Мастерская педагогического общения

Опыт работы с воспитателями и методистами позволяет утверждать, что оптимальный способ подготовки сочетает в себе различные формы групповой работы: короткие л,екции-дискуссии, семинары-симпозиумы, практикумы-тренинги. Формально структура занятия включает в себя следующие элементы: рефлексия, получение новой информации, новых категорий анализа, "языков" и т.п.; демонстрация моделей поведения, ролевые игры; самостоятельное творчество и от­работка упражнений в малых группах. Занятие состоит из следующих этапов:

1. Вводная проблематизация или рефлексия пройденного (включая обсуждение результатов выполнения домашнего задания).

2. Информирование и демонстрация.

3. Работа в малых группах и обсуждение ее итогов в группе.

4. Заключительная рефлексия и проблематизация (до­машнее задание).

В ряде случаев проводятся ролевые игры и упражнения для всей группы в целом. Каждое занятие начинается с разминки, имеющей тематическое отношение к содержанию последующей работы. Используется характерное для тренин­гов размещение участников по кругу. При отработке определенных тем желательно использовать учебные видео­материалы и видеозаписи ролевых игр участников группы.

Проиллюстрируем сказанное.

Пример 1.

Занятие посвящено структурному анализу (анализу структуры личности с позиций эго-состояний). В ходе лек­ции-дискуссии ведущий знакомит с теорией эго-состояний.

А. Эго-состояния Родитель, Взрослый, Ребенок и призна­ки их актуализации. Используется раздаточный материал "Признаки актуализации различных эго-состояний".

Признаки актуализации различных эго-состояний

Эго-состояние родитель

Вербальные признаки — слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал,

--- 132 ---

не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оце­ночные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты — Вы (со мной обращаются на Вы, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиня­ющий, покровительственный, сочувствующий.

Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мне­ние, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мне­нию, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы — Вы и Ты — Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, за­интересовано; естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: