1 . Найти одинаковый корень и близкое значение в группе слов:
бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги;
ход, ходит, заходит, переход, поход, выходим; варит, варю, варенье, вареный, повар, заваривать.
2. Сравнить пары слов по смыслу, найти корни этих слов. Решить, являются ли слова в каждой паре родственными: курица - цыпленок; свинья -поросенок; лошадь — жеребенок; корова - теленок; овца — ягненок.
3. Сравнить пары слов по смыслу, найти корни этих слов. Решить являются ли слова в каждой паре родственными: рисовый - рисунок; гора - горевать; делить - делать; вода - водить.
4. Найти пары родственных слов: парта - парк; пень - пенек; коза -коса; коза - козленок; ком - комок; дом - здание; город - городской;азбука - алфавит; мел - смелость; лимон - апельсин.
5. Выписать группы родственных слов в столбики:
болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, боль, больно;
подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, подводник.
|
|
6. Сравнить пары слов и корни этих слов, отметить чередование согласных в корнях: дорога - дорожный; пироги - пирожок; снеговик -снежный; замок - замочная.
7. Подобрать к заданным словам родственные слова с чередованием согласных в корне: пух, бег, лекарь, нога, пекарь.
8. Выписать из стихотворного отрывка слова, в которых при образовании родственных слов происходит чередование согласных в корнях:
Герда, старая норвежка,
Рассказала мне о том,
Как сидел внутри орешка
Черт с рогами и хвостом.
Но прибавила старуха: -
Изменился белый свет –
Говорят, ни злого духа,
Ни чертей на свете нет.
(С. Маршак)
9. Подобрать к заданным словам родственные так, чтобы в корне произошло чередование Е - Ё: село, лежать, летать, сестра, пчела, темнеть, ель, слеза, ёж, шёлк, чёрный, пёстрый, лёд, мёд.
10. Подобрать к заданным словам таких «родственников», от которых из корня «убежала» беглая гласная: читать, окошко, пень, темнота, лев, огонь.
11. Найти в стихотворении родственные слова к слову «прогульщик», выделить в них одинаковые корни, отметить сходство по смыслу:
Шел Прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел.
Захотел Прогульщик булку
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов...
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов.
И гулял киномеханик
-Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно.
И обиделся Прогульщик!
И Прогульщик не смолчал!
И прогульщикам Прогульщик
«Вы прогульщики!» кричал.
(Э. Мошковская)
12. Выделить группы родственных слов, записав их в столбики:
а) честь, чеснок, честный, почесть, чествовать, чесночок, чествование, чесночный;
|
|
б) слеп, слепец, слепок, лепка, лепить, ослепление, слепота, лепщик, облепиха, облепленный, слепленный, слепой.
Виды работ по совершенствованию навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов
1. Подобрать к каждому из слов с безударной гласной в корне по 2-3 проверочных слова, перенося ударение на гласный звук в корне:
вода-во..., во... река-ре..., ре..., ре...,
зима-зи..., зи..., трава - тра..., тра..., тра...,
строка- стро..., стро... плита- пли..., пли..., пли...
2. Подобрать к словам с ударными гласными звуками в корнях такие родственные слова, в корнях которых гласные звуки станут безударными: звон, дождь, поле, море, волк, норка, коврик, лис, лес, печка, диво,
дикий.
3. Подобрать к нескольким родственным словам с безударными гласными в корнях общее проверочное слово: х дить, вых дить, зах_ дить -.б жать, б_гун, б готня, б_глец, б_гущий -...; т шина, зат_хать, ст_хать, прит хать -....
4. Выбрать к заданным словам с пропущенными безударными гласными в корнях проверочное слово из двух предложенных. Объяснить свой выбор, ориентируясь на смысл слов и на корни этих слов:
л_нивый - (лень, линька) скр_пучий - (скрепка, скрип) м_нять - (мина, замена) уд вительно - (диво, дева) подч_щать - (честь, чисто)
5. Подобрать проверочные слова к словам с пропущенными безударными гласными:
перех_дить -...
з_мовать -... выб гать -...
т_шина -...
св_ча
прил тать -...
зат_мнение -...
_сенний -...
6. Подобрать проверочные слова для проверки двух безударных гласных в корнях слов:
сторона -....,...
борода -...,...
голоса-...,...
голодал - ...,...
дорогой -...,...
7'. Подобрать проверочные слова к данным словам и записать их в три столбика в соответствии с гласной буквой в корне (е, и, я): ос_нь, взать, пр_мой, ч_сло, с_дло, свсток, сн_жинка, п_сьмо, л сник, пч_ла, гнездо, в_сна, ч_стота, зв_зда, т желый.
8. Проверить безударные гласные в корнях слов на фоне стихотворного текста:
За (...) г_рами, за (...) лесами,
За (...) широкими (...) морями,
Не на небе - на (...) з_мле
Жил (...) ст_рик в одном (...) с_ле.
9. Проверить безударные гласные в корнях слов на фоне текста:
(...) т_кут ручьи. (...) л_тят шумные стайки (...) скв_рцов. (...)
гр_чи вьют гнезда на (...) деревьях. (...) л_тают и (...) п_ют птицы. (...) по вилась (...) з_леная травка. В (...) с_ду много работы.
10. Прослушать предложение, найти в нем слова с безударными гласными в корнях, подобрать проверочные слова, записать предложение.
Зимой на полях белеют снега.
11. Самостоятельное исправление ошибок в тексте.
На поляне тичет ручиек. Трова зиленая. Много цвитет пестрых цвитов. На цвятах работают пчолы. Махнатые шмили гудят. У старой сасны вьются коморы.
Виды работ по формированию навыка