Понятие государственной службы

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Таким образом, государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов [65] . По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах и иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.).

 

Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[66] определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

1) Российской Федерации и ее субъектов;

2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов) и органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ (государственных органов субъектов РФ);

3) лиц, замещающих так называемые политические государственные должности, т. е. лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Указанные государственные должности устанавливаются, во-первых, Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.), а во-вторых, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации.

Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где указывается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

  1. Виды государственной службы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

В соответствии с действующим законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы:

1) федеральная государственная служба;

 2) государственная служба субъектов РФ.

Государственная гражданская служба (ГГС) - это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы, по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РФ, государственных органов, лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.      Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Согласно российскому законодательству о федеральной государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Отношения, связанные с государственной гражданской службой регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[67], а также иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.

  На территории Красноярского края вопросы государственной гражданской службы регулируются Законом Красноярского края от 20.12.2005 N 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» (подписан Губернатором Красноярского края 30.12.2005)[68].

Военная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, в федеральных органах исполнительной власти по обеспечению обороны и безопасности государства (МЧС, Служба внешней разведки, ФСБ, ФСО), а также в правоохранительных органах (военные суды, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного Комитета).

Следует также уточнить, что военная служба может осуществляться только на федеральном уровне, соответственно нет Вооруженных Сил на уровне субъекта РФ.

Правовыми источниками военной службы являются Федеральных закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[69], Федеральных закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[70], Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[71], Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[72], Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)[73] и др.

Правоохранительная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах государственной власти, а также государственных органах, и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по противодействию коррупции и терроризму, по защите прав и свобод человека и гражданина (МВД, ФСБ, ФТС, ФССП, ФСИН и органы прокуратуры).

  Правовыми источниками правоохранительной службы являются Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[74], Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[75], Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[76] и др.

  1. Принципы государственной службы.

Современный законодатель не дает определения принципов государственной службы, хотя и перечисляет их в различных законодательных и иных нормативных актах. Таким образом, можно говорить именно о правовых принципах государственной службы.

Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач, функций и полномочий органов государства, правового статуса государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.

Значение принципов государственной службы заключается в следующем:

1) принципы современной государственной службы должны объективно отражать сущность государственной службы, ее наиболее важные черты. Они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт государственной службы;

2) принципы государственной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, т.е. они отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений;

3) принципы являют собой активное, динамичное начало, поскольку они обуславливают определенную законодательную модель государственной службы.

При классификации принципов государственной службы, как и при изучении принципов государственного управления, целесообразно выделять конституционные и организационные принципы.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. К ним относятся:

1) принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) принцип приоритера прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанность их признания, соблюдения и защиты;

3) принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

4) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) принцип равного доступа граждан к государственной службы в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства.

Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в органах государства. К ним относятся:

1) принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами государства и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством;

2) принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе (единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы);

3) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;

4) принцип гласности в осуществлении государственной службе;

5) принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6) принцип стабильности государственной службы;

7) принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

8) принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как органов государства и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;

9) принцип социально-правовой защиты;

10) запрет служащим на участие в забастовке.              

  1. Понятие и виды государственных должностей.

В действующем российском законодательстве о государственной службе государственная должность определяется как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными и кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного орган, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия: 1) должность – это структурная единица органов государственной власти; 2) она учреждается в установленном законом порядке; 3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям органа государственной власти; 4) включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

Согласно нормативным положениям о видах государственной службы должности государственной службы можно разделить на следующие виды:

1) должности государственной гражданской службы:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

2) воинские должности;

3) должности правоохранительной службы.

Одним из важнейших правовых источников развития и конкретизации конституционных основ государственной службы является принятый Президентом РФ Указ от 11.01.1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»[77], который устанавливает Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. В нем содержится перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Выделяются, например, государственные должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Первого заместителя Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, Министра Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального министра, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянного представителя (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), Председателя Совета Федерации, Первого заместителя, заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, Председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания, Члена комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Первого заместителя, заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания, Руководителя фракции в Государственной Думе Федерального Собрания, Председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, Члена комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Первого заместителя, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Председателя Счетной палаты, Заместителя Председателя Счетной палаты, Аудитора Счетной палаты, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе), Председателя федерального суда, Заместителя Председателя федерального суда, Судьи федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: