Особенности стиля научной речи

 

В научной речи следует избегать личных конструкций, таких, как, например, по моему/нашему мнению, я считаю/мы считаем (подробнее см. Приложение 7). Вместо них стилистически адекватным будет использование таких пассивных конструкций и безличных оборотов, которые позволяют избегать форм первого лица. Например: Представляется, что…; Представляется целесообразным отметить…; Как уже указывалось…; Можно считать доказанным…; Нетрудно убедиться в том, что…; Представляет интерес рассмотрение …; В связи с изложенным выше можно предположить, что …; Есть все основания полагать, что…; Возвращаясь к вопросу о …; В исследовании установлено, что …; Прежде всего, необходимо отметить …; Теперь необходимо остановиться на…; Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы…; В заключение необходимо подчеркнуть, что …; Следует, однако, отметить … и т.д.

Необходимость аргументации высказываний и обеспечения логичности изложения приводит к интенсивному использованию вводных слов и оборотов, выступающих в функции связующих средств. Например: во-первых; во-вторых; как уже указывалось; как известно; о чем речь пойдет ниже; на первый взгляд; прежде всего; с другой стороны; вместе с тем; таким образом и т.д.

Давая библиографические ссылки и цитаты в тексте работы, следует высказывать свое к ним отношение. Это можно сделать при помощи следующих оборотов: Вслед за И.В. Арнольд будем считать …; Нельзя не согласиться с И.А. Зимней, которая пишет …; А.А. Леонтьев справедливо считает, что …; Как отмечает Е.И. Пассов…; По мнению И.Л. Бим, убедительно изложенному в ее работе …; Противоположная точка зрения высказана в работе…; Такой подход представляется малоэффективным, поскольку…; Представляется обоснованным согласиться с позицией Г.Е. Веделя, который считает … и.т.п.

В тексте, при ссылке на высказывания цитируемых авторов и при выражении своей оценки данных суждений следует использовать такие выражения, как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, размышляет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет и др.

Формальные признаки научного текста магистерской диссертации

Актуальность проблемы: 1) особенность, исключительность, важность рассматриваемой проблемы:

Одной из наиболее актуальных проблем является…

В настоящее время особую актуальность приобретает…

2) Сложность, трудность решения проблемы:

Большим препятствием является…поэтому издание…- насущная задача…

При составлении…сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование… - сложная проблема…

3) Необходимость какого-либо действия:

Необходимость можно обосновать следующим образом

Необходимость обусловлена…

Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является…

Одна из…заключается в…

Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает…

Особое место занимает…

Огромную роль играет…

Все большее внимание уделяется…

При возникает сложная проблема (разнообразие задачи…)

Недостатки известного варианта решения:

1) Основной недостаток…заключается в том, что…

Недостатком является то, что…

Что касается..., то эта проблема не решена

2) Характеристика отношений противопоставления, несоответствия:

Однако…имеет ряд существенных недостатков…

Однако…не позволяет…

3) Характеристика какой-либо негативной ситуации:

В… игнорируется…

В большинстве работ…рассматривается без учета…

4) Констатация трудностей, сложности реализации известных вариантов решения:

Рассмотренная система является весьма сложной и характеризуется большой длительностью обслуживания

Трудоемкость существующих методов…существенно снижает…

Описание предлагаемого варианта решения:

В настоящей работе предлагается средство…

Предлагаемый…основан на…

Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы…

Перейдем непосредственно к описанию…

В данной работе излагается один из подходов к…

Место исследования/экспериментальной работы:

В (на)…действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, проводилась, проведен, ведутся…)…

Примеры:

Рассмотрим…на примере…

Приведем пример…

Поясним на примере…

Наглядное представление информации:

На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены…)…

Особенность предлагаемого варианта решения:

Существенной особенностью…является…

Особенность…состоит в том, что…

Преимущества предлагаемого варианта решения

Преимущество этого способа состоит в том, что…

Применение…сократило время, исключило субъективность…

Метод дает возможность рассчитать и обеспечить…

Применение…повысит и позволит…

Выводы:

Итак, можно сделать вывод, что…

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы…

Итак, подводя итоги, можно сказать, что…

В заключение подчеркнем следующее…

Анализ позволяет утверждать…

Рекомендации:

Как..., так и…может быть рекомендовано в качестве…;

Система может быть рекомендована для..

…методика может быть использован для…

Методический прием…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: