Структура и содержание магистерской диссертации

 

Научное исследование, независимо от его вида, должно включать следующие общие характеристики: обоснование проблемы и ее актуальности, тему, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу, защищаемые положения, оценку научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

В.В. Краевский предлагает в упрощенном виде представить их в виде вопросов.

Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема: как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования: какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки: в какие проблемы, концепции, области науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Магистерская диссертация имеет стандартную структуру письменного отчета о научно-исследовательской работе и состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста.

- Титульный лист.

- Оглавление (Содержание).

- Введение.

- Главы основной части (параграфы внутри глав).

- Заключение.

- Список литературы (библиография).

- Приложения (если есть такая необходимость).

Титульный лист

Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется по форме, приведенной в приложении (см. Приложение 1). Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001.

Оглавление

В Содержании приводят название разделов, подразделов и пунктов  в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены.

Название разделов печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов – с отступом (0,6 см).

Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием.

Над колонкой цифр (колонцифр) в Содержании сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят.

«Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» также включаются в Содержание, но не нумеруются. Пример оформления Содержания приведен в приложении (см. Приложение 2).

Введение

Во Введении к магистерской диссертации необходимо:

- показать актуальность выбранной темы;

- выявить противоречия и проблему;

- указать объект и предмет исследования;

- сформулировать цель и рабочую гипотезу;

- обозначить задачи исследования;

- обосновать методологические и теоретические основы исследования;

- указать методы, используемые в работе, и экспериментальную базу исследования (или где и как проходила апробация);

- определить теоретическую и практическую значимость исследования;

- кратко описать структуру работы.

Во Введении следует строить связный в логическом и языковом плане текст, раскрывающий содержание названных позиций диссертационного исследования.

В формулировке темы отражается:

- предмет исследования;

- проблема, которую нельзя решить без помощи науки;

- идея (новая цель и новое средство!);

- предполагаемое нововведение;

- категориальный аппарат педагогики: цель, содержание образования (воспитания), метод, качество образования и др.;

- целевая группа (кто и с кем это будет делать?).

Освещение актуальности выбранной темы не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.

При обосновании актуальности темы магистерской работы можно следовать схеме, предложенной В.В. Краевским:

1. Обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения.

2. Обоснование практической актуальности темы: показать недостатки обученности и воспитанности школьников, которые следует устранить.

3. Обоснование научной актуальности темы: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Освещение актуальноститемы магистерской диссертации предполагает характеристику педагогической реальности, в которой важно выявить и сформулировать противоречия. Они, как правило, возникают между социальными потребностями в повышении эффективности образовательной деятельности и отсутствием научно обоснованных подходов к решению данной задачи; усложнением условий образовательной деятельности, влияющих на ее эффективность, и относительно медленным внедрением адекватных им новых технологий и методов управления на муниципальном уровне; тенденцией к повышению значимости критериев качества и эффективности в современном образовании и игнорированием их в управленческой деятельности, опоре преимущественно на экстенсивные критерии и т.д. В этой же части введения необходимо привести результаты предварительного теоретического обзора, раскрывающего степень и различные аспекты разработанности в теоретических трудах вопросов в русле обозначенной темы магистерской диссертации.

Противоречия, обусловливающие актуальность исследования:

- Есть новые цели – неизвестны средства их достижения!

- Есть новые возможности – не ясно, где и как их реализовать!

- Нужен специалист для «завтра», а готовим для «вчера»!

- Вместо изменения сути – меняем терминологию! И др.

Осмысление актуального противоречия позволяет сформулировать проблему исследования, которая, прежде всего, заключается в обоснованной необходимости научно-прикладного поиска оптимальных путей и средств,

направленных на разрешение установленных противоречий, с учетом разработанных в науке соответствующих теоретических положений и выводов.

Научная проблема может отражать в себе как реальное жизненное противоречие, так и противоречие между новыми фактами, явлениями и недостаточностью знаний для объяснения их сути, взаимосвязей и зависимостей. Обнаружение противоречий действительности, постановка на их основе научной проблемы – решающее условие научного поиска.

Далее определяется объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

    Объект исследования определяет область, направление, в котором проводится изыскание. Это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отдаленность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения.

Предмет исследования конкретизирует то место в обозначенной области, которое занимает исследователь. Предмет научного исследования – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании,

во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся

внешне противоречия явления) и, во-вторых, к области существенных связей

и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс

в рамках объекта исследования. Важно понимать, что объект и предмет соотносятся как целое и его часть. Необходимо помнить, что объект исследования всегда шире, чем его предмет.

После определения объекта и предмета исследования логично перейти к определению цели исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как именно в формулировке цели должен быть представлен замысел исследования, определен предполагаемый научный результат, который должен быть получен в итоге выполнения магистерской диссертации.

Английский философ и педагог Джон Локк отмечал: «Никогда ни один человек не принимается за что-либо без той или иной цели, которая служит основанием того, что он делает; и какими бы способностями он ни пользовался, его постоянно ведет разум с тем светом, какой у него есть, хорошо или дурно направленным, и этот свет, истинный или ложный, направляет все его деятельные силы… Поэтому в высшей степени важно, чтобы о разуме очень заботились, правильно направляли его в поисках знания и в составляемых им суждениях».

Американский философ и историк Эрик Хоффер так выразил отношение людей к формулированию цели: «Мы все инстинктивно боимся цели. Многие из нас предпочли бы находиться в пути всю жизнь, так и не добравшись до места назначения. Мы судорожно хватаемся за средства и часто забываем о цели». Именно поэтому цель исследования должна быть четко определена и сформулирована.

Сформулировав цель исследования, необходимо указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Иерархия сформулированных задач отражает логику магистерской диссертации, последовательность ее выполнения. Задачи формулируются в четко постановочном формате, предполагающим достижение автором магистерской диссертации промежуточных относительно самостоятельных результатов: изучить..., описать..., установить..., выяснить…, рассмотреть…, выявить… и т.п. Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи магистерской диссертации.

Во введении формулируется и гипотеза исследования, представляющая видение исследователем конечного продукта изучаемого педагогического процесса.

Гипотезаисследования - что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, что не замечают другие? Гипотеза как бы обрисовывает общую модель нововведения и характеризует технологию его «вхождения» в существующую педагогическую практику.

Научная гипотеза в этом процессе представляет собой предположение относительно условий, путей и способов разрешения проблемы, снятия противоречия. Формулировка гипотезы – это творческая фаза экспериментального рассуждения, фаза, на которой исследователь представляет себе зависимость, которая могла бы существовать между двумя фактами.

П.В. Копнин определяет гипотезу следующим образом: «Гипотеза как форма научного познания характеризуется следующими свойствами: 1) является системой научного познания, которая складывается из различных мнений; 2) объединяющим элементом или идеей в них является предположение». Предположение в гипотезе, согласно П.В. Копнину, а) служит средством познания предмета, его основных взаимоотношений и закономерностей; б) содержит сведения, которые имеют вероятностный характер; в) должно быть доказано либо отвергнуто и заменено другим в процессе обоснования и развития гипотезы; г) должно способствовать созданию на своей основе системы знаний, которая помогает вскрывать новые факты и закономерности и является орудием движения познания [48].

По познавательной значимости можно выделить следующие типы гипотез.

1. Первичная (рабочая) гипотеза, которая определяет направление исследования, основные его задачи, критерии классификации и оценки фактов. Первичная гипотеза применяется чаще всего тогда, когда исследуемая область мало разработана.

2. Реальная (научная) гипотеза, которая возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выражения. В ней высказывается предположение о существующих отношениях между явлениями или их закономерностях, о существовании определенного явления, свойства или результата, причем это утверждение носит вероятностный характер. В процессе исследования первичная (рабочая) гипотеза, как правило, переходит в реальную (научную).

Гипотеза должна отвечать следующим условиям:

- соответствовать хорошо проверенным фактам;

- не противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана, кроме случаев, когда она захватывает более широкий круг явлений, так что известные теории становятся частным случаем новой, более общей теории;

- отвечать принципу научности;

- обеспечивать свою экспериментальную и практическую проверяемость (принципиальную и техническую возможности осуществления проверки).

Формальными признаками хорошо сформулированной гипотезы являются:

- адекватность ответа поставленному вопросу или соотнесенность выводов с посылками;

- правдоподобность, то есть соответствие уже имеющихся знаний по данной проблеме. Если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории;

- доступность проверке. Если не найден способ проверки гипотезы, она не может быть исследована.

Предусматривая способы проверки гипотезы, педагогу-исследователю нужно иметь в виду следующее.

Во-первых, гипотеза, формулирующая зависимость между двумя рядами фактов, имеет общее значение, но проверяется она только на частных типичных случаях. Поэтому многообразие методов, повторение исследования частных факторов позволяют выявить общую закономерность.

Во-вторых, специфика педагогических явлений такова, что здесь не может быть прямой проверки гипотезы (когда оба члена гипотетического отношения могут стать объектом прямого наблюдения). Здесь всегда имеют место такие факторы, как черты личности педагога и обучаемого, мотивы их деятельности и поведения. Поэтому гипотезу в педагогическом исследовании подвергают косвенной проверке, то есть проверке, основанной на тех следствиях, которые можно вывести, учитывая наличие промежуточных факторов.

В-третьих, в каждом эксперименте проверяется лишь одна зависимость между двумя рядами факторов, в каждом из которых велико число переменных. Поэтому проверка гипотезы всегда частична. Она исключает противоположную гипотезу, но не роль других переменных, имеющих значение в изучаемом явлении.

При формулировке гипотезы (научного предположения) возможно использование оборота: «Если…, то следует ожидать, что…». Гипотеза в своей содержательной характеристике напоминает формулу изобретения. Формулировать гипотезу исследования следует кратко и лаконично одним предложением.

Примеры фраз, используемых при формулировке гипотез:

 Изложенная выше идея конкретизировалась нами с помощью положений, сформулированных как гипотеза исследования.

Эффективность изучения … в старшей школе, их роль в усилении …, в развитии … и … может быть повышена, если:

- в содержании и структуре программы для …;

- … рассматривать как;

-  четко выделять …;

-  использовать ….

Обозначенное объективное противоречие, заявленная проблема, цель и задачи исследования определяют формулировку гипотезы: эффективная подготовка старшеклассников к реализации …. Возможна если:

- разработана программа такой подготовки с …;

- сформирована ….;

- обеспечено …;

- организована взаимосвязь и скоординированы;

- используется ….

В основу исследования положена следующая гипотеза: возможно повысить качество … за счет использования в курсе …. Подобная организация учебного процесса позволит активизировать …, более эффективно, чем при традиционном обучении формировать …, развивать …, в области ….

Гипотеза должна: 1) не содержать неясных терминов; 2) четко и логично обозначать ожидаемую связь событий; 3) ее содержание не должно быть тривиальным (очевидным, аксиоматичным) и сводится к суждениям здравого смысла. Проверка гипотезы не должна вызывать трудностей и организационных возможностей.

Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, которые используются для обработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в магистерской диссертации цели. Необходимость сочетания общетеоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера детерминируют выбор комплекса методов. Во-первых, это общетеоретические методы: теоретической анализ (научной литературы), обобщение, классификация, сравнение, систематизация, моделирование, проектирование. Во-вторых, эмпирические методы: изучение и обобщение опыта практики педагогической работы, изучение и анализ нормативно-законодательных документов применительно к проблеме и теме диссертации, анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, количественный и качественный методы обработки результатов.

Примеры формулировок методов исследования:

Вариант 1. Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам содержания и технологий начального образования, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседы, моделирование, тестирование, статистическая обработка полученных данных.

Вариант 2. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

- на этапе изучения проблемы исследования – теоретический анализ философской и педагогический литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта; опросные методы: анкетирование, беседа; наблюдение; педагогический эксперимент; методы самооценки и экспертной оценки; метод изучения продуктов деятельности учащихся;

- при обобщении данных исследования – анализ и систематизация данных; статистические методы обработки результатов эксперимента.

Вариант 3. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы;

- наблюдение и изучение практической деятельности учителей начальной школы, анализ собственного опыта работы в школе, институте усовершенствования учителей, университете в аспекте исследуемого процесса;

- моделирование системы методических задач и методики их использования в учебном процессе с целью выявления функций разработанных задач и установления связей между элементами системы;

- анкетирование школьников, учителей, преподавателей пединститутов с целью выяснения степени интереса, значимости, трудности методических задач, используемых на занятиях в начальной школе;

- педагогический эксперимент в различных его разновидностях (констатирующий, формирующий, контрольный), с целью проверки эффективности использования разработанной системы методической работы.

После этого необходимо показать методологическую, теоретическую и эмпирическую основу диссертации  .

Исследовательская работа любого уровня не может носить чисто реферативный характер, она должна содержать элемент научной и практической новизны и быть полезной педагогическому сообществу. Поэтому в ней необходимо в явном виде сформулировать практическую значимость выполненного исследования.

В завершающей части введения необходимо кратко охарактеризовать структуру магистерской диссертации.

Основная часть

Требования к конкретному содержанию основной части магистерской

диссертации устанавливаются научным руководителем на основании требований к магистерской диссертации, представленных в Положении об итоговой государственной аттестации по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование».

Основная часть может состоять из двух (трех) глав, включающих параграфы: первые (одна, две) главы носят методолого-теоретический характер; вторая (третья) глава посвящается эмпирическому исследованию.

В первой главе следует провести теоретический анализ, позволяющий выявить и раскрыть научно-обоснованные предпосылки выполнения эмпирического исследования в рамках обозначенной темы магистерской диссертации. На основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной (как переведенной на русский язык, так и оригинальной) научной литературы по исследуемой проблеме, а также соответствующих нормативных материалов рекомендуется рассмотреть принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме.

 Анализируя сложившийся понятийный аппарат в теории педагогики в аспекте изучаемой проблемы, автору магистерской диссертации рекомендуется внести в существующие понятия и дефиниции свои уточнения и дополнения, обоснованные результатами проведенного исследования.

Вторая глава должна быть посвящена педагогическому эксперименту в рамках избранного предмета исследования. Все это позволяет представить всестороннюю характеристику исследуемой проблемы исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых педагогических явлений и процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow