Мастерская педагогического общения по построению новых форм взаимодействия с детьми

Занятие 1. Что значит воспитывать, быть воспитателем?

— Взгляд на воспитателя глазами ребенка и глазами самого воспитателя; схема диалога с детьми ("Кто такой

--- 141 ---

воспитатель?", "Что он делает?" и т.п.); постановка косвен­ных вопросов; игра в воспитателя; замещение воспитателя;

— обсуждение в группе воспитателей взглядов на вос­питание: чем полезна или интересна та или иная точка зрения;

— выполнение воспитателями заданий, позволяющих вы­явить ориентацию на присутствие ребенка в различных жизненных ситуациях;

— обсуждение в группе темы " Дано ли нам предугадать, как слово наше отзовется?": что значит, с точки зрения вли­яния на ребенка, то, что говорится лично ему, или то, что говорится "между делом" о нем; косвенное влияние на ре­бенка и как научиться его учитывать.

На вводном занятии используются видеозаписи ситуаций педагогического общения.

Занятие 2. Оказывается, во мне уживаются три человека:

Родитель, Ребенок и Взрослый, и они так непохожи!..

— Структурный анализ: заполнение опросника Джонг-вард (с. 135), построение эгограмм и их анализ (используется материал Д.Дьюси: J.Dusay. Egograms: How I See You and You See Me);

— проигрывание ролей Родитель, Ребенок, Взрослый; как проявляются эго-состояния в поведении воспитателя и ре­бенка; признаки актуализации эго-срстояний (см. с. 132).

Занятие 3. Как мы общаемся?

— Анализ трансакций: разыгрывание основных паттернов общения, проявляющихся при взаимодействии взрослых лю­дей и во взаимоотношениях с ребенком воспитывающих взрослых (упражнение в тройках), осознание своих привыч­ных трансакций.

Занятие 4. Трансактный анализ в педагогическом общении.

— Обсуждение и проигрывание с воспитателями педаго­гических ситуаций по типам трансакций: 3*3*3*3 варианта общения с ребенком;

— ролевая игра "Разбросанные игрушки". (Воспитатель должен сделать так, чтобы разбросанные игрушки были со­браны.)

--- 142 ---

Занятие 5. Как мы программируем ребенка?

— Анализ родительского программирования: предписа­ний, директив, детских решений;

— элементы самоанализа (метод "незаконченных предло­жений").

Занятие 6. Педагогическое программирование.

— Анализ педагогических ситуаций, воспитатель может "запрограммировать" ребенка.

Занятие 7. В этом я не могу распоряжаться самим собой.

— Проявление программирования: жизненные позиции, рэкет, "игры"1;

— как можно управлять "игровым поведением" и кор­ректировать его;

— "игровое" (манипулятивное) поведение во взаимоотно­шениях ребенок — воспитывающий взрослый и в общении детей между собой, анализ "игр" в детском саду.

Занятие 8. Если сейчас я Родитель — то...,

Если сейчас я Взрослый — то...,

Если сейчас я Ребенок — то...

— Обсуждение и проигрывание с воспитателями педаго­гических ситуаций, когда необходимо занять позицию Родителя, Взрослого или Ребенка; как в таком случае с максимальной пользой для ребенка общаться с ним; какие ошибки нас здесь подстерегают — проблемы оценки запре­та, наказаний, правило трех "П" (Понимание, Принятие, Признание), игра с ребенком;

— обсуждение и проигрывание с воспитателем ситуаций, в которых необходимо изменить трансактную роль ребенка.

Занятие 9. Как пробуждать в ребенке Взрослого, Родителя, Ребенка (продолжение).

— Техники актуализации эго-состояний, активное слуша­ние, прием парафразы;

--- 143 ---

— способы опосредованной и непосредственной передачи информации о своих чувствах;

— ролевая игра со скрытым мотивом.

Занятие 10. Оказывается, мы понимаем друг друга без слов!

— Невербальные знаки: серия заданий, в ходе которых воспитатели сами открывают для себя смысл некоторых же­стов и поз; изучение других невербальных знаков; сокрытие чувств и управление чувствами;

— наблюдение за детьми: какие позы и жесты наиболее типичны в вашей группе;

обсуждение наблюдений в группе воспитателей.

Занятие 11. Жизненное пространство.

— Дистанция и пространство общения с ребенком;

— "квадрат общения": общение между сверстниками (взрослый — взрослый и ребенок — ребенок) развивается "по горизонтали"; общение между взрослыми и детьми — "по вертикали";

— "живые скульптуры": совокупность упражнений, раз­вивающих видение воспитателем того, каким его видят дети.

Занятие 12. Жизненное пространство (продолжение).

— Организация пространства общения с детьми: пред­лагаются различные модели, например организация взаимодействия "глаза в глаза", круговое размещение детей, более высокая мебель — дети сидят "за стойками" и т.п.; воспитатели предлагают свои собственные решения;

— воспитатель апробирует часть своих решений в обще­нии с детьми (например, "разрешает" себе проводить занятие, сидя или лежа на ковре).

Занятие 13. Понимаем ли мы, чего хотят дети и каким они видят мир?

— Упражнения на развитие педагогической децентрации (например, "незаконченные предложения");

— "марсианское" восприятие ребенка: если то или иное высказывание взрослого услышит ребенок, какой вывод он сделает из услышанного (например,  из высказывания

--- 144 ---

"Маленьким нельзя пить" ребенок может сделать вывод: "Вырасту большой — тогда и напьюсь").

Занятие 14. Какими мы видим детей?

— Задание на выявление личностных конструктов воспи­тателей: что есть для воспитателя "идеальный ребенок", "ребенок, в котором я вижу личность", "ребенок такой, как все" и т.п. (педагогические ценности);

— "ярлыки", которые мы навешиваем детям.

Занятие 15. Оказывается, можно безоговорочно влиять на ребенка, не прибегая к угрозам, наказаниям и запретам!

— Управление эмоциональным состоянием другого через варьирование собственных поз и жестов; как не позволить другому управлять моими собственными эмоциями;

— некоторые техники внушения в общении с детьми (из­бегать запретов с    частицей "не", вводить избыточные альтернативы, учитывать доминирующие каналы общения, ориентироваться на ритм дыхания ребенка и т.п.);

— обсуждение, в каких пределах можно использовать эти техники.

Занятие 16. Вот, значит, каким меня видят дети!

— Серия методик, проводимых с детьми, позволяющих воспитателю понять, каким он выглядит в глазах детей (ри­сование детьми группы и в ней воспитателя; изображение себя, других детей, воспитателя в виде животных, космиче­ских пришельцев и т.п.).

Занятие 17. Вот какое влияние я оказываю на детей!

— Воспитателям предлагается обсудить ряд эксперимен­тальных ситуаций, в которых изучается косвенное влияние, оказываемое воспитателем на детей (реализация метода "отраженной субъектности"); предлагается выбрать и при­думать для самих себя "тестовую" ситуацию, в которой было бы интересно проследить влияние, оказываемое на детей (ра­бота в малых группах);

— воспитатели осуществляют при поддержке коллег, ко­торых они выбирают сами, диагностику своего влияния на детей;

— обсуждение результатов в группе.

--- 145 ---

Занятие 18. Влияние, которое на меня оказывают дети.

— Методики "отраженной субъектности", реализуемые на воспитателях: каков я, когда рядом со мной ребенок (как меняется мое самовосприятие, уровень активности и т.п.);

— заполнение опросника Джонгвард в ситуациях, когда рядом находится ребенок: построение и анализ эгограмм и сравнение их с первичными результатами;

— обсуждение путей выхода из затруднительных ситуа­ций в общении с детьми.

Занятие 19. Не так-то уж малы эти дети!

— Путешествие в мир взаимоотношений детей (анализ устойчивых объединений детей: "рядом, но не вместе", типы лидерства детей, скрытые манипуляции в общении между детьми);

— обсуждение проблемы: легко ли подружить детей, из­менить статус ребенка в группе и т.п.

Занятие 20. "Параллельные миры" существуют.

И при том — совсем рядом!

— Построение схем диалогов с детьми, направленных на выявление и анализ детской субкультуры: что заботит детей, о чем они "судачат", над чем смеются, хотят ли быть взрос­лыми и т.п.;

— дискуссия: в мире детей взрослые находят свои под­обия, но весьма необычные; о чем можно или нельзя разговаривать с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: