Факторы народной педагогики

Введение

«Воспитание, созданное самим народом и основанное

 

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский.

Одним из важнейших условий формирования духовно-нравственных качеств младших школьников является приобщениям к народным традициям места, где проживает школьник, области, страны. Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями, поэтому эти традиции проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Они имеют познавательную, культурную, развивающую, развлекательную и другие функции, которые представляют важнейший аспект в формировании духовно-нравственных качеств.

Изучение народных традиций всегда актуально, поскольку оно обращено прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Через века и тысячелетия нам старались сохранить и передать народные традиции.

Изучение народных традиций как средство духовно-нравственных качеств стало приоритетным в современных условиях. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей.

Истинная народная культура - это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Изучение народных традиций надо начинать с восстановления в памяти семейной и культурной. Развитие школы с использованием народных традиций, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива.

Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования народных традиций.

 

 

Русские народные традиции в воспитании детей

Народная педагогика создала яркие образы совершенного человека. Так традиционные характеристики идеальной девушки «умница и красавица». Ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум предполагает так же наличие многих умений, трудолюбие, творческий потенциал. Мужской идеал «добрый молодец». Черты характера «доброго молодца» даны ещё более развёрнуто. Так например один из самых любимых русским народом добрых молодцев Илья Муромец «удаленький» «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан, храбр и смел, народный заступник, справедлив и милосерден.

Воспитательные средства народной педагогики:

- загадки, основная цель умственное воспитание

- пословицы и песни, основная цель – нравственное и эстетическое воспитание

- сказки – синтетическое средство, призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания

-игры, праздники, вбирают в себя все вышеперечисленные средства, «педагогика в действии»

-традиции, обычаи

Все виды народного творчества – средства народной педагогики.

Факторы народной педагогики.

Основными факторами народной педагогики, а соответственно и народного воспитания является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал, символ)

1. Природа.

Жизнь ребёнка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Народ и природа неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле.

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к родной природе.

На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы.

Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. В традиционной педагогике слова «хороший», «естественный» и «природосообразный» и, наоборот, «плохой» «злой», «неестественный» считаются синонимами. На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом ее сила. «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, опираясь на нее, предоставил бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитиния всей человеческой жизни».

2. Игра.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Важная роль детских игр – в развитии в детях ловкости и проворства. Посредством игр ребёнку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение к правилам поведения. Игры для детей – своего рода уроки, готовящие к труду, взрослой жизни.

Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры – уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми.

3. Слово

Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте, как и все словесные средства обучения и воспитания.

Фольклор- устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песенок. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все самое ценное, что существовало ранее.

В.А. Сухомлинский считал, что сказки, потешки, песенки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

В конце 20 века, да и сейчас, в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание к предметам, животным, людям. Автор книги «Русский детский фольклор» Мельников М.Н. отмечал: «Колыбельные песни по мнению народа- спутник детства». Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. А.П.Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, песенки и т.д являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младших группах.

Кроме малых форм хочется обратить внимания на русские сказки. Сказка-то, что сказывают. В.А.Сухомлинский говорил: «Сказка-это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем русский народ.». Из сказок можно узнать как жил, как трудился русский народ. Сказки учат добру, гуманности, где добро всегда побеждает зло, а справедливость всегда торжествует. Сказки помогают понять историю страны, любить свою Родину.

4. Труд. Общение. Традиции.

В народе ценится единство слова и дела. Детям внушается мысль о необходимости мало говорить и много делать.«Труд - всему отец». Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.

5. Искусство. Пример-идеал.

Пример — идеал славяне видели в природе.

У славян обожествляются озера, реки, овраги, холмы, родники, отдельные деревья, они объявляются местопребыванием вполне определенных богов-покровителей и называются их именами. К каждой травинке, к каждой букашке, к каждому листку здесь - трепетное отношение. Ни один человек напрасно ветки не сломает, листка не сорвет, птичье гнездышко он далеко обойдет, чтобы не потревожить птенцов. И тому учат детей. Однако гармония, нежная, хрупкая, как горный хрусталь, чуть что - и рассыпается на мелкие осколки. Грубое вмешательство в жизнь природы имеет страшные последствия, делая людские души пустыми, холостыми, черствыми, неспособными откликнуться на зов родины. И тогда погибает страна, исчезает народ.

Народная педагогика сильна именно гармоническим взаимодействием компонентов воспитания. Все в ней взаимосвязано, все факторы народного воспитания не существуют обособленно, в отрыве один от другого. Например, природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства...

Не у многих родителей есть возможность в точности придерживаться всех тех правил воспитания ребенка, которым следовали наши мудрые предки, принимая во внимание то, что большинство из нас живет в городах, а не в славянских общинах. Но, тем ни менее, многие основы и принципы мы вполне в силах перенять и применить...

Вот так выглядит последовательность в воспитании человека.

1 Я

2 Семья

3 Род

4 Народ

5 Мир

Рождаясь, ребенок познает себя: кто я, какой, что у меня есть и т.д. В этом познании ему помогают РОДИТЕЛИ! Через потешки, песенки, колыбельные...

Затем он приобретает знания о семейных устоях, семейных привычках, семейном распорядке, отношениях в семье. Ребенок овладевает родной речью.

После того, как ребенок осваивается в семье, овладевает родовыми знаниями он начинает осваивать традицию своего народа. Песни, игры, танцы, прикладное искусство, рукоделие – это все способствует гармоничному воспитанию ребенка для жизни на территории проживания своего народа. РОДНОЙ народ — это тот народ, на территории которого и среди которого человек живет.

Только познав Родную речь, традицию Родного народа, Родной земли, мы можем постигать весь остальной мир. Только тогда познание традиций других народов пройдет для нас гармонично, без разрушения собственного мировоззрения.

Только тогда мы по-настоящему сможем оценить величие как своей традиции, так и традиций других народов. Только тогда мы обогатимся, а не заменим “шило на мыло”. Только тогда мы сможем адекватно воспринимать чужой благой опыт, отделяя необходимую НАМ мудрость, от ненужных наслоений. Не все подряд “глотать”, как сейчас часто происходит, а только мудрость. Привлечение чужой традиции вместо своей приводит к слепому копированию и подражанию. Что сейчас и происходит.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: