Развивающая ситуация.
Семь карточек с контурными изображениями характерного для определенной эмоции жеста и позы и соответствующий набор карточек с нарисованными лицами с адекватными мимическими выражениями к каждому из пантомимических образцов.
Ход задания.
Перед ребенком раскладываются карточки с "безголовыми фигурами". Ребенку: "Ты видел(а), что у людей и даже у зверей ручки и ножки могут радоваться, злиться, пугаться. Видел, да? А покажи, как ручки испугались? Вот, правиль-
--- 128 ---
но, или (если ребенок не показывает) вот так (показывает взрослый). А теперь посмотри, к какой фигурке подойдет это личико: видишь, какое тут выражение. Ручки, ножки тоже могут переживать". И экспериментатор предлагает одну из "головок" для восстановления всего эмоционального образа.
В результате правильного соединения карточек получается задуманная фигура.
Методика IV. Игра "Лев и собачка"
(дополнительная)
Развивающая ситуация. Две плоскостные (фанерные) фигурки-куклы: "злой" лев и "грустная" собачка.
|
|
Ход задания.
I этап. "Догонялки" — игра на ловкость. Взрослый партнер (диагност) предлагает ребенку поиграть в догонялки и выбирает себе собачку, ребенку остается лев. Если ребенок тоже хочет взять собачку, то надо мягко предложить ребенку взять собачку в следующей игре, в другой раз. А сейчас: "Вот тебе лев, смотри, какой он ловкий, сильный, как далеко прыгает. Догоняй, лев: собачка убегает". Начинается игра на ловкость, типа "догонялки". Собачка время от времени прячется за край стола и выглядывает оттуда.
II этап. "Дай имя". Собачка "осмелела". Собачка выглядывает из-за края стола, спрашивает: "Лев, как тебя зовут?" Пауза — предполагается ответ ребенка. Если нет ответа, то собачка говорит: "Меня зовут Шарик (Бобик, Рич и т. п.). А тебя как?" Пауза. Если ребенок не отвечает, то это расценивается как ОТК (отказ).
III этап. "Травма". Лев гоняется за собачкой. Взрослый подстраивает "столкновение". Собачка: "Ой, ой, мне больно, ты, наверное, сломал мне лапку. Не могу встать". Таким образом обозначается перелом в игре: из простых догонялок, через процесс персонализации, вернее "персона-желизации", игра превращается в ролевую и гуманистическую, с эмпатийной направленностью.
Наблюдение за поведением льва. Если лев ничего не делает, взрослый добавляет "стонов", "плачей" от имени собачки, ее жалоб. Снова пауза для заполнения ее предполагаемыми эмпатийными действиями со стороны льва. Если ребенок не реагирует, то взрослый обращается с прямым
--- 129 ---
вопросом (уже от себя, а не от собачки): "А что, лев не пожалеет собачку?" Пауза.
|
|
Далее игра некоторое время может творчески развиваться по замыслу ребенка.
Любое из этих заданий (или несколько) может быть рас-смотренно как опора для выдвижения методистами и воспитателями собственных предложений по конструированию ситуаций развития эмоциональной сферы детей. Задания, не включенные в список, предъявляемый всей группе обучающихся, могут быть использованы как "подсказки" для ведения работы в малых группах.
--- 130 ---
VI. СОЗДАНИЕ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ
(стратегия работы с методистами-инноваторами)
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЕТОД ИСТОВ-ИННОВАТОРОВ
Подготовка методистов к новым условиям педагогической деятельности ведется в два этапа.
На первом этапе (мы назовем его этапом "погружения") методисты осваивают новое содержание и формы работы педагога в соответствии с принципами личностно-ориенти-рованной дидактики. Обучение ведут психологи. Цель работы — усвоение ценностей и формирование профессиональных установок, составляющих альтернативу ценностям и установкам учебно-дисциплинарной модели педагогической деятельности. Условием этого является личностная переориентация педагогов через "проживание" ситуаций, порождающих новый опыт общения — опыт фрустрации предшествующих педагогических установок, самоанализа и самостоятельного действования в неординарных условиях, управления ходом общения, видения себя в "зеркале" детей и т.п. Все это образует "Мастерскую педагогического общения".
Важный раздел работы — "Мастерская педагогического творчества": методисты, опираясь на предложенные модели развивающих заданий, создают собственные.
Возможность "проживания" и рефлексии таких ситуаций педагогического общения и творчества предоставляет групповая работа.
На втором этапе (этапе реализации) методисты из участников группы превращаются в ведущих аналогичной группы воспитателей своего детского сада. При этом группа методистов встречается в прежнем составе, а психологи становятся кураторами самостоятельной психолого-педагогической работы методистов-инноваторов.
--- 131 ---