Опыт работы с воспитателями и методистами позволяет утверждать, что оптимальный способ подготовки сочетает в себе различные формы групповой работы: короткие л,екции-дискуссии, семинары-симпозиумы, практикумы-тренинги. Формально структура занятия включает в себя следующие элементы: рефлексия, получение новой информации, новых категорий анализа, "языков" и т.п.; демонстрация моделей поведения, ролевые игры; самостоятельное творчество и отработка упражнений в малых группах. Занятие состоит из следующих этапов:
1. Вводная проблематизация или рефлексия пройденного (включая обсуждение результатов выполнения домашнего задания).
2. Информирование и демонстрация.
3. Работа в малых группах и обсуждение ее итогов в группе.
4. Заключительная рефлексия и проблематизация (домашнее задание).
В ряде случаев проводятся ролевые игры и упражнения для всей группы в целом. Каждое занятие начинается с разминки, имеющей тематическое отношение к содержанию последующей работы. Используется характерное для тренингов размещение участников по кругу. При отработке определенных тем желательно использовать учебные видеоматериалы и видеозаписи ролевых игр участников группы.
|
|
Проиллюстрируем сказанное.
Пример 1.
Занятие посвящено структурному анализу (анализу структуры личности с позиций эго-состояний). В ходе лекции-дискуссии ведущий знакомит с теорией эго-состояний.
А. Эго-состояния Родитель, Взрослый, Ребенок и признаки их актуализации. Используется раздаточный материал "Признаки актуализации различных эго-состояний".
Признаки актуализации различных эго-состояний
Эго-состояние родитель
Вербальные признаки — слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал,
--- 132 ---
не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты — Вы (со мной обращаются на Вы, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Эго-состояние взрослый
Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы — Вы и Ты — Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано; естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.