На этапе окончания основной школы (для учащихся 8 - 9-х классов)
Анкета
Дата______________ ФИ._______________ Класс____ _
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения образования;
б) поступления в вуз;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в)не родители;
г) не получал знания;
д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за..
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) хорошо знать школу;
в) приносить пользу людям;
г) учение.
5. Моя цель на уроке -
а) усвоить что-то новое;
|
|
б) понять тему;
в) слушать и понимать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать, сидеть тихо.
.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее;
б) повторяю, что проходили на уроке;
в) внимательно читаю задание;
г) стараюсь сделать сразу все;
д) открываю «Готовые Домашние Задания»;
е) сначала отдыхаю.
III
7. Самое интересное на уроке -
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) новая тема, отработка материала;
г) объяснение учителя;
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) не дают списать;
д) надо исправить отметку;
е) стараюсь всегда.
9. Мне нравится делать уроки, когда…
а) тихо и ничто меня не отвлекает;
б) задают мало;
в) остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) я понимаю тему;
д) есть «готовые домашние задания»;
е) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Вопросы 1,2,3, входящие в I содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6, входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
III содержательный блок анкеты (7, 8, 9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа на вопросы названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:
|
|
внешний мотив (В) | - 0 баллов | - 0 баллов | |
игровой мотив (И) | - 1 балл | - 1 балл | |
получение отметки (О) | - 2 балла | - 2 балла | |
позиционный мотив (П) | - 3 балла | - 3 балла | |
социальный мотив (С) | - 4 балла | - 4 балла | |
учебный мотив (У) | - 5 баллов | - 5 баллов |
Таблица 5
Ключ для I, II, III показателей мотивации
Варианты ответов | Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | Мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | |
а) | У | 5 | В | 0 | О | 2 | П | 3 | У | 5 | У | 5 | И | 1 | П | 3 | В | 0 |
б) | С | 4 | П | 3 | О | 2 | В | 0 | И | 1 | П | 3 | П | 3 | И | 1 | П | 3 |
в) | С | 4 | В | 0 | У | 5 | С | 4 | П | 3 | У | 5 | У | 5 | В | 0 | И | 1 |
г) | П | 3 | У | 5 | О | 2 | У | 5 | О | 2 | П | 3 | С | 4 | В | 0 | П | 3 |
д) | С | 4 | С | 4 | У | 5 | - | - | В | 0 | В | 0 | О | 2 | О | 2 | В | 0 |
е) | - | - | - | - | П | 3 | - | - | - | - | И | 1 | П | 3 | У | 5 | У | 5 |
| I | II | III | |||||||||||||||
Показатели мотивации |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Таблица 6
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26-28 | 24-27 | 22-25 | 70-80 |
II | 22-25 | 20-23 | 17-21 | 57 - 69 |
III | 18-21 | 15-19 | 13-16 | 44 - 56 |
IY | 15-17 | 9-14 | 7-12 | 29- 43 |
Y | до 14 | до 8 | до 6 | до 28 |
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 8-9-го классов:
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотиваций учения,
IY - сниженный уровень мотивации учения;
Y - низкий уровень мотивации учения
Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.
Методика изучения мотивации учения старшеклассников
(для учащихся 10-11-х классов)
Анкета
Дата______________ Ф.И.______________ Класс____ __
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, дальнейшего образования;
в) моего общего развития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не поступление в вуз и будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это надо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учебе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность;
е) хорошие отметки.
|
|
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке -...
а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше;
г) выбрать для себя необходимое;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую отметку;
ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее, вникаю в условия;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь сделать все прилежно;
г) выполняю самое сложное сначала;
д) стараюсь сделать ее побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке -...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отметку «5»;
ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен;
б) он мне нужен;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) стараюсь всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они не трудные;
б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) они мне потребуются;
г) они требуют усердия;
д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;
е) у меня есть настроение;
ж) материал или задание интересны;
з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
Спасибо за ответы!