Образования и правописания сложных слов

1. Прочитать сложные слова, объяснить смысл этих слов. Указать,
из каких слов они составлены, найти в каждом слове по два корня и со­
единительную гласную между ними:

паровоз, полотер, самолет, вертолет, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

2. Объяснить, из каких слов образованы фамилии Словознайкин, Мокроступов, Тихомиров, Остроглазое, Кожемякин. Найти в этих словах два корня и соединительную гласную.

3. Ответить на каждый вопрос одним словом, найти в получившихся сложных словах два корня и соединительную гласную. Записать в тетрадь ответы.

- Кто ловит птиц?

- Кто варит сталь?

- Кто разводит пчел?

- Чем рубят мясо?

4. Составить из каждой пары слов сложное слово:
пар, ходить —...                сосать, пыль -...
звезды, летать -...           падать, листья -...
лед, колоть -...                   птицы, ловить -...
копать, земля —...               лес, рубить -...
пешком, ходить -...            муха, морить -...

5. Найти в предложениях сложные слова, выделить в них корни и соединительные гласные.

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Лесорубы вернулись домой. Рыболов проверил удочки. Изда­лека слышен шум водопада. Пешеход прошел пять километров.

6. Списать сложные слова, вставляя пропущенные соединительные гласные о или е. Объяснить свой выбор:

рыб_чистка, земл ройка, пыл сос, рук_делие, лист_пад, мор_ход, сам_свал, земл_мер, пул_мет, вод_лаз, пар_варка, вездход, сам_вар, овощ_резка, газ провод.

7. Назвать одним словом ученика 5-го класса. Доказать, что получилось сложное слово, найти в нем соединительную гласную.

8. Найти корни и соединительные гласные в сложных словах: семиэтажный, пятиконечная, восьмиколесный, десятилетний, шестилитровый, семиклассник, пятиугольник

  9. Самостоятельно придумать сложные слова, найти в них корни и соединительные гласные.

10. Списать предложения, вставляя соединительные гласные в сложные слова.

Осенью бывает лист пад, а зимой - снег_пад. Мор_плаватель плавает по морю, а воздух плаватель - по воздуху. Буревестник предвещает бурю. Рыб_чисткой чистят рыбу, картофелечисткой-картофель, а зуб чисткой - зубы. Водплавающие птицы прилетают ранней весной.

11. Прослушать юмореску, найти в ней сложные слова, назвать их корни и соединительные гласные. При повторном прослушивании записать сложные слова.

О погоде

По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара - землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав...

Среднегодовая температура в пределах нормы.

(По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты.)









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: