Виды работ по совершенствованию навыка подбора родственных слов

1 Найти одинаковый корень и близкое значение в группе слов:
бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги;

ход, ходит, заходит, переход, поход, выходим; варит, варю, варенье, вареный, повар, заваривать.

2. Сравнить пары слов по смыслу, найти корни этих слов. Решить, являются ли слова в каждой паре родственными: курица - цыпленок; свинья -поросенок; лошадь — жеребенок; корова - теленок; овца — ягненок.

3. Сравнить пары слов по смыслу, найти корни этих слов. Решить являются ли слова в каждой паре родственными: рисовый - рисунок; гора - горевать; делить - делать; вода - водить.

4. Найти пары родственных слов: парта - парк; пень - пенек; коза -коса; коза - козленок; ком - комок; дом - здание; город - городской;азбука - алфавит; мел - смелость; лимон - апельсин.

5. Выписать группы родственных слов в столбики:

болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка, болезнь, боль, больно;

подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, подводник.

6. Сравнить пары слов и корни этих слов, отметить чередование согласных в корнях: дорога - дорожный; пироги - пирожок; снеговик -снежный; замок - замочная.

7. Подобрать к заданным словам родственные слова с чередованием согласных в корне: пух, бег, лекарь, нога, пекарь.

8. Выписать из стихотворного отрывка слова, в которых при образовании родственных слов происходит чередование согласных в корнях:

Герда, старая норвежка,

 Рассказала мне о том,

Как сидел внутри орешка

Черт с рогами и хвостом.

Но прибавила старуха: -

Изменился белый свет –

Говорят, ни злого духа,

Ни чертей на свете нет.

  (С. Маршак)

  9. Подобрать к заданным словам родственные так, чтобы в корне произошло чередование Е - Ё: село, лежать, летать, сестра, пчела, темнеть, ель, слеза, ёж, шёлк, чёрный, пёстрый, лёд, мёд.

10. Подобрать к заданным словам таких «родственников», от которых из корня «убежала» беглая гласная: читать, окошко, пень, темнота, лев, огонь.

11. Найти в стихотворении родственные слова к слову «прогульщик», выделить в них одинаковые корни, отметить сходство по смыслу:

Шел Прогульщик на прогулку,

Шел и песенку свистел.

Захотел Прогульщик булку

И баранку захотел.

Захотел он шоколадку,

Пососал бы леденцов...

Но прогуливал буфетчик,

И не видно продавцов.

И гулял киномеханик

-Не показывал кино,

Футболисты и артисты

Прогуляли заодно.

И обиделся Прогульщик!

И Прогульщик не смолчал!

И прогульщикам Прогульщик

«Вы прогульщики!» кричал.

(Э. Мошковская)

12. Выделить группы родственных слов, записав их в столбики:

а) честь, чеснок, честный, почесть, чествовать, чесночок, чествование, чесночный;

б) слеп, слепец, слепок, лепка, лепить, ослепление, слепота, лепщик, облепиха, облепленный, слепленный, слепой.


Виды работ по совершенствованию навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные звуки в корнях слов

1. Подобрать к каждому из слов с безударной гласной в корне по 2-3 проверочных слова, перенося ударение на гласный звук в корне:

вода-во..., во...                      река-ре..., ре..., ре...,

зима-зи..., зи...,                      трава - тра..., тра..., тра...,

строка- стро..., стро...           плита- пли..., пли..., пли...

2. Подобрать к словам с ударными гласными звуками в корнях такие родственные слова, в корнях которых гласные звуки станут безударными: звон, дождь, поле, море, волк, норка, коврик, лис, лес, печка, диво,
дикий.

3. Подобрать к нескольким родственным словам с безударными гласными в корнях общее проверочное слово: х дить, вых дить, зах_ дить -.б жать, б_гун, б готня, б_глец, б_гущий -...; т шина, зат_хать, ст_хать, прит хать -....

4. Выбрать к заданным словам с пропущенными безударными гласными в корнях проверочное слово из двух предложенных. Объяснить свой выбор, ориентируясь на смысл слов и на корни этих слов:

л_нивый - (лень, линька) скр_пучий - (скрепка, скрип) м_нять - (мина, замена) уд вительно - (диво, дева) подч_щать - (честь, чисто)

5. Подобрать проверочные слова к словам с пропущенными безударными гласными:

перех_дить -...

з_мовать -... выб гать -...

т_шина -...

св_ча

прил тать -...

зат_мнение -...

_сенний -...

6. Подобрать проверочные слова для проверки двух безударных гласных в корнях слов:

сторона -....,...

борода -...,...

голоса-...,...

голодал - ...,...

дорогой -...,...

7'. Подобрать проверочные слова к данным словам и записать их в три столбика в соответствии с гласной буквой в корне (е, и, я): ос_нь, взать, пр_мой, ч_сло, с_дло, свсток, сн_жинка, п_сьмо, л сник, пч_ла, гнездо, в_сна, ч_стота, зв_зда, т желый.

8. Проверить безударные гласные в корнях слов на фоне стихотворного текста:

За (...) г_рами, за (...) лесами,

За (...) широкими (...) морями,

Не на небе - на (...) з_мле

Жил (...) ст_рик в одном (...) с_ле.

9. Проверить безударные гласные в корнях слов на фоне текста:

(...) т_кут ручьи. (...) л_тят шумные стайки (...) скв_рцов. (...)

гр_чи вьют гнезда на (...) деревьях. (...) л_тают и (...) п_ют птицы. (...) по вилась (...) з_леная травка. В (...) с_ду много работы.

10. Прослушать предложение, найти в нем слова с безударными гласными в корнях, подобрать проверочные слова, записать предложение.

Зимой на полях белеют снега.

11. Самостоятельное исправление ошибок в тексте.

На поляне тичет ручиек. Трова зиленая. Много цвитет пестрых цвитов. На цвятах работают пчолы. Махнатые шмили гудят. У старой сасны вьются коморы.


Виды работ по формированию навыка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: