Мимический язык
Развивающая ситуация.
Набор из семи черно-белых фотографических карточек, изображающих мимические образцы (приблизительный размер открытки), по одной карточке на каждый образец ("смех", "плач", "злость", "страх", "презрение", "обида", "отвращение")1.
--- 126 ---
Ход задания.
Введение в диагностическое обследование ребенка: "Сейчас мы с тобой поиграем, посмотрим картинки, послушаем разные голоса. Хорошо? Сначала посмотрим картинки. Только смотри внимательно на личики".
Ребенку фоторяд предъявляется по одной фотокарточке вопросом: "Кто тут?" Уточняющий вопрос: "Мальчик, девочка, дядя, тетя?" И — далее: "Что с ним (с ней)? Какое у него (нее) лицо?"
Если ребенок затрудняется ответить, то ему дается опорное описание соответствующей ситуации, которое зафиксировано на оборотной стороне карточки. Ответ заносится в протокол во втором случае с пометкой ПС ("после ситуации"). Описанию ситуации предшествуют слова экспериментатора: "Хочешь я тебе расскажу, что случилось с этим мальчиком (девочкой и т. д.)?" Дети, как правило, хотят послушать. Если после описания соответствующей ситуации ребенок затрудняется с ответом, в протоколе ставится прочерк.
|
|
Образные картинки
Развивающая ситуация.
Набор из семи карточек с теми же мимическими образцами: "смех, "плач", "злость", "страх", "презрение", "обида", "отвращение". Карточки нарисованы художником по инструкции психолога.
Ход задания.
Тот же, что и для фоторяда, за исключением наличия описания опорных ситуаций.
Мимический язык (невербальный вариант)
"Кто здесь смеется?"
Развивающая ситуация.
Любая серия карточек фото- или изоряда.
Ход задания.
Перед ребенком выкладывается либо фоторяд (7 единиц), либо изоряд (7 единиц). Ребенку: "Посмотри, кто здесь плачет, кто сердится (злится), кто смеется и т. д. (В произвольном порядке.) Покажи пальчиком".
--- 127 ---
Методика II. Вокализация
Развивающая ситуация.
Кассета с аудиозаписью: сначала записано звучание плача, смеха, рыка и т. д.; после паузы — те же вокализации с опорными (помогающими) высказываниями типа: "Ой, ой, умора, мальчик, а завязал бантик!!!" — на фоне смеха. И далее после паузы все эмоциональные образцы передаются соответствующей интонацией при произнесении одной и той же фразы: "Иди сюда скорей!" (смешливым голосом, плачущим и т. д.).
Ход задания.
Ребенку говорится: "А сейчас мы послушаем, как мальчик или девочка будет сердиться, обижаться, смеяться... и т. п. Ты скажи, что с ним, хорошо?"
|
|
Если ребенок отвечает правильно по поводу каждого из звуковых образцов, то экспериментатор пропускает на пленке следующую серию (вокализации со словами). Однако пока этого не случилось ни разу.
Следующая серия — с опорными высказываниями — сопровождается той же инструкцией, только внимание ребенка обращается на то, что мальчик (девочка) будет еще и говорить. Когда даются интонационные образцы, экспериментатор говорит ребенку: "Сейчас мальчик (девочка) будет говорить фразу "Иди сюда скорей", но разными голосами. Он будет говорить это, когда ему весело, когда он плачет и т. д. Ты послушай и скажи, что с ним (ней). Только тебе идти никуда не надо и повторять это тоже не надо".