Методы воспитательного процесса

22.1. Метод (М) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М воспитания - способ упорядоченного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника; способ решения воспитательных задач.

На основании личностно - деятельностного подхода выделяют следующие группы М воспитания: М формирования сознания личности, М организации деятельности, М  мотивации деятельности, М контроля и самоконтроля.

22.2. К методам формирования сознания личности относят рассказ, убеждение, беседу, диспут, пример. Рассказ - монологическое повествование о нормах и правилах взаимоотношений между людьми. Задачей педагога при использовании данного М воспитания является пробуждение положительных или отрицательных чувств, эмоций по отношению к действиям или поступкам героев рассказа и раскрытие (на конкретном примере) содержания нравственных норм. Сущность убеждения как М воспитания заключается в эмоциональном и глубоком разъяснении социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Убеждение может выступать как доказательство, как внушение или их комбинация. Убеждение предполагает обращение к разуму воспитанника и требует построения логически безупречной цепочки аргументов.

Беседа как М воспитания предполагает привлечение учащихся к оценке фактов, событий, поступков, явлений жизни. В качестве таких фактов могут выступать деятельность определенной личности, моральное правило, литературный образ. На этой основе формируется желаемое отношение к окружающей действительности. Беседа начинается с обоснования ее темы. На основном этапе беседы учитель дает материал для обсуждения, затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся высказывали свое суждение, приходили к самостоятельным выводам. Беседы бывают индивидуальные, групповые и коллективные.

Для диспута характерно столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Знания, полученные в ходе диспута, отличаются глубиной, прочностью и осознанностью. Вопросы, выносимые на обсуждение, должны содержать значимую для учащихся проблему. Особенностью беседы и диспута как М воспитания является не приведение мнения всех участников к единому знаменателю, а передача информации, ее осмысление, определение собственной позиции по отношению к излагаемым фактам.

Пример как М воспитания основан на стремлении воспитанников к подражанию. Наблюдая и анализируя образцы поведения, поступки других людей, учащиеся получают наглядное представление о сущности и содержании социально-нравственных отношений. Примером для подражания могут быть близкие люди, товарищи, выдающиеся актеры, спортсмены и т.д. Особое значение имеет пример педагога.

22.3. К методам организации деятельности традиционно относят: приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающую ситуацию. Приучение - М воспитания, заключающийся в регулярном выполнении детьми действий с целью превращения их в привычку. Педагогическое требование рассматривается в педагогике как способ побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Прямые педагогические требования - приказания, указания, предписания. Косвенные педагогические требования - просьба, совет, намек. Педагогические требования должны быть позитивными, доступными, четкими, ясными, конкретными, инструктивными.

Упражнение - многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Воспитывающая ситуация это, по существу, ситуация свободного выбора. При использовании данного М ученик ставится перед проблемой выбора решения из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение.

22.4. Методы стимулирования и мотивации деятельности: соревнование, поощрение и наказание. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. При использовании этих М на воспитанника оказывается влияние, усиливающее действие других М воспитания. Характеризуя соревнование как М воспитания, следует заметить, что хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие инициативы и ответственности у его участников. Задача педагога - следить за тем, чтобы соревнование не выродилось в жесткую конкуренцию и стремление победить любой ценой. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения, деятельности или качеств учащихся. Меры поощрения - похвала, благодарность и т.д. Наказание  как М воспитания заключается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности. К наиболее распространенным мерам наказания относят: замечание, выговор (при всех и наедине), лишение удовольствий и т.д. В некоторых случаях, как крайняя мера, возможно и исключение учащегося из школы. Психологической основой поощрения и наказания выступают внутренние переживания, которые возникают у учащегося при их применении. Если его действия и поступки одобряются, то он переживает чувство удовлетворения, радости, что стимулирует воспитанника к улучшению поведения. Если поведение ребенка не одобряется, у него (при правильном использовании М наказания) возникают отрицательные внутренние переживания (стыд, раскаяние и т.д.), приводящие к осознанию необходимости изменить поведение.

22.5. Методы контроля и самоконтроля — наблюдение, опросы, анализ результатов деятельности, беседы, направленные на выявление воспитанности школьников, и т.д.

Выбор системы М воспитания обусловлен закономерными факторами, среди которых можно выделить: цель воспитания, уровень зрелости (развития) коллектива, возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития и уровень воспитанности. Выбор конкретного М зависит от многих факторов, в том числе физического и психического состояния ребенка, психологического климата в коллективе, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: