Работа этого цикла посвящена формированию набора развивающих заданий, диагностических методик, нового уклада жизни детей и воспитывающих взрослых.
На основе предлагаемых моделей педагоги сами строят новое содержание развивающих взаимодействий с детьми.
Ниже приведена примерная программа работы "Мастерской".
--- 146 ---
Мастерская педагогического творчества
— Ребенок вступает в мир — что это значит? Жизненный мир личности как единство четырех миров: "Природа", "Рукотворный мир", "Значимые другие", "Я — сам". (Воспитатели сами открывают содержание этих миров, их общность и своеобразие; оценивают представленность каждого из них в современных образовательных программах.)
— Построение заданий, направленных на осознание детьми различий между мирами "Природы", "Рукотворным", "Значимых других" и "Я — сам", своеобразия пространства, времени, особенностей строения и состава этих миров, их познаваемости.
Организация работы с группой воспитателей: методист предлагает модели развивающих заданий; воспитатели, используя данные модели, предлагают свои собственные решения. Работа строится по схеме: большая группа — малые группы — большая группа. Некоторые придуманные или отобранные задания "проигрываются" воспитателями в ролевых играх.
— Оказывается, все главное о мире ребенок уже знает. Ему нужно только помочь это осознать! — идея актуализации категорий мировосприятия ребенка. Ребенок располагает "знанием": "есть", "нет", "возникновение/исчезновение", "движение", "пространство — время", "качество" и т.п. Но пока это "знание" — в кавычках, оно еще должно быть как-то осознано ребенком. Но как? И к чему это осознание приведет (в плане развития устремлений ребенка)? Каждая открываемая ребенком категория — источник бесконечного движения познания вперед.
— Построение заданий для детей по развитию категориального видения мира.
Цель: открытие детьми представлений: "есть", "нет", "есть ^ нет", "начало", "конец", "между"; "качество", "количество", "мера"; "материя", "форма", "содержание"; "часть", "целое", "силы"; "внешнее", "внутреннее", "проявление"; "возможность", "необходимость", "случайность"; "причина", "следствие", "взаимодействие".
Задача воспитателя при работе в малых группах: придумать проблемные ситуации, в которых знакомство с категориями происходит на материале "Природа", "Значимые другие", "Рукотворный мир", "Я — сам".
— Если не ЗУНы (знания, умения, навыки), то что? — Идея "выращивания" устремлений ребенка в сферах позна-
--- 147 ---
ния, действования, переживания. Устремления как самоценные формы активности, предрасположения к действию ("могу" как основа "хочу").
— Познавательные устремления детей: как их измерить? как их развить? — Конструирование диагностических и развивающих ситуаций.
— Устремления к правилотворчеству и правилосообраз-ному поведению: как их измерить? как их развить?
— Устремления к эмоциональному освоению мира: как их измерить? как их развить? — Конструирование заданий по выявлению и развитию таких устремлений, как вчувст-вование (отношение Я — Природа), эмпатия (Я — Другие существа), эстетические переживания (Я — Рукотворный мир), самоприятие (самосознание личности).
— Педагогический консилиум: формирование набора развивающих заданий для детей (рождение новой образовательной программы); создание системы диагностических методик для детей и воспитывающих взрослых; проектирование нового уклада жизни детей и взрослых в детском саду (преобразование существующей организации педагогической работы с детьми).
--- 148 ---
ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1988.
Бим-Бад Б.М. В поисках ретроспективы //Открытый университет. — 1990. — № 3. — С. 6.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Джайнотт X.Дж. Родители и дети. М., 1986.
Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. — М., 1982.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.
Кондаков Н.И. Логический словарь. -— М., 1971.
Концепция дошкольного воспитания /Под ред. В.В.Давыдова, В.А.Петровского. — М., 1988.
Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. — М., 1983.
Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютер и плодотворные идеи. — М., 1989.
Петровский В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании //Вопросы психологии. — 1985. — № 1.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.
Петровский В.А., Виноградова A.M., Клари-на Л.М.,Стрелкова Л.П. Воспитателю о личностном общении. — М., 1992.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.
Пономарев Я.А. Психика и интуиция. — М., 1967.
Правила светской жизни и этикета. Хороший тон /Сост. Юрьев и Владимирский. — СПб., 1889.
Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. — М., 1987.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
--- 149 ---
Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения //Развитие социаль ных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986.
Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. — М., 1990.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. Berne E. Principles of group treatment. — N. Y., 1964. Brehm J.W. Theory of Psychological Reactance. — N. Y., 1966.
Brehm J. W. Responses to Loss of Freedom. — N. Y., 1972.
D u s а у J. M. Egograms. How I See You and You See Me.
— N. Y., 1977.
Erskine R.G., Clarkson P., Goulding R.L., Groder M.G., Moiso C. Ego state theory: definitions,
descriptions, and points of view //Transactional Analysis
Journal. — 1988. — V. 18. — № 1. — P. 6— 14. Goulding M., Goulding R.L. Changing lives
through Redecision therapy. — N. Y., 1979. Horney K. Neurosis and human growth. The struggle
toward self-realization. — N. Y., 1950. Karpman S. Fairy tales and script drama analysis
//Transactional Analysis Bulletin. — 1968. — V. 7. — №
26. — P. 39 — 43. Wo 1 man B.B. (ed.). Dictionary of behavioral science. —
B. Y., 1973.
--- 150 ---
СОДЕРЖАНИЕ
I. Воспитатель и его подготовка: союз науки и практики.................................................... 5
1. Развитие личности............................................................................................................... 5
2. Воспитательская позиция....................................................................................................13
3. Воспитатель в "зеркале" воспитанника. Принцип отраженной субъектности в психолого-педагогическом анализе личности педагога...................................................23
4. "Порождающий" характер взаимодействия: педагогическая наука — педагогическая практика ……………………………………………………………..……………………. 27
II. Трансактный подход к построению новых форм общения в системе "воспитывающий взрослый — ребенок"............................................................................28
1. Краткий обзор теории трансактного анализа...................................................................29
2. Использование ТА модели в личностно-ориентиро-ванной дидактике................................................................................................................................................48
3. Техники педагогического общения....................................................................................49
4. ТА модель и концепция отраженной субъектности во взаимоотношениях воспитывающих взрослых и детей....................................................................................57
III. Пути построения нового содержания общения между воспитывающими взрослыми и детьми.....................................................................................................................................62
IV. Личностно-ориентированная дидактика............................................................................66
V. Развитие самоценных форм активности детей..................................................................76
1. Развитие познавательных устремлений детей..................................................................76
--- 151 ---
2. Развитие волевых устремлений детей............................................................................... 85
3. Развитие эмоциональных устремлений детей.................................................................113
VI. Создание авторских программ (стратегия работы с методистами-инноваторами).........................................................................................................................131
1. Основы подготовки методистов-инноваторов................................................................131
2. Мастерская педагогического общения.............................................................................132
3. Мастерская педагогического творчества........................................................................146
Литература......................................................................................................................................149
Учебное издание