Философский монизм. Понятия субстанции и акциденции

Между материалистами и идеалистами существует коренное различие в понимании и мира (бытия, природы, материального, физического и т. п.), и сознания (познания, мышления, идеального, духовного, психического и т. п.). И в то же время между ними имеется общее. Это общее заключается в том, что и те, и другие, принимая как факт существование двух качественно отличных форм реальности: духовной и физической, в то же время не допускают мысли, что эти две формы реальности представляют собой два совершенно самостоятельных, независимых друг от друга мира. С точки зрения и тех, и других, существует только один-единственный мир, и этот мир един, то есть составляет одно единое целое. Понятия единственности и единства мира неотделимы друг от друга. Как уже указывалось, понятие единства включает в себя понятия, во-первых, наличия общего между всем существующим, во-вторых, связи всего существующего.

Согласно взгляду материалистов, кроме материи существует сознание, но оно представляет собой своеобразное порождение и проявление материи и в таком качестве включено в один единый материальный мир. Субъективные идеалисты считают, что существует и мир, природа, но только как содержание сознания субъекта, как проявление субъективного духа. Объективные идеалисты признают независимое от сознания людей бытие природы, чувственных вещей, даже материи, но лишь как проявление, порождение и/или форму существования объективного мышления. И материалисты, и идеалисты в равной степени являются монистами. Таким образом, монизм существует в двух основных формах. Одна - монизм материалистический, другая - монизм идеалистический.

В процессе развития философской мысли возникло и получило развитие понятие «субстанции». Когда-то им широко пользовались. Теперь оно во многом забыто. Однако в целом ряде отношений оно весьма полезно. Субстанция (от лат. substantia - сущность, то, что лежит в основе), как ее стали понимать в Новое время, есть бытие, но при этом такое, существование которого не обусловлено никаким другим бытием, находящимся за его пределами. Это бытие существует само по себе. Оно не зависит ни от чего, кроме себя самого. Как говорил выдающийся голландский философ Б. Спиноза, субстанция есть «causa sui», то есть причина самой себя. Субстанции обычно противопоставляется акциденция (от лат. accidentia - случай, случайность) - бытие производное, имеющее началом что-то отличное от него самого. Те философы, которые признают существование лишь одной субстанции, рассматривают все акциденции как ее многообразные проявления.

Материалистический монизм состоит в признании существования одной единственной субстанции - материи, материального мира. Никаких других субстанций, кроме материальной, нет и быть не может. Идеальное, дух есть не субстанция, а лишь акциденция. Идеалистический монизм тоже заключается в признании существования одной-единственной субстанции, но только не материальной, а идеальной. Никакой другой субстанции, кроме идеальной, не существует и существовать не может. Природное, материальное не есть нечто самостоятельно существующее, а есть лишь проявление идеальной субстанции и в этом смысле - ее акциденция.


 


Глава 5 Дополнительные направления в философии

Философский дуализм и плюрализм

Выше были рассмотрены' два ответа на основной вопрос философии - материалистический и идеалистический. Они главные, но не единственно возможные и не единственно существующие. Не исключен и такой ответ: ни материя не первична по отношению к сознанию, ни дух - по отношению к материи.

Эти два вида реальности абсолютно равноправны и образуют два совершенно самостоятельных мира. Таким образом, существуют две субстанции: одна - материальная, другая - идеальная. Такая философская позиция носит название дуализма (от лат. dua - два, dualis - двойственный). В истории философии единственным крупным представителем дуализма был выдающийся французский мыслитель и ученый Рене Декарт.

Начав с положения о существовании двух субстанций - мыслящей (духовной) и протяженной (материальной), Р. Декарт подразделил первую из них на (1) производную и конечную духовную субстанцию - душу человека и (2) первичную и бесконечную духовную субстанцию - бога. Но когда Р. Декартом бог объявляется творцом не только конечной духовной субстанции, но и материальной субстанции, когда ему приписывается привнесение движения в материю, то, по существу, перед нами если и не полный идеалистическим монизм, то, во всяком случае, эклектическое его сочетание с дуализмом.

Были философы, провозглашавшие существование огромного, если не бесчисленного, множества субстанций. Если исходить только из их собственных деклараций, то перед нами не что иное, как плюрализм. (от лат. pluralis - множественный).

Исходным пунктом учения немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) является положение о существовании множества простых неделимых, абсолютно независимых друг от друга субстанций - монад (от греч. «монос, монадос» - единица, неделимое). Монады вечны и неуничтожимы, они не могут ни возникнуть, ни исчезнуть естественным путем. Но затем Г. В. Лейбниц объявляет монады духовными по своей природе, вводит бога, из излучений которого возникают монады и который может. их уничтожить. В результате перед нами - всего-навсего своеобразная разновидность объективного идеализма.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: