ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ
ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ОСЛОЖНЕННОЙ ДИЗОРФОГРАФИЕЙ,
У УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
ШейнцвитЕ.А. -учитель-логопед
Пояснительная записка
В последние годы среди учащихся общеобразовательных школ постоянно увеличивается количество детей, страдающих различными формами нарушений речевого развития. С началом обучения грамоте у таких учащихся обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. На более поздних этапах обучения (3-4-й класс в письменных работах школьников наряду с дисграфическими ошибками наблюдается большое количество ошибок орфографического характера, что свидетельствует о возникновении у это категории детей дизорфографии - нарушения усвоения орфографических навыков.
Наиболее распространенной формой дисграфии у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Указанная форма нарушения письма в подавляющем большинстве случаев входит также в структуру смешанных форм дисграфии.
Проявления такой формы дисграфии весьма разнообразны: пропуски букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; перестановки букв, слогов; недописывание слов; слияние нескольких соседних слов (как правиле слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).
Среди орфографических ошибок у школьников-логопатов преобладают ошибки в буквенном обозначении на письме проверяемых безударных гласных в корнях слов.
Данная проблема состоит не только и не столько в незнании детьми указанной орфограммы. Опыт практической работы со школьниками позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев учащиеся знают правило о необходимости проверки безударной гласной в корне слова. «Неумение» же применить эту орфограмму на практике связано, как правило, с их речевым недоразвитием: у таких детей зачастую выявляется несформированность слогоритмической структуры слов, в результате чего они затрудняются в дифференциации в слове ударных и безударных гласных звуков. В этом случае школьники, зная наизусть правило о проверке безударных гласных в корнях слов, просто не могут понять, о чем в нем говорится, так как они не чувствуют акустического различия в звучании ударного и безударного гласных звуков. Такие дети зачастую подбирают проверочные слова, не учитывая ударной либо безударной позиции гласного звука в корне проверочного слова (например, для проверки безударной гласной в корне слова трава подбирают «проверочное» слово травинка).
Другой серьезной проблемой, приводящей к подобным ошибкам, являются затруднения учащихся в подборе проверочных слов. Часто при подборе проверочных слов школьники ориентируются только на акустическое и графическое их сходство с проверяемыми словами и не учитывают семантику слов и наличие в их составе одинаковых либо различных корней. Объясняются указанные затруднения детей-логопатов несформированностью у них навыков различных форм языкового анализа и синтеза, которая распространяется также и на морфемный анализ слов (такие дети испытывают большие трудности при выделении в слове различных морфем, в том числе и корня), а также бедностью активного словаря детей.
Кроме того, у учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Исходя из всего вышесказанного, данная программа предназначена для учащихся 2-х, 3-х классов общеобразовательных школ, страдающих дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза, обусловленной НОНР (нарушение слого-ритмической структуры слов, недостаточность активного словаря). Она составлена с учетом наблюдающихся у детей проявлений речевого недоразвития, а также недостаточности неречевых высших психических функций.
Цель: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова и словосочетания, коррекция нарушений в буквенном обозначении безударных гласных звуков в корнях слов.
Задачи:
• формирование и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов;
• развитие слогоритмической структуры слов;
• формирование и совершенствование навыка морфемного анализа слов;
• формирование и совершенствование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов;
• формирование навыков образования и правописания сложных слов;
• формирование и совершенствование навыка дифференциации предлогов и приставок;
• развитие слуховой дифференциации фонем;
• расширение активного словаря;
• развитие навыков связной речи;
• развитие зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;
• развитие мелкой ручной моторики;
• развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе.
При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н. Ефименковой (2004), Л.Г. Парамоновой (1997-2001), И.Н. Садовниковой (1997), Т.А. Ткаченко(1998).
Программа рассчитана на коррекционную работу группы в течение двух лет, по 30 учебных недель, 3 раза в неделю, т. е. на курс занятий продолжительностью 180 учебных часов. В структуру каждого занятия включены упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря.
Содержание
2-Й КЛАСС
Коррекционно-логопедическая работа условно делится на этапы.
I этап - основное внимание уделяется развитию фонематического восприятия и дифференциации гласных и согласных фонем. По мере усвоения этого навыка дети обучаются выделять гласный звук из слов в различных фонетических позициях с опорой на акустическое восприятие и по представлению (по предметным картинкам). Данный этап завершается обучением детей вычленению всех гласных фонем в заданном слове.
II этап - учащиеся знакомятся со слоговой структурой слов и со слогообразующей функцией гласных звуков. Вся дальнейшая деятельность на этом этапе направлена на формирование у учащихся навыков слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Затем проводится большое количество тренировочных упражнений различного характера, направленных на дальнейшее совершенствование указанного навыка. Практическим результатом данного этапа работы является коррекция у детей дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова, что проявляется в преодолении пропусков букв, слогов, перестановок в словах. Завершается второй этап коррекционной работы проведением проверочных работ: контрольного списывания текста и слухового диктанта.
Затем начинается работа над слогоритмическим анализом слов, в ходе которой дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласных звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного гласного звука из слов различной слогоритмической структуры.
/// этап - завершается сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах. На этом заканчивается первый год коррекционной работы.
3-Й КЛАСС
В начале второго года обучения проводится дополнительное обследование учащихся с целью выявления динамики в формировании и развитии речевых и неречевых высших психических функций, повторение изученного ранее материала, после чего начинается работа по формированию и совершенствованию навыка морфемного анализа слов. Вся работа по этому разделу сопровождается обозначением в словах корней и ударных гласных звуков. В процессе решения указанной задачи, учитывая большое количество в русском языке слов, содержащих в составе морфем чередующиеся буквы и беглые гласные, представляется целесообразным ознакомить учащихся с данными лингвистическими явлениями, несмотря на то, что указанный материал в программе начальной школы не изучается.
После того как учащиеся приобретут прочный навык морфемного анализа слов, начинается формирование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов путем осознанной операции подбора проверочных слов с опорой на семантическое сходство проверочного и проверяемого слов, наличие в их составе одинаковых коней, а также наличие в корне проверочного слова гласного звука в ударной позиции. Заканчивается данный этап занятий написанием проверочного слухового диктанта.
На следующем этапе занятий учащиеся знакомятся со сложными словами: основным способом их образования, морфемным составом. Учащиеся тренируются в анализе и синтезе сложных слов, в их морфемном анализе, упражняются в выборе соединительной гласной буквы при написании сложных слов.
На заключительном этапе коррекционной работы, когда дети уже свободно владеют морфемным анализом слов, становится возможной дифференциация предлогов и приставок. Как правило, в большинстве случаев у учащихся 3-х классов общеобразовательных школ не возникает затруднений в семантической идентификации различных предлогов, поэтому такая работа должна проводиться только в случае возникновения необходимости. Основное внимание уделяется уточнению и закреплению знаний о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как о морфеме в составе слова. Дети усваивают практические навыки словообразования с помощью приставок и суффиксов, дифференциацию предлогов и приставок, а также путем практического усвоения невозможность употребления в русском языке предлогов перед глаголами. При отработке указанного материала возникает необходимость актуализировать знания детей о различных частях речи.
По завершении курса коррекционных занятий проводится итоговая проверочная работа в форме слухового диктанта. О результативности коррекционной работы позволяет судить сравнительный анализ итоговых проверочных работ и диагностических работ, выполненных учащимися при зачислении их в логопедическую группу
Учебно-тематическое планирование логопедических занятий, 2 класс
Направление работы: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией.
№ п/п | № в теме | Тема | Количество часов |
1 этап. Обследование речевых и неречевых психических функций | 7 | ||
1. | 1. | Обследование мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок. | 1 |
2. | 2. | Обследование зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти. | 1 |
3. | 3. | Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения. | 1 |
4. | 4. | Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слого-ритмической структуры слов. | 1 |
5. | 5. | Обследование состояния различных форм языкового анализа и синтеза. | 1 |
6. | 6. | Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. | 1 |
7. | 7. | Обследование связной речи. | 1 |
// этап. Звукослоговой анализ и синтез слов | 36 | ||
8. | 1. | Звуки неречевые и речевые. | 1 |
9. | 2. | Способы образования речевых звуков. Органы артикуляции. | 1 |
10. | 3. | Звуки гласные и согласные, их артикуляционные и акустические особенности. | 1 |
11. | 4. | Дифференциация гласных звуков. | 1 |
12. | 5. | Дифференциация гласных звуков. | 1 |
13. | 6. | Дифференциация согласных звуков. | 1 |
14. | 7. | Дифференциация согласных звуков. | 1 |
15. | 8. | Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 |
16. | 9. | Дифференциация гласных и согласных звуков | 1 |
17. | 10. | Дифференциация гласных и согласных звуков | 1 |
18. | 11. | Звуки и буквы. Дифференциация звука и буквы. | 1 |
19. | 12. | Выделение гласных звуков из звукоряда | 1 |
20. | 13. | Выделение гласных звуков из слогов | 1 |
21. | 14. | Выделение гласных звуков из слов | 1 |
22. | 15. | Выделение гласных звуков в начале слова в ударной позиции | 1 |
23. | 16. | Выделение гласных звуков из односложных слов типа СГС | 1 |
24. | 17. | Выделение гласных звуков из односложных слов со стечением согласных | 1 |
25. | 18. | Выделение гласных звуков в конце слов в ударной позиции | 1 |
26. | 19. | Выделение гласных звуков в начале слов в безударной позиции | 1 |
27. | 20. | Выделение гласных звуков в конце слов в безударной позиции | 1 |
28. | 21. | Выделение из слов всех гласных звуков. | 1 |
29. | 22. | Слоговая структура слов. | 1 |
30. | 23. | Слоговая структура слов. | 1 |
31. | 24. | Слоговая структура слов. | 1 |
32. | 25. | Слогообразующая роль гласных звуков. | 1 |
33. | 26. | Слоговой состав двусложных слов. | 1 |
34. | 27. | Слоговой состав трехсложных слов. | 1 |
35. | 28. | Слоговой состав односложных слов. | 1 |
36. | 29. | Слоговой состав слов различной слоговой структуры. | 1 |
37. | 30. | Слоговой анализ и синтез. | 1 |
38. | 31. | Слоговой анализ и синтез. | 1 |
39. | 32. | Слоговой анализ. | 1 |
40. | 33. | Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. | 1 |
41. | 34. | Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. | 1 |
42. | 35. | Контрольное списывание. | 1 |
43. | 36. | Проверочный диктант | 1 |
/// этап. Слоговой анализ и синтез слов | 17 | ||
44. | 1. | Слуховая дифференциация слов сходной и различной слого-ритмической структуры. | 1 |
45. | 2. | Слуховая дифференциация слов сходной и различной слого-ритмической структуры | 1 |
46. | 3. | Подбор к заданному слову слов сходной слого-ритмической структуры. | 1 |
47. | 4. | Сравнение и выявление сходных признаков в звучании рифмующихся слов в двустишиях. | 1 |
48. | 5. | Выбор из группы заданных слов недостающей рифмы к двустишию. | 1 |
49. | 6. | Самостоятельный подбор недостающей рифмы к стихотворным отрывкам. | 1 |
50. | 7. | Выделение ударного слога из двусложных слов с первым ударным слогом. | 1 |
51. | 8. | Дифференциация ударного и безударного гласных звуков по длительности и силе звучания. | 1 |
52. | 9. | Выделение ударного слога из двусложных слов со вторым ударным слогом | 1 |
53. | 10. | Выделение первого ударного слога из трехсложных слов. | 1 |
54. | 11. | Выделение третьего ударного слога из трехсложных слов. | 1 |
55. | 12. | Выделение второго ударного слога из трехсложных слов. | 1 |
56. | 13. | Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной слого-ритмической структуры. | 1 |
57. | 14. | Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной слого-ритмической структуры | 1 |
58. | 15. | Выделение ударных слогов из слов в стихотворных текстах. | 1 |
59. | 16. | Выделение ударных слогов из слов в прозаических текстах. | 1 |
60. | 17. | Сравнительный анализ смысло- и форморазличительной роли ударения в словах. | 1 |