1 . Прочитать словосочетания. Определить, к какой части речи относится каждое слово. Переставить предлог на первое место, прочитать получившиеся словосочетания. Сделать вывод о невозможности употребления предлога перед глаголом. Списать словосочетания, выделить предлоги:
наступила на ногу вполз в ущелье
наткнулся на кочку влезла в норку
налетела на куст влетела в окно
накрошил на стол вдела в иголку
надел на голову внесла в комнату
2. Списать словосочетания, вставляя в глаголы пропущенные приставки:
_летела в окно, _дела в иголку, _сорил на полу, _стегнул от пояса, кусил от конфеты, _нес в комнату, _няла с плиты, _плыл от берега, махнулся от мухи.
3. Прочитать словосочетания. Вставить между предлогом и относящимся к нему словом еще одно слово. Записать словосочетания, обозначить предлоги и приставки:
спрятались под навес пролетел над лесом
уселись под деревом подлез под машину
|
|
приколола к платью прочитала в книжке
подкралась к норе подошла к дому
искупались в реке заглянул в окно
4. Прочитать словосочетания, найти в них предлоги и приставки. Объяснить свое решение. Списать, правильно записывая приставки и предлоги.
(за)цепиласъ (за)ветку (с)пустился (к)реке
(за)катился (за)шкаф (с)прятался (за)кустик
(за)бежал (за)дерево (в)лес (по)шел
(за)шел (за)товарищем (от)радости (за)плакал
(за)летел (за) ограду (к)дому (под) бежал
5. Прочитать предложения. Найти в них предлоги и слова с приставками, объяснить. Списать, обозначить предлоги и приставки.
На скатерти были пятна. Лена наклеила марку на конверт. Над крышей вились голуби. Наступили теплые дни. Вова нарисовал клоуна. За рекой виднелся лес. Ивы склонились над рекой. Синичка влетела в клетку.
6. Списать четверостишие, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.
(За)цвела (за)рекою сирень. (На)летел (на)рощицу ветер. Хоть и рано мы (в)стали (в)тот день, Но (на)метили встречу (на)вечер.
7. Списать предложения, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.
(На)елку (на)вешали много разных игрушек. Кольцо (на)дели (на-)палец. (От)пирога (от)резали кусок. Птица (от)летела (от)гнезда. (Под-)кастрюлю (под)ставши (под)ставку. (В)дверь (в)резали замок.
8. Списать текст, «раскрывая» скобки. Объяснить, обозначить предлоги и приставки.
(На)улице (на)мело много снегу. Дети (на)игрались, (на)бегались, (на)прыгались, (на)катались (на)санках и (на)лыжах. Мороз (на)румянил всем щеки. Потом дети стали кататься (с)горки и (с)лепили (из)снега снеговика. (К)дому (подо)шли уже (к)вечеру, когда (на)улице стало темно и (в)окнах (за)светились огоньки.
|
|
9. Списать текст, вставляя пропущенные приставки и предлоги, обозначить их, объяснить свое решение.
...ступила зима. Кругом...мело сугробы. Кусты...крылись пушистым одеялом....деревьях снеговые шапки.
...шла весна....текли ручейки....деревьях...бухают почки. Скоро вернутся...летные птицы.
10. Графический диктант. «Записать» предложения, обозначая в них только предлоги и приставки.
Ласточки с юга вернулись на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы перелетают с яблони на яблоню. В лесу под деревьями еще лежит снег. В селе за рекою потух огонек.
11. Списать, исправляя ошибки в написании предлогов и приставок, объяснить сделанные исправления. Обозначить предлоги и приставки.
Высоко вгоры в полз уж. Папа внес в комнату корзину сяблоками. Уж выполз изклетки и по полз по полу. Ласточка за цепилась за край нитки. Ребята шли поузенькой тропинке. Коля бежал засобакой, собака бежала за кошкой. Осень на ступила, высохли цветы. Елочка на рядная в комнате стоит.
Список литературы
1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык - СПб •Тригон, 1998.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М: Владос, 2004.
3. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 2 класс. - М.: Просвещение, 1987.
4. Занимательная грамматика / Сост. Е.Е. Семенова - М:Омега, 1996.
5. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред Н Н Яковлевой. - СПб., 2004.
6. Коррекция нарушений письменной речи / Под ред Н Н Яковлевой. - СПб., 2007
7. Логопедия / Под ред. Л.С Волковой. - М.: Просвещение,
8. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию -СПб.: Дельта, 1997.
9. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом - СПб:Дельта, 1998.
10. Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов -СПб.: Союз, 2001.
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
П. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: Гринго, 1995.
12. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа - СПб: Детство-пресс, 1998.
13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. -М.: Аквариум, 1997.