Социоконструктивный идеализм

Чтобы понять природу этой разновидности идеализма, нужно обратиться к тому, что говорилось во втором параграфе этой главы. Там шла речь о появлении на определенном этапе развития философской мысли понятия общественного мнения. Тем самым в какой-то степени стало ясным, что кроме сознания отдельных индивидов, индивидуального сознания существует еще и сознание определенных групп людей. Пусть смутно, имплицитно, но с самого начала осознавалось, что, во-первых, хотя общественное сознание не может существовать без индивидуальных сознаний, оно тем не менее не представляет собой простой суммы сознаний отдельных индивидов. Оно есть особое целостное образование. Более или менее отчетливо осознавалось также, что в отношении общественного сознания и сознаний индивидов первое является определяющим, а второе - определяемым. Это означало, что сознание любого индивида является не только индивидуальным, но также и общественным. И вполне понятным было, что характеристика сознания индивидов относилась прежде всего не к их чувственному познанию, а к мышлению, разуму. Общественное сознание есть прежде всего разумное познание. И совершенно не удивительно, что наряду с понятием общественного мнения появилось понятие общественного разума, человеческого разума вообще. Оно совершенно отчетливо присутствует, например, в философеко-исторических работах выдающегося французского мыслителя Клода Анри де Ревруа, графа де Сен Симона (1 760-1825). И это социарное сознание, этот социарный разум в глазах многих мыслителей, не исключая материалистов, выступал как творец, создатель общества. Этот социоисторический идеализм мог сочетаться с натурматериализмом.

Но на этом развитие данной идеи не остановилась. Все более ясным становилось, что общественным является не только социарное, но и натурарное сознание, что все познание человека носит общественный характер. Так был сделан шаг к преодолению так называемой гносеологической робинзонады, то есть взгляда на человеческое познание вообще как на сумму познаний отдельных индивидов, который долгое время был господствующим. Это взгляд, помимо всего прочего, так или иначе вел к трактовке человеческого познания как явления не социального, а природного, биологического. Становилось все более ясным, что активный, творческий характер носит не только социарное, но вообще все человеческое сознание. Люди не просто воспринимают воздействие природы, но и активно воздействуют на нее, создают вещи, которые без людей никогда бы не появились. Здесь оставался лишь один шаг до мысли, что общественный разум, общественное сознание создает, конструирует не только общественные, но и природные явления, творит весь внешний мир. Зачатки такого взгляда обнаруживаются.уже у И. Канта. Но подлинным создателем нового течения идеализма - социоконструктивного идеализма - был, конечно И. Г. Фихте. Исходным моментом его философской системы, как и философии субъективного идеализма, является Я. Но если Я субъективных идеалистов есть прежде всего чувственное познание, содержащее в себе весь мир, то Я у И. Г. Фихте есть прежде всего общественный разум, творящий мир. Это Я не совпадает с Я индивидов, составляющих общество, оно не есть ни индивидуальное сознание и ни совокупность индивидуальных сознаний, а такое сознание, которое выступает как нечто объективное по отношению ко всем индивидуальным сознаниям, как всеобщее сознание. Это и есть абсолютное Я Фихте. Но являясь абсолютным сознанием, оно в то же время отлично от абсолютного сознания объективных идеалистов. Последнее есть ничейное сознание и в этом смысле не является Я. Абсолютное сознание у Фихте не является ничейным сознанием. Оно, хотя не есть ни индивидуальное сознание, ни сумма индивидуальных сознаний, в то же время не может существовать без этих индивидуальных сознаний, без этих индивидуальных Я. И в этом смысле оно само является Я, но только Я абсолютным.

Суть абсолютного Я в том, что оно создает мир, создает не-Я. Это не-Я находится вне Я и в то же время не существует и не может существовать без Я. Абсолютное Я есть не только и не столько существующее, сколько действующее, созидающее, творящее. Оно соединяет в себе и познающий, чистый разум, и разум практический, волю, и в этом единстве ведущим моментом является разум практический, воля, деятельность.

Деятельностью, практикой является не только Я, но и неразрывно связанное с ним не-Я. Не-Я представляет собой и продукт деятельности, и саму деятельность.

В последующем развитии философской мысли на позиции социоконструктивного идеализма перешли те младогегельянцы, которые положили в основу своей философии категорию самосознания. Это прежде всего Бруно Бауэр (1809-1882), Эдгар Бауэр (1820-1885) и Макс Штирнер (псевдоним Иоганна Каспара Шмидта) (1805-1856).

Затем на долгое время социоконструктивный идеализм был забыт. Подлинное его возрождение наступило в ХХ в. Если в настоящее время не существует ни сколько-нибудь последовательных систем субъективного идеализма, ни сколько-нибудь новых, оригинальных объективно-идеалистических построений, то новых вариантов социоконструктивного идеализма существует множество. И самое, пожалуй, интересное состоит в том, что почти все современные социоконструктивные идеалисты не только объявляли, но и считали себя марксистами, а некоторые продолжают считать себя таковыми и сейчас. Одни из них рассматривали свои философские построения как дальнейшее развитие диалектического материализма, другие - как замену устаревшего диалектического материализма более высокой формой марксистской же философии.

Эти системы социоконструктивного идеализма будут подробнее рассмотрены в шестой книге цикла. Здесь же я ограничусь лишь более чем кратким их перечнем. Это - «философия живого опыта» Александра Александровича Богданова (настоящая фамилия - Малиновский) (1873-1928), философия Карла Корша (1886-1961), раннего Дьёрдя (Георга) Лукача (1853-1971), «философия практики» Антонио Грамши (1891-1937), «философия практики», пропагандировавшаяся группой югославских авторов (Гайо Петрович, Михайла Маркович, Светозар Стоянович и др.), сплотившихся вокруг журнала «Праксис» (Praxis), построения многих западных неомарксистов, «деятельностная концепция познания» Игоря Серафимовича Алексеева (1935-1988), «деятельностная концепция» Георгия Петровича Щедровицкого (1929-1994), «практический материализм» в Китае наших дней.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: