Статья 338. Договоры о спасании

Капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Капитан судна или судовладелец имеет право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна.

Статья 346. Спасание людей

1. Никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается.

2. Спасатели людей, которые приняли участие в оказании услуг в связи с происшествием, вызвавшим необходимость спасания, имеют право на справедливую долю в сумме, присужденной спасателям за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.

52. Понятие и юридическая природа договора о спасании, принцип «без спасения – нет вознаграждения». Типовые спасательные контракты.

Спасательный контракт (договор) Ллойда Впервые типовая форма открытого спасательного контракта

была разработана английской страховой компанией Ллойда (Lloyd's) заинтересованной в том, чтобы споры, возникающие в связи со спасанием судов, и в первую очередь вопросы о вознаграждении за спасение, разрешались арбитражем Ллойда в Лондоне.

Типовая форма спасательного контракта Ллойда получила в морской практике широкое применение.
С июля 1980 г. действует новая ллойдовская открытая форма соглашения о спасании ЛОФ-1980 (Lloyd's standard form salvage agreement —LOF-1980, см. приложение 29), издание которой было вызвано возрастанием числа инцидентов с нефтеналивными танкерами, загрязняющими море нефтью.
Помимо изменений, связанных со спасанием танкеров, в ЛОФ-1980 были внесены некоторые изменения общего порядка и целый ряд уточнений.
Согласно соглашению о спасании по форме Ллойда спасатель принимает на себя обязательства выполнить операции по спасанию судна, находящегося на нем груза, его фрахта, бункера и запасов[X], и доставить это судно (имущество) в любое безопасное место или в определенный пункт по согласованию между спасателем и владельцем спасаемого имущества.
Спасатель также обязуется приложить все усилия для предотвращения утечки нефти с аварийного судна. Все эти услуги оказываются по принципу «Без спасения нет вознаграждения». Исключение составляют случаи спасения нефтеналивных танкеров, груженных сырой нефтью, мазутом, тяжелым дизельным топливом, смазочными маслами.
При оказании услуг по спасанию таких судов может получиться так, что спасатель (не по своей вине) не достигнет полезного результата (например, из-за вмешательства прибрежного государства, разрушения танкера) и, следовательно, исходя из принципа «Без спасения нет вознаграждения» не может рассчитывать на вознаграждение. По контракту Ллойда предусмотрен такой вариант. Спасателю гарантируется уплата сумм в размере разумно понесенных им расходов плюс прибыль, не превышающая 15% суммы этих расходов.
В случае если стоимость спасенного имущества будет незначительной и сумма вознаграждения за него не сможет покрыть даже понесенные спасателем расходы, по контракту Ллойда спасателю также гарантируется сумма в размере разумно понесенных им расходов плюс прибыль 15% таких расходов за вычетом той суммы вознаграждения, которая может быть установлена исходя из стоимости спасенного имущества.
ЛОФ-1980 устанавливает обязанность владельцев спасаемого имущества (в равной мере его служащих и агентов) тесно сотрудничать со спасателем во время проведения спасательных работ. Спасателю предоставлено также право пользоваться механизмами, оборудованием, якорными цепями, запасами, принадлежащими спасаемому судну.
Спасательный контракт Ллойда содержит подробные постановления по обеспечению требований спасателя. Спасатель должен немедленно по окончании операций или ранее уведомить комитет Ллойда (Committee of Lloyd's)2 о размере и характере требуемого им обеспечения. Если обеспечение не будет предоставлено спасателю в течение 14 дней по окончании спасательных
услуг, спасатель получает право залога на спасенное имущество[XI]или ареста спасенного имущества. Расходы, связанные с осуществлением залогового права, могут быть включены в присуждаемую спасателю сумму вознаграждения.
Размер вознаграждения спасателю устанавливается арбитражем в Лондоне в соответствии с договором о спасании. Стороны по арбитражу (истец и ответчик) должны в заявлении, подаваемом в комитет Ллойда, указать лицо в Англии, которое будет представлять их интересы для целей арбитража. Если такое заявление не поступит, арбитражное разбирательство может быть произведено и в отсутствии представителей сторон.

53. Право на вознаграждение за спасение и критерии определения его размера. Специальная компенсация.











Статья 341. Условия вознаграждения

1. Спасательные операции, имевшие полезный результат, дают право на вознаграждение.

2. Никакой платы в соответствии с правилами, установленными настоящей главой, не полагается, если спасательные операции не имели полезного результата, за исключением случая, предусмотренного статьей 343 настоящего Кодекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: