МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
М.В. Щербакова
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ:
Характеристика и логика педагогического исследования
учебно-методическое пособие для студентов магистратуры
по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»
Основная образовательная программа:
«Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий»
Воронеж, 2017
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом факультета романо-
германской филологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», протокол № 6 от 07.02.2017
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Бережная
Щербакова М.В. Магистерская диссертация: характеристика и логика педагогического исследования: учебно-методическое пособие. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. – 66 с.
ISBN 978-5-9273-2585-6
|
|
Пособие разработано на основе требований к итоговой государственной аттестации, установленных ФГОС ВО по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», а также с учетом положений паспорта научной специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». В нем рассмотрены состав, структура, научный аппарат магистерской диссертации, рекомендации по её подготовке и защите, а также особенности исследовательского процесса, его содержания и выполнения этапов, отражающие современную методологию научно-исследовательской деятельности в области образования. Характеристика и логика педагогического исследования составляют методологический каркас магистерской диссертации, представляют структуру её описания.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре факультета романо-германской филологии по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий», может быть полезно магистрантам других гуманитарных направлений и профилей высшего образования в рамках укрупненной группы направлений подготовки «Образование и педагогика».
ВВЕДЕНИЕ
В структуре современного российского высшего образования степень магистра по научному уровню следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, так как отражает образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него компетенций, необходимых начинающему научному работнику.
|
|
Магистратура – ступень высшего образования, направленная на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований. В связи с этим ведущая роль в образовательном процессе принадлежит такой форме организации учебно-познавательной деятельности магистранта как самостоятельное выполнение им научно-исследовательской работы по конкретной теме. Однако, подготовка магистерской диссертации вызывает у студентов значительные затруднения, связанные с методикой ее проведения, правилами оформления, критериями оценивания.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит основные характеристики и требования, предъявляемые к магистерским работам по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование». Пособие призвано помочь студентам не только осмыслить основные правила подготовки научной работы, но и разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при проведении педагогического исследования.
Необходимость написания данного учебно-методического пособия обусловлена несколькими причинами. Опыт и культура подготовки магистерских диссертаций для российского образования, по сути, отсутствуют – они только формируются. Это вызывает у студентов определенные и существенные трудности при выполнении и написании магистерской диссертации. Почти каждый вуз разрабатывает собственные нормативно-регулятивные материалы по подготовке диссертаций выпускниками магистратуры – положения, требования, рекомендации и др. При этом структура педагогического исследования и форма представления его результатов либо основана на методологии подготовки кандидатских диссертаций, либо отражает подходы к выполнению выпускных квалификационных работ выпускников специалитета, либо в значительной степени копирует зарубежный опыт.
Однако перенос сложившихся научных традиций и нормативной базы подготовки кандидатских диссертаций в область подготовки магистерской диссертации вряд ли возможен в полной мере. Это обусловлено и временем обучения в магистратуре, и содержанием основной образовательной программы, которая может рассматриваться как начальный этап общей подготовки студента к исследовательской деятельности. В то же время методологическая основа и содержание исследования, представляемого в форме кандидатской диссертации по педагогике, могут быть приняты в качестве некоторого ориентира при подготовке магистерской диссертации.
Содержание предлагаемого пособия включает базовые методологические и теоретические положения, принятые в современной высшей школе. В пособии раскрываются общие положения о магистерской работе: 1) тактика выбора темы и технология обоснования ее актуальности; 2) требования, предъявляемые к содержанию теоретической и экспериментальной части, логика и структура каждой из частей; 3) представлены требования к оформлению текста магистерской диссертации, особенности научного стиля. Детальное рассмотрение процедуры защиты магистерской диссертации поможет студентам чувствовать себя уверенно на государственной итоговой аттестации. В приложение вынесены документы, на которые следует опираться в процессе подготовки и оформления выпускной квалификационной работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Магистерская диссертация – вид итогового аттестационного испытания по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», носит научно-исследовательский характер, является самостоятельным исследованием актуальных проблем в сфере образования.
Магистерская диссертация по профилю «Преподавание иностранных языков с использованием он-лайн технологий» представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития педагогической науки, а ее тема актуальной для теории и практики языкового образования.
|
|
Выпускная квалификационная работа (ВКР) содержит совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, свидетельствующих о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания, практические навыки и профессиональные компетенции.
Процесс подготовки магистерской диссертации, ее содержание, основные положения и выводы должны продемонстрировать компетентность выпускника как личности и профессионала, способного к научной деятельности, творческому подходу к обоснованию и решению приоритетных теоретических и прикладных проблем языкового образования.
Целью организации процесса подготовки и защиты магистерской диссертации в парадигме компетентностного подхода является демонстрация
выпускником магистратуры компетенций, определенных государственным
стандартом высшего образования по направлению «Педагогическое образование». Основными задачами организации процесса подготовки и защиты магистерской диссертации в соответствии с ФГОС ВО является демонстрация выпускником магистратуры умений:
- анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проектировать, организовывать, реализовывать и оценивать результаты научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
- организовывать взаимодействие с коллегами, с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
|
|
- использовать имеющиеся возможности образовательной среды и проектировать новые условия, в том числе информационные, для решения
- научно-исследовательских задач;
- осуществлять профессиональное и личностное самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.
Содержание магистерской диссертации по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» в рамках выполнения требований ФГОС ВО включает в обязательном порядке:
- формулировку положений актуальности темы исследования, основанных на анализе противоречий современной теории и практики системы образования, и сформулированную научную проблему;
- анализ научных исследований в области теории и методологии образования, нормативно-правовых и других справочно-информационных источников;
- проведение эмпирического исследования, обработку полученных результатов, а также их аргументированную интерпретацию в контексте избранного предмета, целей и задач магистерской диссертации;
- выводы и рекомендации по использованию полученных результатов в уточнении и дополнении соответствующих теоретических положений;
- список использованных научных трудов (монографии, статьи, в том числе собственные публикации), нормативно-правовых документов, иных справочно-статистических источников.
Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:
1) выбор и утверждение в установленном порядке темы выпускной квалификационной работы, назначение научного руководителя;
2) изучение требований, предъявляемых к магистерской диссертации;
3) составление и согласование с научным руководителем плана работы по выполнению магистерской диссертации;
4) обоснование актуальности, обзор состояния изученности избранной темы, выбор объекта и предмета, а также определение цели, задач и методов исследования;
5) теоретический анализ в рамках избранной темы магистерской диссертации;
6) проведение эмпирического исследования, интерпретация полученных результатов;
7) оформление текста диссертации, составление и обоснование основных выводов и положений по результатам теоретического анализа и эмпирического исследования;
8) предварительная защита магистерской диссертации на заседании выпускающей кафедры;
9) экспертная оценка рецензентом, а также проверка текста магистерской диссертации на предмет корректности использования ранее полученных научно-прикладных результатов другими авторами;
10) публичная защита магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Примерный план подготовки и защиты магистерской диссертации
№ п/п | Этапы и содержание работы | Сроки |
1. | Ознакомление магистрантов со стандартом итоговой аттестации по направлению «педагогическое образование», с нормативными документами, регламентирующими их научно-исследовательскую деятельность, с основными направлениями научной деятельности преподавателей кафедры, актуальными проблемами государственной и региональной политики в области языкового образования. | первый семестр |
2. | Выбор темы магистерской диссертации, определение научного руководителя | первый семестр |
3. | Составление плана научно-исследовательской работы | первый семестр |
4. | Подбор и изучение литературы по проблеме исследования | первый семестр |
5. | Обоснование актуальности проблемы исследования по данным: литературных источников, нормативных документов, состояния массовой педагогической практики | второй семестр |
6. | Подготовка сообщения и публичное выступление по теоретическим аспектам проблемы и обоснованию актуальности выбранной темы исследования. | второй семестр |
7. | Составление и корректировка списка научной литературы по изучаемой проблеме | второй семестр |
8. | Подготовка реферата /публикация статьи по основным теоретическим понятиям изучаемой проблемы | второй семестр |
9. | Выбор методов исследования. Подбор, систематизация, модификация диагностических методик | третий семестр |
10. | Разработка и утверждение плана опытно-экспериментальной работы | третий семестр |
11. | Проведение констатирующего эксперимента, анализ и интерпретация результатов | третий семестр |
12. | Проведение формирующего эксперимента. Реализация проекта в соответствии с задачами исследования. | третий–четвертый семестры |
13. | Проведение контрольного эксперимента, анализ и интерпретация результатов | четвертый семестр |
14. | Подготовка доклада и публичное выступление по прикладным аспектам изучаемой проблемы. Публикация статьи. | четвертый семестр |
15. | Оформление выпускной квалификационной работы, подготовка к защите, презентации и трансляции результатов исследования. | четвертый семестр |
16. | Публичная защита магистерской диссертации на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. | четвертый семестр |