При переходе из начальной школы в среднюю (5-й класс)
Анкета
Дата______________ Ф.И.___________ Класс____________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самых справедливых и частых по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получить впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали:
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе часто ругают;
д) просто мне не хочется учиться;
е) не могу заставить себя работать;
ж) мне трудно, я не понимаю;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
|
|
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) товарищи будут довольны;
в) буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) получил плохую оценку;
в) буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
е) мне не купят красивую вещь.
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбирать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет свой «балльный вес» в зависимости от того, какой вид мотива он отражает. Соответствие между баллами и характером (видом) мотивов таково:
внешний мотив (В) | - 0 баллов |
игровой мотив (И) | - 1 балл |
получение отметки (О) | - 2 балла |
позиционный мотив (П) | - 3 балла |
социальный мотив (С) | - 4 балла |
учебный мотив (У) | - 5 баллов |
Таблица 1
Таблица для выявления ведущих мотивов у учащихся 5-х классов
Варианты ответов учащихся | Номера предложений | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Вид мотива | Оценка в баллах | Вид мотива | Оценка в баллах | Вид мотива | Оценка в баллах | Вид мотива | Оценка в баллах | |
а) | О | 2 | П | 3 | У | 5 | У | 5 |
б) | П | 3 | П | 3 | П | 3 | О | 2 |
в) | С | 4 | В | 0 | П | 3 | П | 3 |
г) | С | 4 | С | 4 | П | 3 | П | 3 |
д) | П | 3 | И | 1 | П | 3 | П | 3 |
е) | П | 3 | П | 3 | В | 0 | П | 3 |
ж) | П | 3 | У | 5 | В | 0 | С | 4 |
з) | В | 0 | П | 3 | С | 4 | В | 0 |
и) | В | 0 | - | - | - | - | В | 0 |
к) | У | 5 | - | - | - | - | - | - |
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.
|
|
Таблица 2
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41 – 48 |
II | 33-40 |
III | 25-32 |
IY | 15-24 |
Y | 5-14 |
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников 5-го класса
I – очень высокий уровень мотивации учения;
II – высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IY - сниженный уровень мотивации учения;
Y - низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение того, какие виды мотивов преобладают у учащихся данного возраста.
|
|
Методика изучения мотивации учения подростков
(для учащихся 6-7-х классов)
Анкета
Дата______ Ф.И.____________Класс___________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания нужны мне для...
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) развития, чтобы быть образованным и интересным человеком;
е) солидности.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не родители;
г) не хотелось учиться;
д) не было интересно;
е) не мысли о будущем;
ж) не школа и долг перед родиной;
з) не хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия, трудолюбие;
в) мои способности;
д) хорошую работу;
г) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II.
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить высшее образование;
б) я пока не знаю;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести добро моей родине.
5. Моя цель на уроке...
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал, понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать;
е) получить пятерку.
6. Когда я планирую свою работу, то...
а) смотрю классную работу и вспоминаю урок;
б) думаю;
в) анализирую задание, стараюсь понять суть;
г) составляю план своей работы;
д) внимательно читаю задание;
е) стараюсь сделать сразу все;
ж) открываю «готовые домашние задания»;
з) сначала отдыхаю.
III.
7. Самое интересное на уроке...
а) разные игры по теме;
б) объяснение учителя;
в) новая тема;
г) устные задания;
д) побольше читать;
е) общаться с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) не дают списать;
ж) надо исправить двойку.
|
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) они легкие и их мало;
б) остается время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) есть «готовые домашние задания»;
е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Вопросы 1, 2, 3, входящие в I содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4, 5, 6 входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
III содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:
|
|
внешний мотив (В) | - 0 баллов |
игровой мотив (И) | - 1 балл |
получение отметки (О) | - 2 балла |
позиционный мотив (П) | - 3 балла |
социальный мотив (С) | - 4 балла |
учебный мотив (У) | - 5 баллов |
Таблица 3
Ключ для I, II, III показателей мотивации
Варианты ответов | Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
Мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | Мотив | Оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | |
а) | О | 2 | В | 0 | О | 2 | П | 3 | С | 4 | П | 3 | И | 1 | П | 3 | П | 3 |
б) | У | 5 | В | 0 | У | 5 | В | 0 | У | 5 | У | 5 | С | 4 | И | 1 | И | 1 |
в) | С | 4 | В | 0 | О | 2 | О | 2 | У | 5 | У | 5 | П | 3 | П | 3 | П | 3 |
г) | П | 3 | У | 5 | С | 4 | У | 5 | В | 0 | У | 5 | П | 3 | П | 3 | П | 3 |
д) | У | 5 | П | 3 | У | 5 | С | 4 | П | 3 | У | 5 | У | 5 | В | 0 | В | 0 |
е) | В | 0 | С | 4 | П | 3 | С | 4 | О | 2 | П | 3 | И | 1 | В | 0 | У | 5 |
ж) | - | - | П | 3 | - | - | - | - | - | - | В | 0 | П | 3 | О | 2 | - | - |
з) | - | - | С | 4 | - | - | - | - | - | - | И | 1 | - | - | - | - | - | - |
| I | II | III | |||||||||||||||
Показатели мотивации |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, IIIпоказатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Таблица 4
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 27-29 | 25-29 | 20-23 | 70-81 |
II | 24-26 | 20-24 | 16-19 | 58 - 69 |
III | 18-23 | 13-19 | 10-15 | 39 - 57 |
IY | 10-17 | 6-12 | 4-9 | 18- 38 |
Y | до 9 | до 5 | до 3 | до 17 |
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 7-го класса:
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IY - сниженный уровень мотивации учения;
|
|
Y. - низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи. III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.