1. Прочитать сложные слова, объяснить смысл этих слов. Указать,
из каких слов они составлены, найти в каждом слове по два корня и со
единительную гласную между ними:
паровоз, полотер, самолет, вертолет, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.
2. Объяснить, из каких слов образованы фамилии Словознайкин, Мокроступов, Тихомиров, Остроглазое, Кожемякин. Найти в этих словах два корня и соединительную гласную.
3. Ответить на каждый вопрос одним словом, найти в получившихся сложных словах два корня и соединительную гласную. Записать в тетрадь ответы.
- Кто ловит птиц?
- Кто варит сталь?
- Кто разводит пчел?
- Чем рубят мясо?
4. Составить из каждой пары слов сложное слово:
пар, ходить —... сосать, пыль -...
звезды, летать -... падать, листья -...
лед, колоть -... птицы, ловить -...
копать, земля —... лес, рубить -...
пешком, ходить -... муха, морить -...
5. Найти в предложениях сложные слова, выделить в них корни и соединительные гласные.
На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Лесорубы вернулись домой. Рыболов проверил удочки. Издалека слышен шум водопада. Пешеход прошел пять километров.
6. Списать сложные слова, вставляя пропущенные соединительные гласные о или е. Объяснить свой выбор:
рыб_чистка, земл ройка, пыл сос, рук_делие, лист_пад, мор_ход, сам_свал, земл_мер, пул_мет, вод_лаз, пар_варка, вездход, сам_вар, овощ_резка, газ провод.
7. Назвать одним словом ученика 5-го класса. Доказать, что получилось сложное слово, найти в нем соединительную гласную.
8. Найти корни и соединительные гласные в сложных словах: семиэтажный, пятиконечная, восьмиколесный, десятилетний, шестилитровый, семиклассник, пятиугольник
9. Самостоятельно придумать сложные слова, найти в них корни и соединительные гласные.
10. Списать предложения, вставляя соединительные гласные в сложные слова.
Осенью бывает лист пад, а зимой - снег_пад. Мор_плаватель плавает по морю, а воздух плаватель - по воздуху. Буревестник предвещает бурю. Рыб_чисткой чистят рыбу, картофелечисткой-картофель, а зуб чисткой - зубы. Водплавающие птицы прилетают ранней весной.
11. Прослушать юмореску, найти в ней сложные слова, назвать их корни и соединительные гласные. При повторном прослушивании записать сложные слова.
О погоде
По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара - землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав...
Среднегодовая температура в пределах нормы.
(По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты.)