Ключ для I, II, III показателей мотивации

При переходе из начальной школы в среднюю (5-й класс)

Анкета

 

Дата______________ Ф.И.___________ Класс____________

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самых справедливых и частых по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

 

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получить впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали:

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе часто ругают;

д) просто мне не хочется учиться;

е) не могу заставить себя работать;
ж) мне трудно, я не понимаю;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) товарищи будут довольны;

в) буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) получил плохую оценку;

в) буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

е) мне не купят красивую вещь.



Обработка результатов

Учащимся предлагается выбирать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет свой «балльный вес» в зависимости от того, какой вид мотива он отражает. Соответствие между баллами и характером (видом) мотивов таково:

внешний мотив       (В) - 0 баллов
игровой мотив        (И) - 1 балл
получение отметки (О) - 2 балла
позиционный мотив (П) - 3 балла
социальный мотив (С) - 4 балла
учебный мотив       (У) - 5 баллов

Таблица 1         

Таблица для выявления ведущих мотивов у учащихся 5-х классов

Варианты ответов учащихся

Номера предложений

1

2

3

4

Вид мотива Оценка в баллах Вид мотива Оценка в баллах Вид мотива Оценка в баллах Вид мотива Оценка в баллах
а) О 2 П 3 У 5 У 5
б) П 3 П 3 П 3 О 2
в) С 4 В 0 П 3 П 3
г) С 4 С 4 П 3 П 3
д) П 3 И 1 П 3 П 3
е) П 3 П 3 В 0 П 3
ж) П 3 У 5 В 0 С 4
з) В 0 П 3 С 4 В 0
и) В 0 - - - - В 0
к) У 5 - - - - - -

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

 Таблица 2

Уровни мотивации Сумма баллов итогового уровня мотивации
I 41 – 48
II 33-40
III 25-32
IY 15-24
Y 5-14

 

 

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников 5-го класса

 

I – очень высокий уровень мотивации учения;

II – высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IY - сниженный уровень мотивации учения;

Y - низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение того, какие виды мотивов преобладают у учащихся данного возраста.

 

 

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-х классов)

Анкета

Дата______ Ф.И.____________Класс___________

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания нужны мне для...

а) получения хороших отметок;

б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу;

г) того, чтобы получить хорошую профессию;

д) развития, чтобы быть образованным и интересным человеком;

е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было учебников;

в) не родители;

г) не хотелось учиться;

д) не было интересно;

е) не мысли о будущем;

ж) не школа и долг перед родиной;

з) не хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) хорошие отметки;

б) приложенные усилия, трудолюбие;

в) мои способности;          

д) хорошую работу;      

г) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II.

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить высшее образование;

б) я пока не знаю;

в) стать отличником;

г) состоит в учебе;

д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке...

а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания;

г) сидеть тихо, как мышка;

д) внимательно слушать;

е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то...

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;

б) думаю;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть;

г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание;

е) стараюсь сделать сразу все;

ж) открываю «готовые домашние задания»;

з) сначала отдыхаю.

III.

7. Самое интересное на уроке...

а) разные игры по теме;

б) объяснение учителя;

в) новая тема;

г) устные задания;

д) побольше читать;

е) общаться с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) он мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) не дают списать;

ж) надо исправить двойку.

 

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) они легкие и их мало;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

 

Спасибо за ответы!

  Обработка результатов

Вопросы 1, 2, 3, входящие в I содержательный блок диагностической мето­дики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4, 5, 6 входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.

III содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в пред­лагаемом ответе. А именно:

 

внешний мотив           (В) - 0 баллов
игровой мотив            (И) - 1 балл
получение отметки    (О)  - 2 балла
позиционный мотив  (П) - 3 балла
социальный мотив     (С) - 4 балла
учебный мотив           (У) - 5 баллов

 

Таблица 3

Ключ для I, II, III показателей мотивации

Варианты

ответов

Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  Мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка Мотив Оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка
а) О 2 В 0 О 2 П 3 С 4 П 3 И 1 П 3 П 3
б) У 5 В 0 У 5 В 0 У 5 У 5 С 4 И 1 И 1
в) С 4 В 0 О 2 О 2 У 5 У 5 П 3 П 3 П 3
г) П 3 У 5 С 4 У 5 В 0 У 5 П 3 П 3 П 3
д) У 5 П 3 У 5 С 4 П 3 У 5 У 5 В 0 В 0
е) В 0 С 4 П 3 С 4 О 2 П 3 И 1 В 0 У 5
ж) - - П 3 - - - - - - В 0 П 3 О 2 - -
з) - - С 4 - - - - - - И 1 - - - - - -

 

I

II

III

Показатели мотивации

  Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, IIIпоказатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценоч­ной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 4

Оценочная таблица

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового

уровня мотивации

I II III
I 27-29 25-29 20-23 70-81
II 24-26 20-24 16-19 58 - 69
III 18-23 13-19 10-15 39 - 57
IY 10-17 6-12 4-9 18- 38
Y до 9 до 5 до 3 до 17

     Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 7-го класса:

I - очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
                                            IY - сниженный уровень мотивации учения;

Y. - низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформу­лировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи. III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: