Виды работ по совершенствованию навыка дифференциации предлогов и приставок

1 Прочитать словосочетания. Определить, к какой части речи относится каждое слово. Переставить предлог на первое место, прочитать получившиеся словосочетания. Сделать вывод о невозможности употребления предлога перед глаголом. Списать словосочетания, выделить предлоги:

наступила на ногу             вполз в ущелье

наткнулся на кочку           влезла в норку

налетела на куст              влетела в окно

накрошил на стол             вдела в иголку

надел на голову                  внесла в комнату

2. Списать словосочетания, вставляя в глаголы пропущенные приставки:

_летела в окно, _дела в иголку, _сорил на полу, _стегнул от пояса, кусил от конфеты, _нес в комнату, _няла с плиты, _плыл от берега, махнулся от мухи.

3. Прочитать словосочетания. Вставить между предлогом и относящимся к нему словом еще одно слово. Записать словосочетания, обозначить предлоги и приставки:

спрятались под навес           пролетел над лесом

уселись под деревом              подлез под машину

приколола к платью             прочитала в книжке

подкралась к норе                 подошла к дому

искупались в реке                  заглянул в окно

4. Прочитать словосочетания, найти в них предлоги и приставки. Объяснить свое решение. Списать, правильно записывая приставки и предлоги.

(за)цепиласъ (за)ветку      (с)пустился (к)реке

(за)катился (за)шкаф    (с)прятался (за)кустик

(за)бежал (за)дерево              (в)лес (по)шел

(за)шел (за)товарищем (от)радости (за)плакал

(за)летел (за) ограду         (к)дому (под) бежал

5. Прочитать предложения. Найти в них предлоги и слова с приставками, объяснить. Списать, обозначить предлоги и приставки.

На скатерти были пятна. Лена наклеила марку на конверт. Над крышей вились голуби. Наступили теплые дни. Вова нарисовал клоуна.  За рекой виднелся лес. Ивы склонились над рекой. Синичка влетела в клетку.

6. Списать четверостишие, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.

(За)цвела (за)рекою сирень. (На)летел (на)рощицу ветер. Хоть и рано мы (в)стали (в)тот день, Но (на)метили встречу (на)вечер.

7. Списать предложения, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.

(На)елку (на)вешали много разных игрушек. Кольцо (на)дели (на-)палец. (От)пирога (от)резали кусок. Птица (от)летела (от)гнезда. (Под-)кастрюлю (под)ставши (под)ставку. (В)дверь (в)резали замок.

8. Списать текст, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.

(На)улице (на)мело много снегу. Дети (на)игрались, (на)бегались, (на)прыгались, (на)катались (на)санках и (на)лыжах. Мороз (на)румянил всем щеки. Потом дети стали кататься (с)горки и (с)лепили (из)снега снеговика. (К)дому (подо)шли уже (к)вечеру, когда (на)улице стало тем­но и (в)окнах (за)светились огоньки.

9. Списать текст, вставляя пропущенные приставки и предлоги, обозначить их, объяснить свое решение.

...ступила зима. Кругом...мело сугробы. Кусты...крылись пушис­тым одеялом....деревьях снеговые шапки.

...шла весна....текли ручейки....деревьях...бухают почки. Скоро вернутся...летные птицы.

10. Графический диктант. «Записать» предложения, обозначая в них только предлоги и приставки.

Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы перелетают с яблони на яблоню. В лесу под деревьями еще лежит снег. В селе за рекою потух огонек.

11. Списать, исправляя ошибки в написании предлогов и приставок, объяснить сделанные исправления. Обозначить предлоги и приставки.

Высоко вгоры в полз уж. Папа внес в комнату корзину сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по полу. Ласточка за цепилась за край нитки. Ребята шли поузенькой тропинке. Коля бежал засобакой, собака бежала за кошкой. Осень на ступила, высохли цветы. Елочка на рядная в комнате стоит.

Список литературы

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык - СПб •Тригон, 1998.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М: Владос, 2004.

3. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс. - М.: Просвещение, 1987.

4. Занимательная грамматика / Сост. Е.Е. Семенова - М:Омега, 1996.

5. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред Н Н Яковлевой. - СПб., 2004.

6. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред Н Н Яковлевой. - СПб., 2007

7. Логопедия / Под ред. Л.С Волковой. - М.: Просвещение,

8. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию -СПб.: Дельта, 1997.

9. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом - СПб:Дельта, 1998.

10. Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов -СПб.: Союз, 2001.

10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.

П. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: Гринго, 1995.

12. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа - СПб: Детство-пресс, 1998.

13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. -М.: Аквариум, 1997.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: