9.1. Цель (Ц) - это идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности. Педагогические цели – прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменение в лучшую сторону степени развития и образованности учащихся).
Педагогический коллектив должен, прежде всего, вырабатывать общие Ц. Их можно разделить на Ц развития и Ц обучения (образования). Ц развития направлены на качественные и количественные изменения в основных сферах личности, личностных свойствах и чертах характера. Ц развития определяют задачи воспитания, их можно конкретизировать в соответствии с основными сферами социальных отношений: духовной, экономической, политической.
Ц обучения могут определяться через изучаемое содержание (изучить...), деятельность учителя (ознакомить...), учебную деятельность учащихся (выполнение упражнений), через внутренние процессы интеллектуального, личностного развития учащихся (сформировать умение). В то же время наиболее эффективными являются Ц, которые формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.
Сформированность готовности к адекватному включению в социальные отношения также должна отражаться в общих Ц.
Общие Ц можно назвать эталонными, они представляют тот идеал, по которому сверяется работа каждого педагога. В практической деятельности Ц трансформируются в Ц организации деятельности учащихся, Ц урока, в так называемые «частные Ц».
Постановка Ц внеучебной деятельности должна исходить из общих педагогических Ц и актуальных интересов и потребностей детей.
Ц учебных занятий ставят, исходя из содержания учебного материала, типа урока, условий применения методов и приемов обучения, а также исходя из общих целей педагогического коллектива.
В педагогической деятельности выделяют стратегические и тактические Ц. Стратегические Ц ставятся на сравнительно длительный период (на учебный год, на месяц и т.д.). Они предполагают определение как этапов их достижения, так и конкретных организационно-педагогических мероприятий, направленных на их реализацию. Эти этапы и мероприятия отражаются в целевых программах. Различают общие и функциональные программы. Общие программы предполагают реализацию комплекса педагогических Ц на определенный период (программа воспитания учащихся на год), функциональные программы предполагают достижение определенной доминирующей Ц (программа развития творческой активности учащихся).
На основе стратегических Ц определяются дальняя и средняя перспективы в педагогической работе. Тактические Ц предполагают отражение ближней перспективы и прогнозируют результаты проведения конкретного урока или воспитательного мероприятия.
Ц должны быть конкретными, достижимыми и реальными. Выдвигая и формулируя Ц, педагог должен руководствоваться имеющейся в его распоряжении педагогической информацией. Эта информация включает в себя диагностику обученности и социального развития каждого ученика, а также интегративные характеристики класса и учебного заведения в целом.
Педагогические Ц могут быть фронтальными и индивидуальными.
9.2. Целеполагание - способ выдвижения и обоснования педагогических Ц, отбор адекватных Ц, путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем).
Алгоритм целеполагания: 1. Выдвижение и обоснование Ц. Для этого необходимо: сформулировать и обосновать актуальность выдвигаемых Ц на год, четверть, ближайшее время; определить тактические Ц, с учетом общей и реальной ситуации развития коллектива и каждого ученика; определить показатели и проявления выдвигаемой Ц. 2. Определение путей достижения выдвинутой Ц. 3. Определение ожидаемого результата (какие возможны изменения в развитии коллектива и личности учащегося).
Целеполагание в педагогическом процессе предполагает постоянный анализ эффективности процесса и в соответствии с этим коррекцию педагогических воздействий. При этом возможна и коррекция поставленных Ц.






