Публицистический стиль и его особенности

План

1. Публицистический стиль и его особенности.

2. Медиатекст: функционально-жанровые разновидности.

3. Речевое воздействие в сфере масс-медиа (экспрессивная лексика; интертекстуальность, языковая игра, преобразование содержательной информации).

Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. Гойхмана О.Я.- М.: Инфра-М, 2009.- 240с.

2. Кортава Т.В. Русский язык и культура речи.- М.: МаксПресс, 2012 – С.150-158

3. Современный медиатекст / под ред. Кузьминой Н.А.- Омск, 2011.- 414с.

4. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / ред. М. Н. Володина. –    М.: Изд-во МГУ, 2003 // Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/01.htm

5. Филиппова Л.С.,Филиппов В.В.Русский язык и культура речи:учебн. Пособие,6-е          изд.,перераб.Тюмень:Изд-во Тюменского госун-та,2010.-436с.

 

Публицистический стиль и его особенности.

Публицистический (лат. publicus «общественный, государственный») стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, которая широко применяется в средствах массовой информации (газеты, журналы, теле- и радиопередачи), а также в публичных выступлениях на общественно-политические темы (в деятельности партий и общественных объединений). Сюда же относят политическую литературу для массового читателя и документальное кино. В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именуется также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем.

Основные функции публицистики:

информационная (информативная) — информирование, передача общественно значимой информации;

воздействующая — стремление повлиять на мнение людей по поводу какой-либо общественно-политической или социальной проблемы.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую и др.

 

Для публицистического стиля речи характерны:

· логичность, четкость, простота, доступность (обусловлены массовостью адресата СМИ и связанными с этим требованиями к тексту): небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики, например: С 1 июля в России вводятся новые правила продажи сигарет.

· стандартность изложения информации ( употребление огромного количества речевых клише, например: точка зрения, желтая пресса, продукты питания, волна подорожания, транспортные средства, стихийное бедствие, политическое убежище, сложная политическая обстановка, резервы повышения эффективности и пр.).

· экспрессивность изложения ( широко используются разнообразные выражения, фразеологизмы, конструкции экспрессивного синтаксиса и пр.), например: Проблему качества одним махом не решишь;…правильные выводы сделали далеко не все. Кое у кого, как говорится, в одно ухо вошло, в другое вышло, а подходы как были вчерашними, так и остались (М.С.Горбачев); Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку!

· стремление к новизне, что влечет за собой появление большого количества неологизмов; неологизмы являются мощнейшим средством выражения экспрессии. Они частотны в молодежных журналах и газетах, например: «пиариться» (делать себе рекламу в конкретной ситуации); «хедлайнер» («гвоздь программы», самый ожидаемый участник концерта, представления); «стейдж» (прыжки со сцены); «драйв» (эмоциональная насыщенность, напряжение). Однако, с другой стороны, неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, теряет экспрессию и со временем становится расхожим выражением. Например: Дорога длиною в год – День длиною в 35 часов, Поиск длиною в 23 года, Выборы длиною в год.

·  фактологичность, объективность, достоверность. Эти качества, к сожалению не всегда присущи современным газетным и теле-радиоматериалам;

· призывность, полемичность, например: Кто и сколько заработал на смерти принцессы Дианы?

 

Специфичные стилевые черты:

- Социальная оценочность (по Г.Я. Солганику).Социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности: широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа.

- Сочетание стандартных и экспрессивных элементов текста. Под стандартом понимаются немаркированные языковые единицы, существующие в готовой форме, воспринимаемые однозначно и легко переносимые из текста в текст. Экспрессивные сегменты – это маркированные элементы текста, выражающие авторское отношение к содержанию высказывания и его оценку (по В.Г. Костомарову – единство экспрессии и стандарта).

 

2.Понятие «медиатекст». Тексты, распространяемые масс-медиа,- медиатексты (медийные тексты) стали неотъемлемой частью жизни любого современного человека и объектом изучения новой научной дисциплины – медиалингвистики.

Согласно статистическим данным, медиатексты в наши дни являются одной из самых распространенных форм бытования языка. Их корпус постоянно растет: появляются новые телеканалы, новые журналы, сетевые печатные издания. В современной науке для обозначения этой виртуальной территории используются такие термины, как информационное пространство, информационная среда, медиаланшафт, инфосфера.

    Язык СМИ неоднороден. В нем выделяются два уровня: вербальный и аудиовизуальный (медийный), поэтому язык СМИ следует рассматривать как знаковую систему смешанного типа. Медийные свойства того или иного средства массовой информации вносят в понимание текста новый смысл.

Так, например, специфика языка печатных СМИ состоит во взаимодействии вербальных и графических компонентов, радиотексты сопровождают словесную информацию звуковым оформлением, телевизионный текст к вербальному и звуковому уровню добавляет видеоряд. Вербальный текст в Интернете, помимо присутствия различного аудиовизуального сопровождения, приобрел «сетевое» измерение: текст (в данном случае его называют гипертекст) разворачивается не только линейно, но и вглубь, с помощью различных ссылок. Самым эффективным средством массовой информации в плане воздействия на общественное сознание считается телевидение. Таким образом, медийным текстом называют дискретную единицу медиапотока, которая объединяет в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные).

Медиатексты делят на журналистские, рекламные и PR-тексты (классификация М.Ю.Казак). В повседневном потреблении новой информации мы чаще всего сталкиваемся с журналистскими медиатекстами.

Функционально-жанровыми разновидностями журналистских медиатекстов являются:

·  новостные ( информационные) медиатексты;

· информационно-аналитические медиатексты (информационная аналитика и комментарий);

· художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк,«feature», фиче).

Новостные (информационные) медитексты – публицистические тексты, которые освещают событие только с фактологической стороны и не должны содержать субъективного мнения автора о событии. Тематически связаны с социально значимыми для читателя/слушателя темами – политика, экономика, общественная жизнь. В количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. Наиболее полно реализуют информативную функцию языка. Всегда нацелены лишь на информирование аудитории о наиболее заметных, характерных внешних чертах отображаемого предмета, но не на проникновение в сущность его внутренних взаимосвязей, их анализ, как аналитические материалы.

Медиатекст, созданный в информационном (новостном) жанре, предназначен дать только ответы на вопросы: кто? что сделал? где? какими средствами? зачем? как? когда? – данная формула была создана еще римским ритором Квинтилианом в I в. н.э., который считал эти вопросы необходимым условием для суждения о любом событии (например, информационная хроника, информационная заметка, отчет, информационная корреспонденция, репортаж и др.).

    Информационно-аналитические медиатексты - публицистические тексты, для которых обязательным компонентом является выражение авторского мнения о фактах и оценки информации; сопоставление фактов, прогнозирование событий, анализ события, его комментарий. Аналитические жанры используются там, где проводится исследование, устанавливаются причинно-следственные связи (примером аналитических материалов может быть аналитическая статья, комментарий, рецензия, обзор, обозрение, журналистское расследование и др.). Если новости отражают каждодневную меняющуюся картину мира, то тексты информационно-аналитические окрашивают эту картину в десятки разнообразных цветов, придавая ей определенный мировоззренческий оттенок, ту или иную идеологическую модальность.

    Художественно-публицистические медиатексты (текст-очерк, («feature», фиче) - тексты этой группы делают акцент на факторе человеческого интереса, на развлекательном моменте события, на индивидуально-авторском видении факта. Характеризуются усилением функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте. Если для новостей и информационной аналитики интересны прежде всего социальные новости, то в поле зрения фиче – многочисленные статьи на темы светской жизни, высокой моды, казусы в политической жизни и др. (очерк, сатирический комментарий, фельетон, памфлет, эссе, рецензия и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: