при проходе.
Большое значение для торгового мореплавания имеют Черноморские проливы. Эти проливы очень узки (в Босфоре минимальная ширина – около 750 м, в Дарданеллах - 1300 м.), и их берега принадлежат только Турции. Они соединяют открытое Средиземное море с закрытым Черным морем, берега которого относятся к территории Турции, России, Украины, Грузии, Румынии и Болгарии.
Правовой режим проливов определяется Конвенцией о режиме проливов, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтрё (Швейцария)
Конвенцией установлена полная свобода судоходства как в мирное, так и в военное время, если не воюет сама Турция, в этом случае через пролив проходят только суда нейтральных государств, не оказывающие содействия противникам Турции. Эта Конвенция восстановила суверенитет Турции над проливами, ранее право контроля принадлежало международной комиссии пролива. После этой конвенции Турция получила право на милитаризацию проливов, т.е. строительство оборонных сооружений и баз.
Установлена возможность для черноморских государств проводить через проливы любые свои корабли, для нечерноморских – установлены ограничения по тоннажу (только легкие военные корабли). Порядок прохода через проливы торговых судов регулируется изданной турецкими властями инструкцией, касающейся судоходства и осуществления операций в турецких территориальных водах.
С 1 июля 1994 г. стал действовать введенный в одностороннем порядке Турцией Регламент порядка судоходства в зоне Проливов и Мраморного моря, установивший значительные ограничения для движения судов по проливам, особенно в отношении танкеров с нефтью
24 МОРСКОЕ ПИРАТСТВО И ТЕРРОРИЗМ НА МОРЕ:
Как противоправные действия, пиратство и терроризм на море: – совершаются в пределах открытого моря; – направлены против другого судна, лиц, имущества, находящегося на борту судна, против безопасности плавания судна; – сопровождаются насилием или угрозой применения насилия. Согласно иному подходу терроризм на море ничем по существу не отличается от пиратства и представляет собой одну из форм насилия на море. Однако сторонники этой концепции пытаются все же провести различия между этими явлениями. Кроме того, можно выделить еще две точки зрения. В соответствии с первой считается, что проблема безопасности морского судоходства является сравнительно новой, если не учитывать пиратства, и может быть разделена на две части: 1) акты насилия против лиц на борту судна и незаконные акты против самого судна, как правило, при его нахождении вне территориальных вод какого-либо государства, 2) акты вооруженного нападения и ограбления судов, находящихся в основном во внутренних или территориальных водах государств. Пиратство рассматривается здесь как самостоятельное правовое явление.
1. Терроризм подкреплен политическими мотивами,. Помимо этого основная цель состоит в том, чтобы создать нестабильную обстановку, запугать противника. Пиратство же имеет исключительно материальный, экономический аспект, критерий насилия присутствует, но он несет меньшую общественную опасность, чем когда речь идет о терроризме. Стоит подчеркнуть, что общий критерий здесь состоит в том, что оба деяния являются преступными. 2. Не менее важный вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств, совершаемых на море. При пиратстве любое государство имеет право на пресечение этих актов в открытом море или в любом месте вне юрисдикции какого-либо государства (универсальная юрисдикция) [10]. В отношении террористических актов Конвенция 1988 г. закрепляет конкурирующую юрисдикцию государств, а именно национальную и факультативную. Кроме того, в Конвенции устанавливается универсальная юрисдикция, призванная обеспечить на основе принципа «либо выдай, либо суди» неотвратимость наказания за незаконные акты, независимо от места их совершения и места нахождения преступников [11]. 3. Ранее был освещен вопрос места религии в процессе совершения террористических действий – пиратство такой характеристики не имеет, поскольку оно лишено политической направленности. 4. Место СМИ в террористической деятельности особенно, в пиратстве этот вопрос менее актуален. СМИ сегодня – это очень опасное оружие в руках террористов, потому необходимо чтобы материал, освещаемый журналистами, был тщательно подготовлен, не содержал террористической направленности.