Занятие 1. Что значит воспитывать, быть воспитателем?
— Взгляд на воспитателя глазами ребенка и глазами самого воспитателя; схема диалога с детьми ("Кто такой
--- 141 ---
воспитатель?", "Что он делает?" и т.п.); постановка косвенных вопросов; игра в воспитателя; замещение воспитателя;
— обсуждение в группе воспитателей взглядов на воспитание: чем полезна или интересна та или иная точка зрения;
— выполнение воспитателями заданий, позволяющих выявить ориентацию на присутствие ребенка в различных жизненных ситуациях;
— обсуждение в группе темы " Дано ли нам предугадать, как слово наше отзовется?": что значит, с точки зрения влияния на ребенка, то, что говорится лично ему, или то, что говорится "между делом" о нем; косвенное влияние на ребенка и как научиться его учитывать.
На вводном занятии используются видеозаписи ситуаций педагогического общения.
Занятие 2. Оказывается, во мне уживаются три человека:
Родитель, Ребенок и Взрослый, и они так непохожи!..
|
|
— Структурный анализ: заполнение опросника Джонг-вард (с. 135), построение эгограмм и их анализ (используется материал Д.Дьюси: J.Dusay. Egograms: How I See You and You See Me);
— проигрывание ролей Родитель, Ребенок, Взрослый; как проявляются эго-состояния в поведении воспитателя и ребенка; признаки актуализации эго-срстояний (см. с. 132).
Занятие 3. Как мы общаемся?
— Анализ трансакций: разыгрывание основных паттернов общения, проявляющихся при взаимодействии взрослых людей и во взаимоотношениях с ребенком воспитывающих взрослых (упражнение в тройках), осознание своих привычных трансакций.
Занятие 4. Трансактный анализ в педагогическом общении.
— Обсуждение и проигрывание с воспитателями педагогических ситуаций по типам трансакций: 3*3*3*3 варианта общения с ребенком;
— ролевая игра "Разбросанные игрушки". (Воспитатель должен сделать так, чтобы разбросанные игрушки были собраны.)
--- 142 ---
Занятие 5. Как мы программируем ребенка?
— Анализ родительского программирования: предписаний, директив, детских решений;
— элементы самоанализа (метод "незаконченных предложений").
Занятие 6. Педагогическое программирование.
— Анализ педагогических ситуаций, воспитатель может "запрограммировать" ребенка.
Занятие 7. В этом я не могу распоряжаться самим собой.
— Проявление программирования: жизненные позиции, рэкет, "игры"1;
— как можно управлять "игровым поведением" и корректировать его;
— "игровое" (манипулятивное) поведение во взаимоотношениях ребенок — воспитывающий взрослый и в общении детей между собой, анализ "игр" в детском саду.
|
|
Занятие 8. Если сейчас я Родитель — то...,
Если сейчас я Взрослый — то...,
Если сейчас я Ребенок — то...
— Обсуждение и проигрывание с воспитателями педагогических ситуаций, когда необходимо занять позицию Родителя, Взрослого или Ребенка; как в таком случае с максимальной пользой для ребенка общаться с ним; какие ошибки нас здесь подстерегают — проблемы оценки запрета, наказаний, правило трех "П" (Понимание, Принятие, Признание), игра с ребенком;
— обсуждение и проигрывание с воспитателем ситуаций, в которых необходимо изменить трансактную роль ребенка.
Занятие 9. Как пробуждать в ребенке Взрослого, Родителя, Ребенка (продолжение).
— Техники актуализации эго-состояний, активное слушание, прием парафразы;
--- 143 ---
— способы опосредованной и непосредственной передачи информации о своих чувствах;
— ролевая игра со скрытым мотивом.
Занятие 10. Оказывается, мы понимаем друг друга без слов!
— Невербальные знаки: серия заданий, в ходе которых воспитатели сами открывают для себя смысл некоторых жестов и поз; изучение других невербальных знаков; сокрытие чувств и управление чувствами;
— наблюдение за детьми: какие позы и жесты наиболее типичны в вашей группе;
обсуждение наблюдений в группе воспитателей.
Занятие 11. Жизненное пространство.
— Дистанция и пространство общения с ребенком;
— "квадрат общения": общение между сверстниками (взрослый — взрослый и ребенок — ребенок) развивается "по горизонтали"; общение между взрослыми и детьми — "по вертикали";
— "живые скульптуры": совокупность упражнений, развивающих видение воспитателем того, каким его видят дети.
Занятие 12. Жизненное пространство (продолжение).
— Организация пространства общения с детьми: предлагаются различные модели, например организация взаимодействия "глаза в глаза", круговое размещение детей, более высокая мебель — дети сидят "за стойками" и т.п.; воспитатели предлагают свои собственные решения;
— воспитатель апробирует часть своих решений в общении с детьми (например, "разрешает" себе проводить занятие, сидя или лежа на ковре).
Занятие 13. Понимаем ли мы, чего хотят дети и каким они видят мир?
— Упражнения на развитие педагогической децентрации (например, "незаконченные предложения");
— "марсианское" восприятие ребенка: если то или иное высказывание взрослого услышит ребенок, какой вывод он сделает из услышанного (например, из высказывания
--- 144 ---
"Маленьким нельзя пить" ребенок может сделать вывод: "Вырасту большой — тогда и напьюсь").
Занятие 14. Какими мы видим детей?
— Задание на выявление личностных конструктов воспитателей: что есть для воспитателя "идеальный ребенок", "ребенок, в котором я вижу личность", "ребенок такой, как все" и т.п. (педагогические ценности);
— "ярлыки", которые мы навешиваем детям.
Занятие 15. Оказывается, можно безоговорочно влиять на ребенка, не прибегая к угрозам, наказаниям и запретам!
— Управление эмоциональным состоянием другого через варьирование собственных поз и жестов; как не позволить другому управлять моими собственными эмоциями;
— некоторые техники внушения в общении с детьми (избегать запретов с частицей "не", вводить избыточные альтернативы, учитывать доминирующие каналы общения, ориентироваться на ритм дыхания ребенка и т.п.);
— обсуждение, в каких пределах можно использовать эти техники.
Занятие 16. Вот, значит, каким меня видят дети!
— Серия методик, проводимых с детьми, позволяющих воспитателю понять, каким он выглядит в глазах детей (рисование детьми группы и в ней воспитателя; изображение себя, других детей, воспитателя в виде животных, космических пришельцев и т.п.).
|
|
Занятие 17. Вот какое влияние я оказываю на детей!
— Воспитателям предлагается обсудить ряд экспериментальных ситуаций, в которых изучается косвенное влияние, оказываемое воспитателем на детей (реализация метода "отраженной субъектности"); предлагается выбрать и придумать для самих себя "тестовую" ситуацию, в которой было бы интересно проследить влияние, оказываемое на детей (работа в малых группах);
— воспитатели осуществляют при поддержке коллег, которых они выбирают сами, диагностику своего влияния на детей;
— обсуждение результатов в группе.
--- 145 ---
Занятие 18. Влияние, которое на меня оказывают дети.
— Методики "отраженной субъектности", реализуемые на воспитателях: каков я, когда рядом со мной ребенок (как меняется мое самовосприятие, уровень активности и т.п.);
— заполнение опросника Джонгвард в ситуациях, когда рядом находится ребенок: построение и анализ эгограмм и сравнение их с первичными результатами;
— обсуждение путей выхода из затруднительных ситуаций в общении с детьми.
Занятие 19. Не так-то уж малы эти дети!
— Путешествие в мир взаимоотношений детей (анализ устойчивых объединений детей: "рядом, но не вместе", типы лидерства детей, скрытые манипуляции в общении между детьми);
— обсуждение проблемы: легко ли подружить детей, изменить статус ребенка в группе и т.п.
Занятие 20. "Параллельные миры" существуют.
И при том — совсем рядом!
— Построение схем диалогов с детьми, направленных на выявление и анализ детской субкультуры: что заботит детей, о чем они "судачат", над чем смеются, хотят ли быть взрослыми и т.п.;
— дискуссия: в мире детей взрослые находят свои подобия, но весьма необычные; о чем можно или нельзя разговаривать с детьми.