Методика I. Изображение

Мимический язык

Развивающая   ситуация.

Набор из семи черно-белых фотографических карточек, изображающих мимические образцы (приблизительный раз­мер открытки), по одной карточке на каждый образец ("смех", "плач", "злость", "страх", "презрение", "обида", "от­вращение")1.

--- 126 ---

Ход задания.

Введение в диагностическое обследование ребенка: "Сей­час мы с тобой поиграем, посмотрим картинки, послушаем разные голоса. Хорошо? Сначала посмотрим картинки. Толь­ко смотри внимательно на личики".

Ребенку фоторяд предъявляется по одной фотокарточке вопросом: "Кто тут?" Уточняющий вопрос: "Мальчик, девоч­ка, дядя, тетя?" И — далее: "Что с ним (с ней)? Какое у него (нее) лицо?"

Если ребенок затрудняется ответить, то ему дается опор­ное описание соответствующей ситуации, которое зафиксировано на оборотной стороне карточки. Ответ зано­сится в протокол во втором случае с пометкой ПС ("после ситуации"). Описанию ситуации предшествуют слова экспе­риментатора: "Хочешь я тебе расскажу, что случилось с этим мальчиком (девочкой и т. д.)?" Дети, как правило, хотят послушать. Если после описания соответствующей ситуации ребенок затрудняется с ответом, в протоколе ставится про­черк.

Образные картинки

Развивающая ситуация.

Набор из семи карточек с теми же мимическими образ­цами: "смех, "плач", "злость", "страх", "презрение", "обида", "отвращение". Карточки нарисованы художником по инст­рукции психолога.

Ход задания.

Тот же, что и для фоторяда, за исключением наличия описания опорных ситуаций.

Мимический язык (невербальный вариант)

"Кто здесь смеется?"

Развивающая ситуация.

Любая серия карточек фото- или изоряда.

Ход задания.

Перед ребенком выкладывается либо фоторяд (7 единиц), либо изоряд (7 единиц). Ребенку: "Посмотри, кто здесь пла­чет, кто сердится (злится), кто смеется и т. д. (В произвольном порядке.) Покажи пальчиком".

--- 127 ---

Методика II. Вокализация

Развивающая ситуация.

Кассета с аудиозаписью: сначала записано звучание пла­ча, смеха, рыка и т. д.; после паузы — те же вокализации с опорными (помогающими) высказываниями типа: "Ой, ой, умора, мальчик, а завязал бантик!!!" — на фоне смеха. И далее после паузы все эмоциональные образцы передаются соответствующей интонацией при произнесении одной и той же фразы: "Иди сюда скорей!" (смешливым голосом, плачу­щим и т. д.).

Ход задания.

Ребенку говорится: "А сейчас мы послушаем, как маль­чик или девочка будет сердиться, обижаться, смеяться... и т. п. Ты скажи, что с ним, хорошо?"

Если ребенок отвечает правильно по поводу каждого из звуковых образцов, то экспериментатор пропускает на плен­ке следующую серию (вокализации со словами). Однако пока этого не случилось ни разу.

Следующая серия — с опорными высказываниями — со­провождается той же инструкцией, только внимание ребенка обращается на то, что мальчик (девочка) будет еще и го­ворить.   Когда  даются   интонационные  образцы, экспериментатор говорит ребенку: "Сейчас мальчик (девоч­ка) будет говорить фразу "Иди сюда скорей", но разными голосами. Он будет говорить это, когда ему весело, когда он плачет и т. д. Ты послушай и скажи, что с ним (ней). Только тебе идти никуда не надо и повторять это тоже не надо".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: