Мастерская педагогического творчества

Работа этого цикла посвящена формированию набора развивающих заданий, диагностических методик, нового ук­лада жизни детей и воспитывающих взрослых.

На основе предлагаемых моделей педагоги сами строят новое содержание развивающих взаимодействий с детьми.

Ниже приведена примерная программа работы "Мастер­ской".

--- 146 ---

Мастерская педагогического творчества

— Ребенок вступает в мир — что это значит? Жизненный мир личности как единство четырех миров: "Природа", "Ру­котворный мир", "Значимые другие", "Я — сам". (Воспита­тели сами открывают содержание этих миров, их общность и своеобразие; оценивают представленность каждого из них в современных образовательных программах.)

— Построение заданий, направленных на осознание деть­ми различий между мирами "Природы",   "Рукотворным", "Значимых других" и "Я — сам", своеобразия пространства, времени, особенностей строения и состава этих миров, их познаваемости.

Организация работы с группой воспитателей: методист предлагает модели развивающих заданий; воспитатели, ис­пользуя данные модели, предлагают свои собственные решения. Работа строится по схеме: большая группа — ма­лые группы — большая группа. Некоторые придуманные или отобранные задания "проигрываются" воспитателями в ролевых играх.

— Оказывается, все главное о мире ребенок уже знает. Ему нужно только помочь это осознать! — идея актуализа­ции  категорий  мировосприятия  ребенка.  Ребенок располагает "знанием": "есть", "нет", "возникновение/исчез­новение", "движение", "пространство — время", "качество" и т.п. Но пока это "знание" — в кавычках, оно еще должно быть как-то осознано ребенком. Но как? И к чему это осоз­нание приведет (в плане развития устремлений ребенка)? Каждая открываемая ребенком категория — источник бес­конечного движения познания вперед.

— Построение заданий для детей по развитию категори­ального видения мира.

Цель: открытие детьми представлений: "есть", "нет", "есть ^ нет", "начало", "конец", "между"; "качество", "коли­чество", "мера"; "материя", "форма", "содержание"; "часть", "целое", "силы"; "внешнее", "внутреннее", "проявление"; "воз­можность", "необходимость", "случайность"; "причина", "следствие", "взаимодействие".

Задача воспитателя при работе в малых группах: при­думать проблемные ситуации, в которых знакомство с категориями происходит на материале "Природа", "Значи­мые другие", "Рукотворный мир", "Я — сам".

— Если не ЗУНы (знания, умения, навыки), то что? — Идея "выращивания" устремлений ребенка в сферах позна-

--- 147 ---

ния, действования, переживания. Устремления как самоцен­ные формы активности, предрасположения к действию ("могу" как основа "хочу").

— Познавательные устремления детей: как их измерить? как их развить? — Конструирование диагностических и раз­вивающих ситуаций.

— Устремления к правилотворчеству и правилосообраз-ному поведению: как их измерить? как их развить?

— Устремления к эмоциональному освоению мира: как их измерить? как их развить? — Конструирование заданий по выявлению и развитию таких устремлений, как вчувст-вование (отношение Я — Природа), эмпатия (Я — Другие существа), эстетические переживания (Я — Рукотворный мир), самоприятие (самосознание личности).

Педагогический консилиум: формирование набора развивающих заданий для детей (рож­дение новой образовательной программы); создание системы диагностических методик для детей и воспитывающих взрос­лых; проектирование нового уклада жизни детей и взрослых в детском саду (преобразование существующей организации педагогической работы с детьми).

--- 148 ---

ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1988.

Бим-Бад Б.М. В поисках ретроспективы //Открытый университет. — 1990. — № 3. — С. 6.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

Джайнотт X.Дж. Родители и дети. М., 1986.

Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. — М., 1982.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведе­нии ребенка. — М., 1986.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.

Кондаков Н.И. Логический словарь. -— М., 1971.

Концепция дошкольного воспитания /Под ред. В.В.Давы­дова, В.А.Петровского. — М., 1988.

Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования пси­хики ребенка. — М., 1983.

Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютер и плодотворные идеи. — М., 1989.

Петровский В.А. Принцип отраженной субъективно­сти в психологическом исследовании //Вопросы психоло­гии. — 1985. — № 1.

Петровский В.А. Психология неадаптивной активно­сти. — М., 1992.

Петровский В.А., Виноградова A.M., Клари-на Л.М.,Стрелкова Л.П. Воспитателю о лично­стном общении. —    М., 1992.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

Пономарев Я.А.    Психика и интуиция. — М., 1967.

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон /Сост. Юрьев и Владимирский. — СПб., 1889.

Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Пет­ровского. — М., 1987.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.

--- 149 ---

Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влия­нием художественного произведения //Развитие социаль ных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. — М., 1990.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. Berne E. Principles of group treatment. — N. Y., 1964. Brehm J.W. Theory of Psychological Reactance. — N. Y., 1966.

Brehm J. W. Responses to Loss of Freedom. — N. Y., 1972.

D u s а у J. M. Egograms. How I See You and You See Me.

— N. Y., 1977.

Erskine R.G., Clarkson P., Goulding R.L., Groder M.G., Moiso C. Ego state theory: definitions,

descriptions, and points of view //Transactional Analysis

Journal. — 1988. — V. 18. — № 1. — P. 6— 14. Goulding M., Goulding R.L.  Changing lives

through Redecision therapy. — N. Y., 1979. Horney K. Neurosis and human growth. The struggle

toward self-realization. — N. Y., 1950. Karpman S. Fairy tales and script drama analysis

//Transactional Analysis Bulletin. — 1968. — V. 7. — №

26. — P. 39 — 43. Wo 1 man B.B. (ed.). Dictionary of behavioral science. —

B. Y., 1973.

--- 150 ---

СОДЕРЖАНИЕ

I. Воспитатель и его подготовка: союз науки и практики.................................................... 5

 

1. Развитие личности............................................................................................................... 5

2. Воспитательская позиция....................................................................................................13

3. Воспитатель в "зеркале" воспитанника. Принцип отраженной субъектности в психолого-педагоги­ческом анализе личности педагога...................................................23

4. "Порождающий" характер взаимодействия: педагогическая наука — педагогическая практика ……………………………………………………………..……………………. 27

 

II. Трансактный подход к построению новых форм общения в системе "воспитывающий взрослый — ребенок"............................................................................28

 

1. Краткий обзор теории трансактного анализа...................................................................29

2. Использование ТА модели в личностно-ориентиро-ванной дидактике................................................................................................................................................48

3. Техники педагогического общения....................................................................................49

4. ТА модель и концепция отраженной субъектности во взаимоотношениях воспитывающих взрослых и детей....................................................................................57

 

III. Пути построения нового содержания общения между воспитывающими взрослыми и детьми.....................................................................................................................................62

 

IV. Личностно-ориентированная дидактика............................................................................66

 

V. Развитие самоценных форм активности детей..................................................................76

 

1. Развитие познавательных устремлений детей..................................................................76

--- 151 ---

2. Развитие волевых устремлений детей............................................................................... 85

3. Развитие эмоциональных устремлений детей.................................................................113

 

VI. Создание авторских программ (стратегия работы с методистами-инноваторами).........................................................................................................................131

 

1. Основы подготовки методистов-инноваторов................................................................131

2. Мастерская педагогического общения.............................................................................132

3. Мастерская педагогического творчества........................................................................146

 

Литература......................................................................................................................................149

Учебное издание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: