Методика III. Пантомимика

Развивающая ситуация.

Семь карточек с контурными изображениями характер­ного для определенной эмоции жеста и позы и соответствующий набор карточек с нарисованными лицами с адекватными мимическими выражениями к каждому из пантомимических образцов.

Ход задания.

Перед ребенком раскладываются карточки с "безголовы­ми фигурами". Ребенку: "Ты видел(а), что у людей и даже у зверей ручки и ножки могут радоваться, злиться, пугаться. Видел, да? А покажи, как ручки испугались? Вот, правиль-

--- 128 ---

но, или (если ребенок не показывает) вот так (показывает взрослый). А теперь посмотри, к какой фигурке подойдет это личико: видишь, какое тут выражение. Ручки, ножки тоже могут переживать". И экспериментатор предлагает одну из "головок" для восстановления всего эмоционального образа.

В результате правильного соединения карточек получа­ется задуманная фигура.

Методика IV. Игра "Лев и собачка"

(дополнительная)

Развивающая ситуация. Две плоскостные (фанерные) фигурки-куклы: "злой" лев и "грустная" собачка.

Ход задания.

I этап. "Догонялки" — игра на ловкость. Взрослый партнер (диагност) предлагает ребенку поиграть в догонялки и выбирает себе собачку, ребенку остается лев. Если ребе­нок тоже хочет взять собачку, то надо мягко предложить ребенку взять собачку в следующей игре, в другой раз. А сейчас: "Вот тебе лев, смотри, какой он ловкий, сильный, как далеко прыгает. Догоняй, лев: собачка убегает". Начи­нается игра на ловкость, типа "догонялки". Собачка время от времени прячется за край стола и выглядывает оттуда.

II этап. "Дай имя". Собачка "осмелела". Собачка выглядывает из-за края стола, спрашивает: "Лев, как тебя зовут?" Пауза — предполагается ответ ребенка. Если нет ответа, то собачка говорит: "Меня зовут Шарик (Бобик, Рич и т. п.). А тебя как?" Пауза. Если ребенок не отвечает, то это расценивается как ОТК (отказ).

III этап. "Травма". Лев гоняется за собачкой. Взрос­лый подстраивает "столкновение". Собачка: "Ой, ой, мне больно, ты, наверное, сломал мне лапку. Не могу встать". Таким образом обозначается перелом в игре: из простых догонялок, через процесс персонализации, вернее "персона-желизации",  игра  превращается в ролевую и гуманистическую, с эмпатийной направленностью.

Наблюдение за поведением льва. Если лев ничего не де­лает, взрослый добавляет "стонов", "плачей" от имени собачки, ее жалоб. Снова пауза для заполнения ее предполагаемыми эмпатийными действиями со стороны льва. Если ребенок не реагирует, то взрослый обращается с прямым

--- 129 ---

вопросом (уже от себя, а не от собачки): "А что, лев не пожалеет собачку?" Пауза.

Далее игра некоторое время может творчески развивать­ся по замыслу ребенка.

Любое из этих заданий (или несколько) может быть рас-смотренно как опора для выдвижения методистами и воспитателями собственных предложений по конструирова­нию ситуаций развития эмоциональной сферы детей. Задания, не включенные в список, предъявляемый всей группе обучающихся, могут быть использованы как "под­сказки" для ведения работы в малых группах.

--- 130 ---

VI. СОЗДАНИЕ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ

(стратегия работы с методистами-инноваторами)

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЕТОД ИСТОВ-ИННОВАТОРОВ

Подготовка методистов к новым условиям педагогической деятельности ведется в два этапа.

На первом этапе (мы назовем его этапом "погружения") методисты осваивают новое содержание и формы работы педагога в соответствии с принципами личностно-ориенти-рованной дидактики. Обучение ведут психологи. Цель работы — усвоение ценностей и формирование профессио­нальных установок, составляющих альтернативу ценностям и установкам учебно-дисциплинарной модели педагогической деятельности. Условием этого является личностная переори­ентация педагогов через "проживание" ситуаций, порождающих новый опыт общения — опыт фрустрации предшествующих педагогических установок, самоанализа и самостоятельного действования в неординарных условиях, управления ходом общения, видения себя в "зеркале" детей и т.п. Все это образует "Мастерскую педагогического обще­ния".

Важный раздел работы — "Мастерская педагогического творчества": методисты, опираясь на предложенные модели развивающих заданий, создают собственные.

Возможность "проживания" и рефлексии таких ситуаций педагогического общения и творчества предоставляет груп­повая работа.

На втором этапе (этапе реализации) методисты из уча­стников группы превращаются в ведущих аналогичной группы воспитателей своего детского сада. При этом группа методистов встречается в прежнем составе, а психологи становятся кураторами самостоятельной психолого-педагоги­ческой работы методистов-инноваторов.

--- 131 ---


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: