Вопрос 56. Принцип и порядок распределения убытков по общей аварии (диспаша)

Принципы определения стоимости имущества и порядок распределения общеаварийных расходов.

 Согласно статье 304 КТМ РФ общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества) определяется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. Конкретизируя это положение, следует отметить, что общая авария распределяется между участниками перевозки - владельцами судна, груза и фрахта – пропорционально стоимости принадлежащей каждому из них части этого имущества. 

Его общая стоимость называется контрибуционной стоимостью или контрибуционным капиталом. Кроме того, к такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена. 

Контрибуционная стоимость является «действительной чистой», то есть фактической стоимостью судна, груза и фрахта на момент окончания рейса.

Контрибуционная стоимость груза определяется так же, как определяются убытки от гибели и повреждения груза, то есть из стоимости груза вычитаются суммы всех убытков от гибели или повреждения до его выгрузки либо во время выгрузки.

Если фрахт и плата за проезд пассажиров находятся на риске судовладельца, то при определении их контрибуционной стоимости вычитаются расходы, произведенные в целях получения фрахта и платы за проезд, которые не пришлось бы уплатить, если бы судно и груз погибли бы в момент акта общей аварии и которые не могли быть отнесены к общей аварии.

Размер таких расходов обычно устанавливается на основании документов, подтверждающих проведение аварийных работ, и платежных документов. В случае пожертвований общеаварийные убытки подтверждаются фактическими расходами по ремонту судна и стоимостью пожертвованного груза. 

После того как определены размер общеаварийных расходов и контрибуционная стоимость судна, груза и фрахта, вычисляется процентное отношение общей аварии к контрибуционной стоимости – контрибуционный дивиденд, с помощью которого вычисляются доли общей аварии, пропорциональные стоимости судна, стоимости груза и стоимости фрахта.

Например, судно «С» с грузом на борту село на мель, и попытки сойти с мели путем форсирования машин не дали результата. Пришлось обратиться за помощью к судну «Л».

После снятия 1200 тонн груза судно «С» сошло с мели, приняло обратно груз и доставило его в порт назначения.

Распределение общей аварии было произведено следующим образом.

                              Активная масса.

1. Вознаграждение за спасание (перегрузка)                                 100.000 ам.дол.

2. Пережог топлива при форсировании машины                             10.000 ам.дол.

3. Плата за составление диспаши                                                         1.000 ам.дол.

                                                                                                             ----------------------

                                                                                         Всего:    111.000 ам.дол.

                   Контрибуционный капитал (пассивная масса)      

1. Стоимость судна «С»                                                                  5.000.000 амдол.

2. Стоимость груза по к/с № 1                                                       1.000.000 ам.дол.

3. Стоимость груза по к/с № 2                                                          500.000 ам.дол.

                                                                                                          ------------------------

                                                                                          Всего: 6.500.000 ам.дол.

 

Контрибуционный дивиденд составляет 111.000: 6.500.000 = 1,7 %

 

Аварийные взносы: 1. С судовладельца               1,7 х 5.000.000 = 85.500 ам.дол.

                              2. С грузовладельца - к/с № 1 1,7 х 1.000.000 = 17.000 ам.дол.

                              3. С грузовладельца - к/с № 2 1,7 х 500.000 = 8.500 ам.дол.  

                                                                                     Итого:        111.000 ам.дол.

Подобные расчеты, будучи трудоемкими и требующими специальных знаний и опыта, производятся в большинстве случаев специальными лицами – диспашерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: