Методика изучения мотивации учения старших подростков

На этапе окончания основной школы (для учащихся 8 - 9-х классов)

 

Анкета

 

Дата______________ ФИ._______________ Класс____ _

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

 

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) получения образования;

б) поступления в вуз;

в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни;

д) того, чтобы устроиться на работу.

 

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не жил в России;

в)не родители;

г) не получал знания;

д) не жил.

 

3. Мне нравится, когда меня хвалят за..

а) хорошие отметки;

б) успехи в учебе;

в) приложенные усилия;

г) мои способности;

д) выполнение домашнего задания;

е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) работать, жить и наслаждаться жизнью;

б) хорошо знать школу;

в) приносить пользу людям;

г) учение.

 

5. Моя цель на уроке -

а) усвоить что-то новое;

б) понять тему;

в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку;

д) никому не мешать, сидеть тихо.

.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее;

б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание;

г) стараюсь сделать сразу все;

д) открываю «Готовые Домашние Задания»;

е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке -

а) общение с друзьями;

б) общение с учителем;

в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя;

д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.

 

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он для меня интересен;

б) у меня хорошее настроение;

в) меня заставляют;

г) не дают списать;

д) надо исправить отметку;

е) стараюсь всегда.

 

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) тихо и ничто меня не отвлекает;

б) задают мало;

в) остается много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему;

д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

 

Спасибо за ответы!

 


Обработка результатов

Вопросы 1,2,3, входящие в I содержательный блок диагностической методи­ки, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6, входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.

III  содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:

 

внешний мотив           (В) - 0 баллов   - 0 баллов
игровой мотив            (И) - 1 балл   - 1 балл
получение отметки    (О)  - 2 балла   - 2 балла
позиционный мотив  (П) - 3 балла   - 3 балла
социальный мотив     (С) - 4 балла   - 4 балла
учебный мотив           (У) - 5 баллов   - 5 баллов

Таблица 5

Ключ для I, II, III показателей мотивации

 

Варианты

ответов

Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка мотив оценка Мотив оценка мотив оценка мотив оценка
а) У 5 В 0 О 2 П 3 У 5 У 5 И 1 П 3 В 0
б) С 4 П 3 О 2 В 0 И 1 П 3 П 3 И 1 П 3
в) С 4 В 0 У 5 С 4 П 3 У 5 У 5 В 0 И 1
г) П 3 У 5 О 2 У 5 О 2 П 3 С 4 В 0 П 3
д) С 4 С 4 У 5 - - В 0 В 0 О 2 О 2 В 0
е) - - - - П 3 - - - - И 1 П 3 У 5 У 5

 

I

II

III

Показатели мотивации

 

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объектив­ные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели моти­вации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 6

Оценочная таблица

Уровень

мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового

уровня мотивации

I II III
I 26-28 24-27 22-25 70-80
II 22-25 20-23 17-21 57 - 69
III 18-21 15-19 13-16 44 - 56
IY 15-17 9-14 7-12 29- 43
Y до 14 до 8 до 6 до 28

 

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 8-9-го классов:

I очень высокий уровень мотивации учения;

II - высокий уровень мотивации учения;

III - нормальный (средний) уровень мотиваций учения,
                IY - сниженный уровень мотивации учения;

Y - низкий уровень мотивации учения

Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформули­ровать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

III блок анкеты выявляет направленность мотивации на позна­вательную или социальную сферы, что позволит сде­лать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.


Методика изучения мотивации учения старшеклассников

(для учащихся 10-11-х классов)

 

Анкета

 

Дата______________ Ф.И.______________ Класс____ __

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы...                  

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в вуз и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке -...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

г) выбрать для себя необходимое;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее, вникаю в условия;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь сделать все прилежно;

г) выполняю самое сложное сначала;

д) стараюсь сделать ее побыстрей.



III

7. Самое интересное на уроке -...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они не трудные;

б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.

 

Спасибо за ответы!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: