Учебно-тематическое планирование логопедических занятий, 2 класс

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ

ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ОСЛОЖНЕННОЙ ДИЗОРФОГРАФИЕЙ,

У УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

ШейнцвитЕ.А. -учитель-логопед

Пояснительная записка

В последние годы среди учащихся общеобразовательных школ постоянно увеличивается количество детей, страдающих различными формами нарушений речевого развития. С началом обучения грамоте у таких учащихся обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. На более поздних этапах обучения (3-4-й класс в письменных работах школьников наряду с дисграфическими ошибками наблюдается большое количество ошибок орфографического характера, что свидетельствует о возникновении у это категории детей дизорфографии - нарушения усвоения орфографических навыков.

Наиболее распространенной формой дисграфии у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Указанная форма нарушения письма в подавляющем большинстве случаев входит также в структуру смешанных форм дисграфии.

Проявления такой формы дисграфии весьма разнообразны: пропуски букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; перестановки букв, слогов; недописывание слов; слияние нескольких соседних слов (как правиле слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце).

Среди орфографических ошибок у школьников-логопатов преобладают ошибки в буквенном обозначении на письме проверяемых безударных гласных в корнях слов.

Данная проблема состоит не только и не столько в незнании детьми указанной орфограммы. Опыт практической работы со школьниками позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев учащиеся знают правило о необходимости проверки безударной гласной в корне слова. «Неумение» же применить эту орфограмму на практике связано, как правило, с их речевым недоразвитием: у таких детей зачастую выявляется несформированность слогоритмической структуры слов, в результате чего они затрудняются в дифференциации в слове ударных и безударных гласных звуков. В этом случае школьники, зная наизусть правило о проверке безударных гласных в корнях слов, просто не могут понять, о чем в нем говорится, так как они не чувствуют акустического различия в звучании ударного и безударного гласных звуков. Такие дети зачастую подбирают проверочные слова, не учитывая ударной либо безударной позиции гласного звука в корне проверочного слова (например, для проверки безударной гласной в корне слова трава подбирают «проверочное» слово травинка).

Другой серьезной проблемой, приводящей к подобным ошибкам, являются затруднения учащихся в подборе проверочных слов. Часто при подборе проверочных слов школьники ориентируются только на акустическое и графическое их сходство с проверяемыми словами и не учитывают семантику слов и наличие в их составе одинаковых либо различных корней. Объясняются указанные затруднения детей-логопатов несформированностью у них навыков различных форм языкового анализа и синтеза, которая распространяется также и на морфемный анализ слов (такие дети испытывают большие трудности при выделении в слове различных морфем, в том числе и корня), а также бедностью активного словаря детей.

Кроме того, у учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Исходя из всего вышесказанного, данная программа предназначена для учащихся 2-х, 3-х классов общеобразовательных школ, страдающих дисграфией на почве нарушений языкового анализа и синтеза, обусловленной НОНР (нарушение слого-ритмической структуры слов, недостаточность активного словаря). Она составлена с учетом наблюдающихся у детей проявлений речевого недоразвития, а также недостаточности неречевых высших психических функций.

Цель: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова и словосочетания, коррекция нарушений в буквенном обозначении безударных гласных звуков в корнях слов.

Задачи:

• формирование и совершенствование навыка слогового ана­лиза и синтеза слов;

• развитие слогоритмической структуры слов;

• формирование и совершенствование навыка морфемного анализа слов;

• формирование и совершенствование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов;

• формирование навыков образования и правописания сложных слов;

• формирование и совершенствование навыка дифференциации предлогов и приставок;

• развитие слуховой дифференциации фонем;

• расширение активного словаря;

• развитие навыков связной речи;

• развитие зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;

• развитие мелкой ручной моторики;

• развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе.

При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н. Ефименковой (2004), Л.Г. Парамоновой (1997-2001), И.Н. Садовниковой (1997), Т.А. Ткаченко(1998).

Программа рассчитана на коррекционную работу группы в течение двух лет, по 30 учебных недель, 3 раза в неделю, т. е. на курс занятий продолжительностью 180 учебных часов. В структуру каждого занятия включены упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря.

Содержание

2-Й КЛАСС

Коррекционно-логопедическая работа условно делится на этапы.

I этап - основное внимание уделяется развитию фонематического восприятия и дифференциации гласных и согласных фонем. По мере усвоения этого навыка дети обучаются выделять гласный звук из слов в различных фонетических позициях с опорой на акустическое восприятие и по представлению (по предметным картинкам). Данный этап завершается обучением детей вычленению всех гласных фонем в заданном слове.

II этап - учащиеся знакомятся со слоговой структурой слов и со слогообразующей функцией гласных звуков. Вся дальнейшая деятельность на этом этапе направлена на формирование у учащихся навыков слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Затем проводится большое количество тренировочных упражнений различного характера, направленных на дальнейшее совершенствование указанного навыка. Практическим результатом данного этапа работы является коррекция у детей дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова, что проявляется в преодолении пропусков букв, слогов, перестановок в словах. Завершается второй этап коррекционной работы проведением проверочных работ: контрольного списывания текста и слухового диктанта.

Затем начинается работа над слогоритмическим анализом слов, в ходе которой дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласных звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного гласного звука из слов различной слогоритмической структуры.

/// этап - завершается сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах. На этом заканчивается первый год коррекционной работы.

3-Й КЛАСС

В начале второго года обучения проводится дополнительное обследование учащихся с целью выявления динамики в формировании и развитии речевых и неречевых высших психических функций, повторение изученного ранее материала, после чего начинается работа по формированию и совершенствованию навыка морфемного анализа слов. Вся работа по этому разделу сопровождается обозначением в словах корней и ударных гласных звуков. В процессе решения указанной задачи, учитывая большое количество в русском языке слов, содержащих в составе морфем чередующиеся буквы и беглые гласные, представляется целесообразным ознакомить учащихся с данными лингвистическими явлениями, несмотря на то, что указанный материал в программе начальной школы не изучается.

После того как учащиеся приобретут прочный навык морфемного анализа слов, начинается формирование навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов путем осознанной операции подбора проверочных слов с опорой на семантическое сходство проверочного и проверяемого слов, наличие в их составе одинаковых коней, а также наличие в корне проверочного слова гласного звука в ударной позиции. За­канчивается данный этап занятий написанием проверочного слухового диктанта.

На следующем этапе занятий учащиеся знакомятся со слож­ными словами: основным способом их образования, морфемным составом. Учащиеся тренируются в анализе и синтезе сложных слов, в их морфемном анализе, упражняются в выборе соединительной гласной буквы при написании сложных слов.

На заключительном этапе коррекционной работы, когда дети уже свободно владеют морфемным анализом слов, становится возможной дифференциация предлогов и приставок. Как правило, в большинстве случаев у учащихся 3-х классов общеобразовательных школ не возникает затруднений в семантической идентификации различных предлогов, поэтому такая работа должна проводиться только в случае возникновения необходимости. Основное внимание уделяется уточнению и закреплению знаний о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как о морфеме в составе слова. Дети усваивают практические навыки словообразования с помощью приставок и суффиксов, дифференциацию предлогов и приставок, а также путем практического усвоения невозможность употребления в русском языке предлогов перед глаголами. При отработке указанного материала возникает необходимость актуализировать знания детей о различных частях речи.

По завершении курса коррекционных занятий проводится итоговая проверочная работа в форме слухового диктанта. О результативности коррекционной работы позволяет судить сравнительный анализ итоговых проверочных работ и диагностических работ, выпол­ненных учащимися при зачислении их в логопедическую группу



Учебно-тематическое планирование логопедических занятий, 2 класс

Направление работы: коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией.

 

№ п/п № в теме Тема Количество часов
    1 этап. Обследование речевых и неречевых психических функций 7
1. 1. Обследование мелкой ручной моторики, зрительно-пространственных ориентировок. 1
2. 2. Обследование зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти. 1
3. 3. Обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения. 1
4. 4. Обследование состояния слухового восприятия и дифференциации фонем, слого-ритмической структуры слов. 1
5. 5. Обследование состояния различных форм языкового анализа и синтеза. 1
6. 6. Обследование лексического запаса, грамматического строя речи. 1
7. 7. Обследование связной речи. 1
    // этап. Звукослоговой анализ и синтез слов 36
8. 1. Звуки неречевые и речевые. 1
9. 2. Способы образования речевых звуков. Органы артикуляции. 1
10. 3. Звуки гласные и согласные, их артикуляционные и акустические особенности. 1
11. 4. Дифференциация гласных звуков. 1
12. 5. Дифференциация гласных звуков. 1
13. 6. Дифференциация согласных звуков. 1
14. 7. Дифференциация согласных звуков. 1
15. 8. Дифференциация гласных и согласных звуков. 1
16. 9. Дифференциация гласных и согласных звуков 1
17. 10. Дифференциация гласных и согласных звуков 1
18. 11. Звуки и буквы. Дифференциация звука и буквы. 1
19. 12. Выделение гласных звуков из звукоряда 1
20. 13. Выделение гласных звуков из слогов 1
21. 14. Выделение гласных звуков из слов 1
22. 15. Выделение гласных звуков в начале слова в ударной позиции 1
23. 16. Выделение гласных звуков из односложных слов типа СГС 1
24. 17. Выделение гласных звуков из односложных слов со стечением согласных 1
25. 18. Выделение гласных звуков в конце слов в ударной позиции 1
26. 19. Выделение гласных звуков в начале слов в безударной позиции 1
27. 20. Выделение гласных звуков в конце слов в безударной позиции 1
28. 21. Выделение из слов всех гласных звуков. 1
29. 22. Слоговая структура слов. 1
30. 23. Слоговая структура слов. 1
31. 24. Слоговая структура слов.   1
32. 25. Слогообразующая роль гласных звуков. 1
33. 26. Слоговой состав двусложных слов. 1
34. 27. Слоговой состав трехсложных слов. 1
35. 28. Слоговой состав односложных слов. 1
36. 29. Слоговой состав слов различной слоговой структуры. 1
37. 30. Слоговой анализ и синтез. 1
38. 31. Слоговой анализ и синтез. 1
39. 32. Слоговой анализ. 1
40. 33. Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. 1
41. 34. Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов. 1
42. 35. Контрольное списывание. 1
43. 36. Проверочный диктант 1
    /// этап. Слоговой анализ и синтез слов 17
44. 1. Слуховая дифференциация слов сходной и различной слого-ритмической структуры. 1
45. 2. Слуховая дифференциация слов сходной и различной слого-ритмической структуры 1
46. 3. Подбор к заданному слову слов сходной слого-ритмической структуры. 1
47. 4. Сравнение и выявление сходных признаков в звучании рифмующихся слов в двустишиях. 1
48. 5. Выбор из группы заданных слов недостающей рифмы к двустишию. 1
49. 6. Самостоятельный подбор недостающей рифмы к стихотворным отрывкам. 1
50. 7. Выделение ударного слога из двусложных слов с первым ударным слогом. 1
51. 8. Дифференциация ударного и безударного гласных звуков по длительности и силе звучания. 1
52. 9. Выделение ударного слога из двусложных слов со вторым ударным слогом 1
53. 10. Выделение первого ударного слога из трехсложных слов. 1
54. 11. Выделение третьего ударного слога из трехсложных слов. 1
55. 12. Выделение второго ударного слога из трехсложных слов. 1
56. 13. Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной слого-ритмической структуры. 1
57. 14. Закрепление навыка выделения ударного слога в словах различной слого-ритмической структуры 1
58. 15. Выделение ударных слогов из слов в стихотворных текстах. 1
59. 16. Выделение ударных слогов из слов в прозаических текстах. 1
60. 17. Сравнительный анализ смысло- и форморазличительной роли ударения в словах. 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: