Традиции воспитания девочек на Руси

На Руси воспитание исторически было окружено поверьями и всевозможными обрядами. Особый взгляд у наших предков был на вопросы дисциплины.

Например, детей обязательно учили почитать старших и выполнять волю своего отца и матери. При этом девочек и мальчиков воспитывали принципиально по-разному.

Мальчики, в представлении наших предков, должны были стать добытчиками, а девочки - будущими хозяйками и матерями. С детства их учили аккуратности, прилежности, почтению к старшим, трудолюбию, целомудрию. Свою невинность они обязаны были хранить для будущего мужа.

В основе жизни в Древней Руси был "Домострой". От главы семьи он требовал, чтобы дочь воспитывалась в строгости. Девочки с раннего возраста обязаны были помогать по хозяйству.

Например, им в обязанности вменялся уход за младшими детьми, помощь по дому и в поле. Мать стремилась передать своей дочери как можно больше важных и полезных навыков, чтобы ее дочь выросла хорошей женой.

Для этого девочек учили рукодельничать, шить, вести хозяйство, вкусно готовить.

Буквально с первых лет жизни дочери следовало готовить приданое. Считалось удачей, если девочка сама начинала вышивать, чтобы своими руками могла сделать хотя бы часть своего приданого.

Обряды касались и ее внешнего вида. Например, волосы с малолетства заплетались в трехлучевую косу. Это считалось символом объединения жизненных сил. Косу при этом следовало расположить строго вдоль позвоночника. В таком случае она наполнялась этими силами, готовясь к будущему материнству.

Когда она выходила замуж, следовало начать заплетать две косы. И этому было объяснение. Ведь теперь жизненными силами следовало наполнять не только себя, но и будущего ребенка.

Важный этап взросления - обряд вскакивания в поневу. Это было полотнище ткани, которое женщины в Древней Руси использовали в качестве юбки.

До 15-16 лет девочки в русских семьях носили длинные рубахи. Только в подростковом возрасте переодевались в поневу. Причем ради такого события собиралась вся родня. На ритуальный обряд даже приглашали соседей.

Начиналось все с того, что девушка поднималась на лавку, установленную посреди дома. По ней она начинала ходить в разные стороны. При этом матери нужно было следовать за ней с раскрытой поневой, уговаривая дочь "вскочить в нее".

Та по традиции в ответ категорически отказывалась. Завершение этого обряда символизировало, что она официально объявляла себя девушкой на выданье. После этого молодые люди могли приходить к ее родителям свататься.

Процесс обучения для девочки проводила мать. Строила она его исключительно на собственном примере. Например, во время полевых или домашних работ демонстрировала дочери, как выполнять ту или иную работу. Со временем доверяла ей помогать себе, а затем поручала самостоятельно выполнять те или иные обязанности.

По мере освоения новых навыков ее функционал значительно расширялся. Если в шесть лет ей могли поручить только уход за цыплятами, то 11 лет деревенские девочки уже доили коров и выгоняли их на пастбище.

Непрерывность и поступательность образовательного процесса гарантировали успешные результаты обучения.

 

 

Одежда для девочек разного возраста на Руси

Одежда младенцев

При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь - пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки - на голое тело. Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения, потому что пояс образует вокруг тела круг - древнейший защитный символ. Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности. Носить его следовало до тех пор, пока ребенок не начинал ходить. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери, а для мальчика - из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом во время беременности.

Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.

Одежда малышей

Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху - конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.
Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Детские рубахи шились или перешивались из старой одежды родителей или старших сестер-братьев. С практической стороны удобство такой одежды для маленького ребенка очевидно (особенно при отсутствии памперсов). Символически же белая, без вышивок и оторочек рубаха трактовалась как знак того, что ребенок (точнее, его душа) только недавно пришел на землю из Ирия (Рая), и еще не успел “запачкаться” грехами земной жизни.

Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.


Одежда отроков

По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию - из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс. Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получали балахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины).

Одежда молодежи

В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

 

 

Вывод

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно, ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: