8.1. Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование (О). При этом в понятие «образование» включают весь процесс становления человека как социального существа.
О предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность. Образованный человек — это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.
Если проанализировать цели школы в историческом аспекте, то можно сделать вывод о наличии двух тенденций. Деятельность одних школ направлена на удовлетворение потребностей государства, на подготовку молодого поколения к жизни в определенной социальной среде, их деятельность носит социоцентристский характер, т.е. в центре находятся интересы общества и государства (первая тенденция). Деятельность других школ носит гуманистический характер, и целью школы является сам ребенок - развитие его индивидуальности и воспитание личности, с тем, чтобы он в дальнейшем свободно ориентировался не только в мире профессий, но и идей, и идеологий (вторая, гомоцентрическая тенденция).
На деятельность школы, особенно на становление школ нового типа, доминирующее влияние оказывают, помимо социально-экономических условий, мировоззренческие идеи и педагогические концепции, которые начинают составлять определенную философию современного образования и стратегию развития отдельной школы, в частности. К ним относятся идеи гуманистической психологии и педагогики, направленные на развитие индивидуальности каждого человека. Традиционно педагогический процесс, структурировался таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, усвоение
знаний и умений. Становление новых школ происходит на прогрессивных гуманистических концепциях: всеми средствами воспитывать личностные свойства и развивать индивидуальность ребенка, наряду с воспитанием нравственных и других качеств, формировать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы человека.
Как показывает анализ генезиса школы, в различные периоды времени она ориентировалась на потребности государства, общества и очень редко - на интересы самого ребенка. С другой стороны, наилучших результатов достигали именно те школы, в центре внимания которых находился ребенок: развитие его способностей, формирование внутреннего мира, не подготовка к жизни в капиталистическом, социалистическом обществе, а жизнь здесь и теперь. Однако крайний педоцентристский подход, при всей своей привлекательности, не может полностью удовлетворить интересы ребенка, так как не учитывает того факта, что человек будет в полной мере счастлив лишь в том случае, если он реализует себя в обществе и будет адекватен ему. Поэтому процесс развития индивидуальности человека должен быть дополнен процессом его социализации.
Из обозначенных выше подходов вытекает еще один, который связан с необходимостью гуманизации взаимоотношений педагогов и воспитанников, что является одним из главных факторов развития ребенка и интеграции его в общество. Общение, которому присуща субъект - субъектная основа, создает психологически оптимальную базу для позитивных изменений в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сферах каждого из общающихся. Диалогическое общение выдвигается в качестве основы построения системы методов обучения. Таким образом, реализация концепции гуманизации взаимоотношений должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. Гуманный стиль взаимоотношений создает положительный эмоциональный фон, на котором только и возможно плодотворное обучение и воспитание. Об этом свидетельствуют тенденции в развитии отечественного и мирового образовательного процесса. С этих позиций можно обратить внимание на следующие концепции: концепцию педагогики индивидуальности; концепцию социализации человека; концепцию гуманистического общения; концепцию социальных проб; концепцию целостного педагогического процесса и др.
8.2. Остановимся на основных моментах названных концепций с точки зрения возможности их реализации в школе нового типа. В контексте гуманистической парадигмы образования основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку в развитии его индивидуальности, актуализировать «самоценность» каждого отдельного человека.
Соответствующая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование высших человеческих сил. Реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития личности и совершенствования всех сторон индивидуальности.
Следующей концепцией является концепция социализации человека. В контексте данной концепции рассматривается интеграция индивида в общество с позиций реалий современной жизни. Если в тоталитарном обществе действия индивида запрограммированы и в структуре мотивов преобладают коллективистские, то ситуация рыночной экономики порождает разнообразие вариантов отношения социума и индивида. Данная концепция акцентирует внимание на решении двух групп задач: социальной адаптации и социальной автономизации. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, ее самооценке. Определяющее влияние на процесс социализации имеет совокупность норм, принятых в обществе и регулирующих требования, которые предъявляются обществом к личности. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и влияет на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Воспитание с позиций данной концепции рассматривается как часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом социального развития ребенка через включение в различные виды социальных отношений, которые возникают в процессе учения, общения, игры, практической деятельности. Воспитание предстает как педагогический компонент социализации. В концепции разработана проблема социальной активности личности, которая рассматривается как преодоление противоречия в желании «быть со всеми» и в то же время «оставаться самим собой». В качестве ядра социальной направленности конкурентоспособной личности выделяется мотив преодоления, а комплекс мотивов социальной деятельности составляет движущую силу социализации.
Рассмотренные выше концепции позволяют сформулировать педагогические цели, уточнить содержание образования, выделить методы обучения развивающего характера и разработать прогностическую модель выпускника школы.






